КУРС ЛЕКЦИЙ
Кафедра Неорганической химии и химической технологии
Министерство образования и науки РФ
В данной теме рассматриваются нормативные документы, обеспечивающие на надлежащем уровне профессиональные умения моряков, необходимых каждому члену экипажа в соответствии с международными Конвенциями СОЛАС и ПДНВ.
ТЕМА 2.8. Нормативные документы, обеспечивающие выполнение
Контроль выполнения Требований Конвенции.
Законные действия.
Незаконные действия.
1) Запрещенный сброс нефти и других вредных веществ;
2) нарушения, связанные с порядком ведения журнала нефтяных операций.
Не является нарушением Конвенции сброс нефти и других вредных веществ, произведенный в целях обеспечения безопасности судна, предотвращения повреждения судна или груза. спасением человеческой жизни на море, утечка нефти и нефтяной смеси, вызванной повреждением судна или появления непредотвратимой течи, если после этого были приняты все возможные меры для предотвращения или уменьшения утечки
.
6. Сообщение капитана об инциденте.
Капитан судна вовлеченный в инцидент связанный с сбросом нефти или других вредных веществ, должен без задержки и в возможно полном объеме составить подробные сведения о нем.
Сообщение передается ближайшему прибрежному государству с помощью имеющихся наиболее быстрых каналов связи в соответствии с Инструкцией о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды.
В случае сброса вредных веществ в экономической зоне, территориальных водах, внутренних водах иностранного государства также сообщается компетентным органам в этой стране:
1) о вовлечении в инцидент судна;
2) время, характер и место происшествия;
3) количество и тип вредных веществ, сброшенных в районе происшествия;
4) меры по оказании помощи и спасению.
Во время пребывания судна в иностранном порту компетентные власти государства, порта (стороны Конвенции) могут проверить:
1) журнал нефтяных операций, его ведение, снять копию с любой записи его и заверить ее у капитана;
2) состояние соответствующих судовых помещений и оборудования;
3) взять пробы нефти, если у них есть подозрения о незаконном сбросе судном вредных веществ даже в открытом море.
Если в результате проверки сброс подтвердится (незаконный), то государство порта обязано либо:
1) сообщить доказательство государству следующего порта захода судна;
2) возбудить дело в соответствии с законодательством своей страны;
3) передать всю информацию и доказательства государству флага.
Если же проверка установит несоответствие судна и его оборудование конвенционным стандартам, которое может стать причиной загрязнения, портовые власти вправе задержать такое судно в порту до устранения несоответствия.
Конвенции СОЛАС 74/78.
Литература: В.М. Прус, В. Боевич, Т.Р. Короткий «Международно - правовые аспекты безопасности мореплавания». стр. 66-77.
Практически не бывают аварий, которые не содержали бы элементы ошибочных действий человека. Исключение составляют лишь аварии, в основу которых лежат скрытые дефекты судна или двигателей, а также влияния непреодолимых сил природы: шторма, циклоны, тайфуны и цунами. Но и в этих условиях свою спасательную роль, могут сыграть элементы действий человека.
Задача повышения безопасности мореплавания не может быть решена без учета так называемого «человеческого фактора».
Под человеческим фактором следует понимать возможности и способности человека воспринимать и перерабатывать определенное количество информации в единицу времени, и принимать решения в различных условиях. Повышение порога восприимчивости и переработки информации неминуемо приведут к неправильным решениям и, как следствие, аварийной ситуации.
Анализ аварий, возникших вследствие действия человеческого фактора, показывает, что большинство из них произошло в результате неверно принятых, либо вообще не принятых решений, иными словами – бездействия.
Для решения этих проблем требуется формирование новой культуры, которая поднимет безопасность на уровне высших приоритетов.
Первым этапом в решении проблемы – профессиональный отбор курсантов в морские учебные заведения.
Необходимым условием профессии судоводителя является определение профессиональной психологической пригодности кандидатов с помощью процедуры профессионального отбора.
Для выявления непригодных кандидатов должны учтены психологические противопоказания: рассеянное внимание, повышенная конфликтность, недостаточная психическая устойчивость, подверженность панике и склонность к риску.
Конференция ИМО в 1995 году приняла Резолюцию № 9 «Разработка международных требований к состоянию здоровья моряков».
Резолюцию № 9 предлагает ИМО, в сотрудничестве с Международной организацией труда и Всемирной организацией здравоохранения, разработать международные требования к состоянию здоровья моряков.
Труд моряка, отличающийся особой спецификаций, требует значительного напряжения физических и психологических сил. Мореплавание всегда было и будет связано с ограничениями и неудобства для человека. На борту судна большое количество неблагоприятных факторов – шум, вибрация, резкие перепады температуры, постоянный и достаточно узкий круг окружающих людей и других факторов, действующих на организм одновременно.
Сокращение численности экипажа практически невозможно установить надлежащий режим труда и отдыха, непрерывность которого должна состоять не менее 6-ти часов, и сохранять в то же время, при необходимости в сложных ситуациях возможности вызова на ходовой мостик подвахтенных. Все это приводит к утомлению членов экипажа судна, к снижению производительности труда, физических и умственных способностей человека и ухудшению способности делать обоснованные выводы и принимать важные решения.
Все это привело к подготовке к подготовке и принятию 04.XI.1993 г. ИМО специальной резолюции А.772(18) – «Фактор усталости при укомплектовании судов экипажами и обеспечение безопасности».
Конвенция ПДНВ предусматривает с целью предотвращения усталости, должна установить и обеспечить соблюдение периодов отдыха для персонала, несущего вахту, чтобы усталость всего вахтенного персонала не влияла на эффективность несения и организации вахты.
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
по дисциплине
«Неорганическая химия»
Часть 1