Функциональная структура – произвольного управления (воли) – Е.П.Ильин

Самодетерминация (мотивация) Самоинициация и самоторможение Самоконтроль Самостимуляция

2. Предмет и основной метод исследования в разных психологических направлениях(обобщение пройденного материала)

Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в головном мозге человека при отражении внешней и внутренней реальности.

На основе субъективного психического образа, или картины мира, или своего представления о мире, человек направляет и контролирует свою деятельность и поведение, принимает решения и совершает поступки. Регуляция деятельности и поведения – одна из основных функций психики наряду с функциями отражения, ориентации и адаптации.

Деятельность человека – это его целенаправленная активность, а поведение – совокупность внешних проявлений активности или пассивности.

Поведение и деятельность человека реализуется через различные механизмы психики:

- с одной стороны, это безусловно- и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Человек в данном случае действует непреднамеренно, невольно, безотчетно, и чаще всего – бессознательно;

- с другой стороны, человек тем и отличается от животного, что способен к произвольному управлению своей жизнью, то есть - к преднамеренному, волевому и сознательному реагированию на внешнюю и внутреннюю ситуацию.

Сознание и бессознательное – это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в психическую регуляцию деятельности и поведения человека.

Сознание, как интегрирующая форма психики, представляет собой совокупность знаний и представлений о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря произвольной психической деятельности – произвольному вниманию и памяти, понятийному мышлению и речи, самоконтролю, саморегуляции и целеполаганию. Огромный вклад в изучение процессов формирования этих высших психических функций внес Л.С.Выготский (культурно-историческая концепция психики).

Бессознательное, по определению С.Л.Рубинштейна – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не отдает себе отчета.

В качестве наиболее ярких феноменов сознательной и неосознаваемой регуляции поведения и деятельности человека можно привести соответственно - волю и психологическую защиту.

И.П.Павлов называл волю высшей формой саморегуляции человека. Воля – это сознательное управление человека своими чувствами и действиям, а также – воплощение мысли в действие. Несмотря на различные философские трактовки понятия воли, в практической психологии сознательные и преднамеренные действия и поступки человека называют волевыми, а волю часто рассматривают как особую форму психической регуляции, направленную на преодоление трудностей и препятствий (например, в трудах Е.П.Ильина). Можно выделить два вида таких трудностей: внешние (физические и социальные катаклизмы) и внутренние (борьба мотивов, после которой следует выбор – решение и действие).

Преодоление внешних препятствий (например, природной стихии или конкурента) человеку часто дается легче, чем борьба с самим собой - преодоление внутренних противоречий и конфликтов. И психика защищает человека от напряжения в связи с нерешенной внутренней проблемой, включая неосознаваемые механизмы регуляции, помогающие человеку сохранить внутреннее равновесие и не заболеть от сильных переживаний и эмоциональных нарушений – тревоги, страха, депрессии, чувства вины. Справляться с угрожающими здоровью ситуациями, не осознавая внутреннего конфликта и не заболев, позволяют человеку механизмы психологической защиты – это неосознанная регулятивная система стабилизации личности, не допускающая глубоких изменений сложившихся представлений человека о мире и себе и направленная на устранение или сведение до минимума неприятных, травмирующих личность переживаний (Р.М.Грановская). Психологическая защита реализуется в виде таких механизмов (описанных еще З.Фрейдом) как вытеснение, проекция отрицание, рационализация и др. Сейчас в литературе описано около тридцати механизмов психологической защиты, выделены эффективные и неэффективные, характерные для детей, женщин или мужчин.

Если человек осознает свои защиты и иногда сознательно использует или избегает их в регуляции своих действий и поступков, чтобы справляться с трудностями, говорят о копинг-стратегиях (от англ.to cope) или механизмах преодолевающего (совладающего) поведения.

Со времен И.П.Павлова понимание психофизиологических механизмов регуляции поведения и деятельности значительно продвинулось. Представление о рефлекторном кольце сменило представление о функциональных системах в коре головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку информации, процесс принятия решения и выполнения действия - теории психической регуляции Н.Бернштейна, П.Анохина, А.Лурия.

