Концептуальные навыки.

Менеджер – это специалист в области управления, наёмный управляющий, организующий работу предприятия, руководящий деятельностью подчинённых ему работников и выполняющий одновременно определённые управленческие функции.

Менеджер – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся представителем особой профессии и специалистом в её области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность, и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Менеджер - профессиональный руководитель.

Разрешите немного отвлечься и предоставить Вам повод для размышлений: Являясь новым менеджером, помните, что менеджмент подразумевает организацию выполнения работы другими людьми. Вам не надо делать всё самому. Ваша работа заключается в том, чтобы создать такую обстановку и условия, чтобы привлечь к достижению поставленных целей других людей.

Менеджмент – наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей, умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства.

Менеджмент - профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов.

На мой взгляд, первое определение более раскрывает сущность менеджмента, хотя может, я могу быть и не прав. В этом определении заключены две важные идеи: 1)основные функции управления, а именно – планирование, организация, лидерство и контроль, 2)эффективное и рациональное достижение целей организации.

А сейчас от понятия менеджмент, перейдём к понятию менеджер. Итак,

 

Важно понимать, что далеко не каждый, даже высокопоставленный работник организации является менеджером. Для этого у него в подчинении должен работать хотя бы один специалист или исполнитель. Именно это подчинение делает его руководителем, предоставляя полномочия менеджера.

 

Для успешной работы даже небольшой организации в ней выделяются специализированные подразделения (отделы, бюро, бригады, группы и т.п.). Возглавляющий каждое из них менеджер организует выполнение всего комплекса закреплённых за подразделением задач, лично отвечая за получаемый результат. С этой целью менеджер набирает в подразделение специалистов (технологов, экономистов, маркетологов, юристов и др.) и исполнителей (регистраторов, операторов, секретарей, курьеров и др.)

 

Работники любого предприятия должны представлять собой сплочённый коллектив, в котором усилия каждого человека направлены на решение общих задач. Каждый работник предприятия выполняет свою, специфическую задачу, но все вместе они стремятся к одной цели. Усилия всех членов коллектива должны иметь общее направление, а вклад каждого необходим для получения общего результата – по возможности, без накладок, лишнего дублирования полномочий и ответственности.

 

Эффективная деятельность предприятия требует, чтобы работа каждого была подчинена общим целям компании. В частности, деятельность менеджера должна быть направлена на обеспечение успеха предприятия в целом. Эффективность менеджера прямо пропорциональна эффективности предприятия и определяется его вкладом в общий успех компании. Менеджер должен знать, что от него требуют для достижения целей, стоящих перед предприятием; в свою очередь, вышестоящее руководство должно отчётливо представлять, что можно потребовать и чего ожидать от каждого конкретного сотрудника – именно с этой точки зрения должен оцениваться его вклад. Если руководство не выполняет эти требования, оно не в состоянии скоординировать работу коллектива. Тогда усилия сотрудников растрачиваются понапрасну, а вместо слаженной коллективной работы возникают трения, накапливается раздражение и разгорается конфликт. Управление на основе поставленных целей требует немалых усилий и особого инструментария. На коммерческом (и не только!) предприятии приходится применять самые разнообразные методы, чтобы сориентировать персонал на достижение общей цели.

Есть такая история: У трёх каменщиков спросили, что они делают. Первый ответил: «Строю стену». Второй, не выпуская из рук молоток, сказал: «Я – каменщик, и я лучший мастер в округе». Третий посмотрел мечтательно в небо и ответил: «Я возвожу храм».

Что мы можем сказать о каждом из этих каменщиков? Кто из них по Вашему настоящий менеджер?

Третий каменщик – в душе настоящий « менеджер». Первый знает, что именно должно получиться в результате его работы, и действует в полном соответствии с этой целью. По-видимому, он просто «честно трудится за хорошие деньги».

Неизбежные проблемы возникают со вторым работником. Важность мастерства, разумеется, никто не отрицает – без этого нельзя добиться высокого качества работы. Более того, любая организация со временем деградирует, если не заставит своих работников проявлять самую высокую квалификацию, на которую они только способны.

