Менеджеры высшего звена.

Технические навыки.

Навыки работы с персоналом или человеческие навыки.

Под навыками работы с персоналом понимают способности менеджера работать с людьми или при их непосредственном участии, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющееся в том, как должностное лицо относится к сотрудникам (мотивирует, содействует их деятельности и координирует её, подаёт пример, общается и разрешает конфликты). Обладающий развитыми навыками работы с персоналом менеджер мотивирует подчинённых к самовыражению, стимулирует их вовлечённость в деятельность организации. Такой менеджер уважает других людей и пользуется взаимностью.

Роль навыков работы с персоналом постоянно возрастает, чему способствуют и глобализация, и возрастание степени многообразия рабочей силы, и неопределённость, и конкуренция за высококвалифицированных работников. В прошлом многие руководители высшего звена могли работать без хороших навыков обращения с людьми, но сегодня это неприемлемо. Сегодня работники, советы директоров, клиенты и общественность требуют, чтобы топ-менеджеры демонстрировали свою способность вызывать уважение, лояльность и даже восхищение, а не страх «Люди ожидают большего от тех компаний, где они работают, с которыми они работают и у которых они покупают».

Навыки работы с персоналом важны для менеджеров всех уровней, и особенно для тех, кто каждый день работает с людьми. Хорошие сотрудники часто уходят из организаций по вине непосредственных начальников, не умеющих проявить уважение и участие.

 

Технические навыки – это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области. Наиболее важную роль играют технические навыки на низших организационных уровнях. Многие работники получают свою первую управленческую должность (т.е. становятся менеджерами) прежде всего благодаря навыкам в технической области. Однако по мере продвижения по ступенькам иерархии потребность в них уменьшается (но как всегда бывают исключения, в частности Билл Гейтс, как рассказывают его коллеги, что бывают моменты когда при сдаче очередной разработки какой либо обновлённой программы он часто находит какую то недоработку и указывает её, что говорит о постоянном его контроле технических моментов),а значение навыков работы с персоналом и концептуальных навыков возрастает.

ПЕРЕХОД К СТР 20

 

В сегодняшнем мире менеджеры должны твёрдо стоять на ногах и использовать всё своё мастерство и навыки, чтобы принести пользу организации и заинтересованным лицам – работникам, клиентам, инвесторам, обществу и т.д.

Недавние исследования кое-что говорят об ошибках, которые совершают менеджеры в условиях быстро изменяющейся деловой среды. Вероятно, самой большой ошибкой является неспособность менеджеров осознавать и приспосабливаться к быстрому темпу изменений, которые происходят вокруг них.

 

Многие из тех, кто дослужился до должности менеджера, плохо представляют себе, что это на самом деле за работа, и недостаточно обучены тому, как справиться со своей новой ролью. Неудивительно, что среди всех прочих менеджеров обычно чаще всего разочаровываются в работе и отсеиваются руководители низшего звена (о руководителях высшего, среднего и низшего звена, мы ещё с Вами поговорим).

Организация часто продвигает исполнителей-звёзд – тех, кто демонстрирует личный опыт в области своей ответственности и обладает способностью хорошо работать с другими людьми, - вознаграждая их лично и встраивая новый талант в ряды управленцев. Но превращение отдельного исполнителя в менеджера часто является сложной задачей. В ходе одного из исследований пристально наблюдали за группой из 19 менеджеров в течение первого года их управленческой карьеры и обнаружили, что одним из ключей к успеху является понимание того, что превращение в менеджера означает нечто большее, чем просто усвоение нового набора навыков. Стать менеджером скорее означает серьёзное изменение в представлении людей о самих себе, получившем название самоидентификации, которое включает отказ от глубоко укоренившихся отношений и привычек и обучение новым способам мышления.

На рисунке №5 мы видим в общих чертах трансформацию из индивидуального исполнителя в менеджера.