В работах Н.Бернштейна объяснены механизмы построения и регуляции движений и действий на разных уровнях центральной нервной системы, а также – процесс выработки навыков. Хорошо выработанный навык утрачивает непосредственную связь со второй сигнальной системой, которая, по И.Павлову, является физиологической основой сознания, и регуляция даже весьма сложными действиями происходит автоматически, то есть без контроля сознания. Регуляторные механизмы творческой деятельности, интуиции и инсайта связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга (Б.Г.Ананьев, Р.М.Грановская).

Основным структурным элементом деятельности человека является действие, которое побуждается мотивом и направлено на цель (С.Рубинштейн, А.Леонтьев).

Жизненные задачи и цели человека организуют его деятельность и поведение соответственно основным человеческим потребностям, на вершине которых – потребность в реализации своего потенциала и творчестве (А.Маслоу). С точки зрения В.Франкла, мотив самореализации – это ослабление напряжения, вызванного разрывом между тем, чем человек является и тем, чем ему следовало бы стать, между бытием и смыслом. Именно потребность в преодолении такого разрыва детерминирует поведение человека, но её невозможно отнести ни к биологическим, ни к социальным детерминантам.

Человек не свободен от условий биологической и социальной природы, но способен противостоять им; он всегда сохраняет свободу выбора своего к ним отношения – в этой свободе открывается новое его измерение – духовное. Проблемы психической регуляции поведения и деятельности требуют целостного подхода к человеку как субъекту труда, познания и общения, включая биологические, психологические и духовные измерения его жизни. Только тогда можно понять механизмы интеграции человека, помогающие, несмотря на все «против» сохранять свой нравственный стержень, проявлять «силу духа» или «силу воли».

Задача самоактуализации, самореализации, осознания себя всегда была стержневой в жизни человека. Уклонение от неё в стремлении избежать ответственности выбора (ответственности за свободу) ввергает человека в экзистенциональный вакуум и рождает неврозы, суициды, наркоманию... Жизнь во все времена требует от человека осмысленных экзистенциональных поступков.

Смысл, как пишет В. Франкл, не совпадает с бытием, а предстоит ему, задавая бытию шаг. Если перевести схемы психической регуляции с формы кольца на форму спирали, то на качественно новом её витке, духовном уровне интеграции поведения человека, смысл, возможно, и является тем самым «задающим элементом» (Н.Бернштейн), помогающим человеку выйти за пределы природного мира, реализуя своё предназначение.

Попытки познания природы и закономерностей человеческой психики привели к формированию различных психологических направлений и школ, которые по-своему понимают предмет и способы его изучения. Ниже в таблице приведены лишь основные подходы, далеко не исчерпывающие характеристику современной психологии.

 

Предлагаю продолжить характеристику предмета

психологии и средств его изучения по мере постижения

разнообразия психологической науки

 

Предмет и основной метод исследования в разных психологических направлениях:

 

 

  Направление психологической науки   Предмет исследования   Главный метод исследования   Вклад в развитие науки
Психология в рамках античной философии Душа Беседа Обозначены два вектора развития психологии – идеалистический и терапевтический (Сократ и Платон) и материалистический и научно- исследовательский (Аристотель)
Интроспективная психология Сознание Интроспекция. Эксперимент, основанный на самонаблюдении испытуемого Внедрение в психологию сознания экспериментального метода, выводимого на структуру или элементы сознания
Бихевиоризм Поведение Эксперимент с регистрацией объективных данных Включение поведения в состав предмета исследо­вания психологии; разработка технологии экспериментального исследования
Психоанализ Бессознательное Клинический анализ ассоциаций, сновидений, ошибочных действий и др. Изучение сферы бессознательного, её роли в мотивации поведения и дея­тельности, описание механизмов психологической защиты
  Гештальт- психология   Целостные структуры психики Эксперимент, распространенный на изучение психических процессов, личности и групп людей Разработка принципа целостности в исследовании психических явлений
  Когнитивная психология     Познавательные процессы Эксперимент -микроструктурный анализ познавательного процесса Изучение психики как системы когнитивных операций по переработке информации  
  Деятельностный подход   Психика как функция деятельности   Эксперимент Изучение психики в деятельности, психической регуляции и структуры деятельности
Гуманистическая психология Смысловые структуры и ценности личности: самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение Диалогическая беседа Предложение новой методологии познания уникальности человека, разработка идеи самоактуализации