Так одним из примеров постоянного роста и обучения своих сотрудников является Сберегательный банк РФ, где Герман Греф президент Сб придерживается политики постоянного обучения и совершенствования сотрудников банка. Раз в три недели сотрудники собираются на обсуждение и планирование своей дальнейшей деятельности. Кроме того, проводятся пятиминутные летучки с утра, где обсуждается план на день и вечером пятиминутка на разбор полётов о проделанной работе.

Цели менеджера.

Каждому менеджеру, от президента транснациональной корпорации до мастера цеха или старшего клерка, требуются чётко сформулированные цели. Из этих целей должно быть понятно, чем занимается руководимое им подразделение. Должно быть понятно, какой трудовой вклад требуется от его подчинённых и от него лично, чтобы другие подразделения смогли достичь своих целей. Наконец, должно быть понятно, на какой трудовой вклад со стороны других подразделений может рассчитывать менеджер для реализации поставленных перед ним целей. Иными словами, с самого начала акцент должен делаться на коллективной работе и коллективных результатах.

Эти цели всегда должны вытекать из общих целей предприятия. Иногда целесообразно, чтобы каждый менеджер самого нижнего уровня досконально знал не только свои собственные цели, но и цели всего производственного подразделения и всей компании.

Из самого определения менеджера вытекает, что во всех своих действиях он несёт ответственность за судьбу компании в целом – иными словами, выкладывая камни, он «строит храм».

Всегда нужно помнить, что, конкурируя с кем то, Вы конкурируете с тем кто любит свою работу, любит ту деятельность которой он занимается, а если Вы просто занимаетесь этим для зарабатывания денег, то Вам сложно будет выстоять в борьбе с этим человеком. Человек любящий свою деятельность, готов заниматься этим день и ночь, он, образно выражаясь, светится.

 

Менеджеры должны понимать, что результаты предприятия в целом зависят от координации усилий и результатов работы его подразделений. Координация необходима и для того, чтобы достичь высокого мастерства в каждом отделе, и для того, чтобы предотвратить возникновение автономий и нарастания противоречий, ревности и подозрительности между различными подразделениями.

Чтобы добиться сбалансированной работы, цели всех менеджеров на всех уровнях и во всех сферах необходимо учитывать как при краткосрочном, так и при долгосрочном планировании. И, конечно же, все цели должны отражать как материальные так и нематериальные цели предприятия, касающиеся работы и развития менеджмента, производительности рядового персонала и отношений с ним, а также ответственности перед обществом.

НАВЫКИ:

Деятельность менеджера никак не укладывается в одну плоскость и требует от индивида обладания широким спектром навыков. Мы объединим и рассмотрим навыки и умения в три категории: концептуальные, человеческие и технические, степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице (рисунок 3). Но независимо от занимаемой должности эффективный руководитель должен обладать всеми тремя основными видами навыков.

А сейчас рассмотрим более подробно эти три вида навыков которыми должен обладать эффективный руководитель.

Концептуальные навыки – это когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязь её частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию(в США провели анализ количества поступающей информации. И вот какой вывод – ежедневный прирост поступающей информации в 350 раз превышает фонды всех университетских библиотек США!!!!) и способности к планированию. Менеджер должен представлять себе роль каждого отдела в организации, положение компании в отрасли, в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это, помимо всего прочего, предполагает и способности индивида к стратегическому мышлению, т.е. оценке долгосрочных перспектив организации.

Концептуальные навыки необходимы всем менеджерам, но особое значение они имеют для руководителей высших уровней, они должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие её факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий (пример ГАЗ и Тольяттинский АВТОВАЗ).

 

По мере того как менеджер продвигается на верхние уровни иерархии организации, он должен уделять всё больше внимания развитию концептуальных навыков. В противном случае его путь на вершину «пирамиды» может закончиться на дальних подступах. Например, главный инженер, который с головой погружен в технические проблемы и не задумывается о стратегии развития организации, вряд ли добьётся успеха, если ему будет поручено руководство компанией, ибо такие обязанности высших менеджеров, как принятие решений, распределение ресурсов и проведение изменений, требуют более широких взглядов.