Конкретно-управленческий смысл

Общеэкономический смысл

Тема №1. Внутрифирменное планирование.

Заглядывай вперед или окажешься позади.

Б. Франклин

 

Планировать или быть планируемым.

М. Алексеева

Понятие планирование деятельности фирмы имеет 2 смысла в теории бизнеспланирования:

  1. Общеэкономический
  2. Конкретно-управленческий

 

Понятие общеэкономического смысла вытекает из общей теории фирмы и ее природы. С общеэкономической точки зрения ПЛАНИРОВАНИЕ – это антипод рыночного механизма. Своей деятельностью фирмы нарушают экономическое равновесие.

Накапливаются противоречия между спросом и предложением. Когда у компании происходит замедление производства продукции компании необходимо определить, чем оно вызвано. Если это вызвано естественным накоплением противоречий между спросом и предложением, то какие-либо действия[1] по предотвращению этой ситуации приводят к кризису.

Некоторые компании предпочитают уничтожать излишки продукции, чтобы не снижать цену на товар. Но в результате потери несет не только фирма, но общество, нарастает социальная напряженность.

На определенном этапе развития экономической теории, когда экономисты пришли к выводу, что кризис влечет за собой не только финансовые потери фирмы, но и кризис общества, было принято решение ввести плановое хозяйство. Таким образом, ПЛАНИРОВАНИЕ – вытеснение рыночных механизмов системой волевых, сознательно принимаемых решений. Если оценивать это решение экономистов, то можно сказать, что планирование – одно из реальных достижений социализма в области экономики.

Моральное стимулирование, используемое в плановой экономике начало использоваться странами с рыночной экономикой. Но в рыночной экономике планирование стало возможным только в индикативном (рекомендательном) виде.

В рыночной экономике все субъекты самостоятельны и государства, как общеэкономического центра не существует. Государство не может заставить выполнять его планы и решения. Государство способно создавать условия для развития экономики.

На уровне отдельных предприятий планирование стало возможным в директивной (обязательной) форме, а это означает, что и в рамках рыночной среды. Директивная форма стала возможной, так как:

Во – первых, отдельная фирма имеет отдельный экономический центр управления.

Во – вторых, фирма имеет ограниченный размер (какой крупной ни была бы фирма, она всегда меньше национальной экономики), это позволяет осуществлять контроль внутри фирмы.

 

Когда предприниматель занимается управлением фирмы, он осуществляет конкретно- управленческой деятельностью.

В конкретно-управленческом аспекте ПЛАНИРОВАНИЕ – это осмысление, затем дополнительная переработка того, что вы собираетесь сделать в будущем. То есть ПЛАНИРОВАНИЕ подразумевает определение целей на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Именно поэтому ПЛАНИРОВАНИЕ является одной из важнейших управленческих функций.

 

Логика процесса планирования складывается из нескольких взаимосвязанных этапов:

1. Анализ проблем и задач, стоящих перед предпринимателем на плановый период

2. Прогноз будущих условий деятельности компании

· Возможности компании

·

Наиболее важные факторы
Уровень конкуренции

· Финансовые условия

· Политические условия

· …

3. Разработка вариантов поведения фирмы и выбор наиболее оптимального на основе информации, собранной на 1 и 2 этапах.

 

Цели внутрифирменного планирования:

1. Экономический прогноз внутрифирменного планирования: к принятию решения завтра нужно готовиться сегодня

2. Внутрифирменное планирование является основным инструментом для контроля внутри фирмы (контроль за отклонением от планируемых величин)

3. План является средством делегирования (передачи) полномочий. Одобрение плана действия подразделения его руководством позволяет принимать оперативные решения на уровне подразделения. Это приводит к принятию решений только этим подразделением самостоятельно, согласование необходимо только в случае выхода действий за рамки фирмы.

4. План является средством координации, планирование является идеальным средством согласования между фирмами.

В результате развития теории и практики бизнеспланирования появилось достаточно много инструментов планирования, то есть планов. Один из наиболее распространенных критериев – горизонты планирования.

 


Виды прогнозов:

1. Долгосрочные

2. Среднесрочные

3. Краткосрочные

По содержанию:

1. Оперативные

2. Стратегические