Отдельный исполнитель – это специалист и «делатель». Он приучен мыслить с точки зрения как можно более профессионального выполнения определённых задач. Менеджер, напротив, должен быть универсалом и учиться координировать широкий спектр работ. В то время как отдельный исполнитель строго связывает себя со своими специфическими задачами, менеджер должен идентифицировать себя в более широком контексте организации в целом и отрасли. Кроме того, отдельный исполнитель делает работу в основном своими собственными силами и вырабатывает привычку полагаться скорее на самого себя, чем на других. А менеджер делает работу руками других людей. И действительно, одной из наиболее распространённых ошибок, которую совершают начинающие менеджеры, является желание сделать всю работу самим вместо того, чтобы поручить её кому-то другому и развивать у себя другие способности. Быть успешным менеджером – значит думать о создании единой команды и системы взаимоотношений, стать вдохновителем и организатором внутри сильно взаимозависимой системы, включающей людей и работу. В сущности, стать менеджером означает стать новым человеком и совершенно иначе посмотреть на себя.

Многие новички вынуждены совершать подобное превращение непосредственно «под огнём», обучаясь в процессе работы, но организации начинают всё более ответственно относиться к необходимости подготовки новых менеджеров. Убытки организаций от потери хороших работников, которые не смогли стать менеджерами, больше, чем затраты на предоставление подготовки, призванной помочь новичкам справиться с трудностями, выучиться и вырасти по служебной лестнице. Вдобавок некоторые современные компании очень осторожно подходят к отбору людей на управленческие должности, стараясь убедиться в том, что каждый кандидат понимает, что такое менеджмент, и действительно хочет стать менеджером.

Желание стать менеджером, осознанное и ответственное желание или выбор, данный момент напомнил мне одну притчу:

Эта Восточная притча называется «Как стать мудрым»

Молодой человек пришёл однажды к мудрецу и спросил:

-Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?

Мудрец не удостоил его ответом. Повторив свой вопрос несколько раз с аналогичным результатом, юноша, наконец ушёл, чтобы вернуться на следующий день с тем же вопросом. Снова не получил он ответа и вернулся на третий день, опять повторяя вопрос:

-Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?

Мудрец, наконец повернулся и направился к близлежащей реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив юношу следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, мудрец взял его за плечи, погрузил с головой его в воду и держал его там, невзирая на его попытки освободиться.

Наконец он его отпустил и, когда юноша восстановил дыхание, спросил:

- Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?

Юноша ответил без колебаний: Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!

-А не предпочёл ли бы вместо воздуха, богатства, удовольствий, могущества или любви? Не думал ли ты о чём-нибудь из них? – допытывался мудрец.

-Нет, господин, я жаждал воздуха и думал лишь о воздухе, - последовал немедленный ответ.

-Итак, -сказал мудрец,-чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за неё, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления денно и нощно. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.

(вот такая притча мудрости Востока, и если например вместо желания мудрости, поставить желание стать менеджером, то можно понять примерный алгоритм действий, да и вообще любая Ваша цель может стать реальностью если Вы действительно будете желать этого всеми силами своими, каждой клеточкой тела Вашего, но конечно это не говорит о том, что нужно лишь желать и мечтать об этом, ещё и действия нужны для этого какие то с Вашей стороны, по этой теме есть замечательный фильм, который быть может Вы уже видели, а если кто и не видел рекомендую посмотреть, фильм называется «Секрет», может и удастся мне его показать как нибудь Вам)

А сейчас вернёмся к карьере менеджера. Карьера менеджера может приносить удовлетворение, но также может сопровождаться разочарованиями и стрессами.

Большинство новичков не готовы к той разнообразной деятельности, которой ежедневно занимаются менеджеры. Рабочий день менеджера представляется стороннему наблюдателю хаотичным. Вот, что говорит один из менеджеров крупной сети ресторанов: «Я стараюсь сделать так, чтобы тарелочки постоянно крутились, - говорит менеджер, сравнивая свою работу с цирковым представлением. – Если я вижу, что тарелка замедляет движение, я подхожу, придаю ей ускорение и иду дальше». Она приходит на работу в 9:30 утра и проверяет финансовые результаты работы ресторана за предыдущий день. Потом следует встреча с персоналом и выполнение многочисленных собственных служебных обязанностей. До и после обеда она энергично разбирается с любыми делами, которые надо сделать: нарезать овощи для салатов на кухне, проверить продукты, накрыть столы или поболтать с посетителями. После обеда с 15:00 до 16:30 менеджер занимается административными вопросами и работает с бумагами. В 16:30 она проводит встречу с новой сменой, чтобы убедиться в том, что переход от дневной смены к вечерней пройдёт гладко. Кроме того, в течение дня она обучает сотрудников, это она рассматривает как наиболее полезную часть своей работы. После вечернего наплыва посетителей она обычно уходит домой около 22:00

Некоторые топ-менеджеры работают ещё больше. Джефф Иммельт, президент General Electric, заявляет, что он на протяжении последних 24 лет работал по 100 часов в неделю. Он говорит, что самое ценное из того, что он осознал в бизнес-школе, было то, что «в сутках 24 часа и вы можете использовать их все».

 

Так например Герман Греф президент Сберегательного банка РФ выделяет на сон лишь 3-4 часа в сутки, всё остальное время он занимается управлением, планированием и что немаловажно личностным ростом.

 

(Билл Гейтс) Обратим внимание на такой пример как Билл Гейтс, рассказывают, что когда он готовился к тому, чтобы начать охотиться за договором с IBM, он заявил своей маме, что она не увидит его на протяжении шести месяцев. Всё это время он практически жил в своём офисе, полностью посвятив себя достижению победы в сделке с IBM. Он понимал, насколько это важно. Главным соперником Microsoft в сделке была компания Digital Research, владеющая операционной системой, которой пользовался Apple II – наиболее успешный портативный компьютер того времени. На самом ответственном этапе переговоров директор Digital Research ушёл в месячный отпуск. Гейтс, рассматривающий отпуска как признак слабости, сыграл на отсутствии своего конкурента. Он заключил сделку с IBM – сделку, которая возвестила новую эру в бизнесе.

Знаменитое трудолюбие Билла Гейтса находит выражение в культуре Microsoft, которую можно определить как «работать, работать и ещё раз работать». Уже много лет Гейтс рассматривает отпуска как признак слабости. Кампус Microsoft в Редмонде приспособлен к тому, чтобы дать возможность работникам работать допоздна. Там есть множество кафе, предоставляющих еду по сниженным ценам и даже бесплатные безалкогольные напитки.

«Если ты стоишь на одном месте, ценность того, чего ты добился, очень быстро приходит к нулю».

В своём выражении Билл Гейтс показал важность постоянного движения и роста, стремления и развития.

Это лишь малая часть примеров талантливых менеджеров, думаю, что Вам тоже известно много таких примеров, так что поучиться есть у кого и чему.

Менеджеру приходится иметь дело с множеством разнообразнейших проблем, и он просто не имеет физической возможности обстоятельно разобраться, вникнуть в каждую из них. В среднем решение одной оперативной задачи занимает менее 9 минут. Как и автогонщику, менеджеру приходится постоянно «переключать передачи», ведь требующие немедленного вмешательства кризисные ситуации перемежаются с тривиальными событиями самым непредсказуемым образом. Рабочий день менеджера проходит в сумасшедшем темпе. Менеджер работает очень быстро, что предполагает огромные энергетические затраты. Руководители за которыми наблюдали в одном из экспериментов, ежедневно в среднем просматривали 36 писем, посещали 8 встреч и обязательно обходили офис или производственные помещения. Такие технологии, как электронная почта, мобильные телефоны и ноутбуки, ещё больше увеличивают скорость работы. Получение нескольких сотен электронных писем не является для современного менеджера чем-то необычным. Не успевает менеджер составить план работы на день, как возникают непредвиденные отвлекающие обстоятельства. Необходимо проводить новые встречи. Даже вне офиса руководители работают с рабочими материалами и электронной почтой.

 

Таким образом мы рассмотрели с Вами часть основных моментов работы менеджеров, а сейчас будет логичным думаю перейти к рисунку №4 в котором показаны уровни менеджмента в организационной иерархии.

Что есть вертикальные различия и горизонтальные?

Один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера факторов – его положение в организационной иерархии. На самой вершине пирамиды находятся топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директоры (CEO) и исполнительные вице-президенты. Топ-менеджеры отвечают за определение целей организации, разработку стратегий их достижения, контроль внешней среды и интерпретацию событий, в ней происходящих, а также принятие значимых для всей компании в целом решений. Они работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности фирмы. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего звена – осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до всех её членов, формирование корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Топ- менеджеры должны вовлекать в процесс труда всех своих подчинённых, предоставлять им возможности наиболее полно реализовать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего звена.

Менеджеры среднего звена занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц и отделов организации. Как правило, «под» средним звеном находятся ещё два и более уровней управления. «Золотая середина» организации несёт ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована, прежде всего, на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего звена должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

За последние два десятилетия деятельность менеджеров среднего звена претерпела существенные изменения. Во многих компаниях от них попросту отказались, что позволило добиться существенного повышения производительности, избавиться от лишнего «жирка». Традиционная пирамидальная структура организации становится более плоской, а значит, ускоряются передача информации с высших уровней на низшие, процесс принятия решений. Обратите внимание, что средняя часть пирамиды на рисунке №4 вогнута с обеих сторон, так как круг менеджеров среднего звена постоянно сужается.

Необходимо отметить, что, несмотря на сокращение доли менеджеров среднего звена, значение их роли в организациях возрастает. Менеджеры проектов обеспечивают движение информации и коммуникации не в традиционном вертикальном, а в горизонтальном направлении, что ускоряет организационный отклик на изменения внешней среды. Некоторые исследования показывают, например, что менеджеры среднего звена играют важную роль в продвижении инноваций и заставляют организации реагировать на быстрые перемены в окружающей бизнес-среде. Как сказал один из топ-менеджеров: «Лидеры могут придумывать замечательные стратегии, но успех организации зависит от реализации этих самых стратегий. Именно те люди, которые работают на среднем уровне, и делают эту работу». Люди, добившиеся в современном мире успеха в качестве менеджеров среднего звена, - это те, кто умеет конструктивно критиковать сложившийся статус-кво, располагает большими личными возможностями благодаря хорошим отношениям внутри организации, имеет разносторонние интересы, легко адаптируется, а также имеет хорошие навыки межличностного общения, включая умение ставить себя на место другого человека и способность помогать другим в их росте и развитии.

Ценность современных менеджеров среднего звена стала очевидной в тех организациях, которые пострадали от серьёзных кризисов, а менеджеры мобилизовали сотрудников и успешно претворили в жизнь планы на случай чрезвычайных ситуаций или сами предприняли поразительные действия, которые помогли организации подняться и снова двинуться вперёд.

Статус менеджеров среднего звена вырос также благодаря тому, что в современных организациях постоянно возрастает объём работ, выполняемых в командах или в рамках проектов. Сегодня в корпоративном мире резко вырос спрос на так называемых менеджеров проектов.

Менеджер проекта отвечает за реализацию определённой рабочей задачи. Он требует участия выполняющих различные функции сотрудников с разных уровней организации, а также сторонних специалистов. Современный менеджер проектов может быть руководителем или членом команды по выполнению других рабочих задач; при этом сами задачи могут охватывать несколько географических регионов, культур и функций.

Ещё одна тенденция состоит в использовании временных менеджеров, что предполагает временный наём профессиональных управленцев, которые работают над конкретным проектом или проводят специальную экспертизу. Подобный подход позволяет компании воспользоваться выгодами от специфических навыков без каких-либо долгосрочных обязательств, а также обеспечивает гибкую занятость тем менеджерам, которым нравятся сложные задачи, разнообразие и возможность научиться чему-то (пример Владислава Флоритовича, о родственнике в Челябинской обл. который занимается выводом из кризисов банков и других предприятий).

Временные менеджеры используются на всех уровнях организации, однако могут оказаться особенно полезными на средних уровнях управления.