Факторы, влияющие на тоновоспроизведение.

Идеальный негативно-позитивный процесс.

Глава 8. ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРИ ЧЕРНО-БЕЛОЙ СЪЕМКЕ

§ 56. Две стороны тоновоспроизведения.

В фотографических процессах тоновоспроизведения различают две стороны— объективную и субъективную.

К объективной стороне относится весь фототехнический механизм воспроизведения тонов объекта в негативно-позитивном процессе, или процессе с обращением. На его конечном этапе создается позитив, в котором с большей или меньшей точностью воспроизведена оптическими плотностями градация тонов объекта.

К субъективной стороне относится весь психофизиологический механизм восприятия позитивного изображения. Здесь действуют факторы, определяющие способность глаза воспринимать градацию тонов, создаваемую позитивом на экране. Главный из них—чувствительность глаза к переданным на экране яркостям при том или ином уровне адаптации.

Конечной задачей фотографического воспроизведения тонов считается не позитивное изображение на пленке, а воспринимаемое зрителем качество этого изображения. Такая постановка вопроса, соответствуя истинному положению дела, ведет к более правильному пониманию технических изобразительных средств кинооператора. В частности, из нее вытекает требование так называемого «психологически точного тоновоспроизведения», — единственно приемлемого при художественных киносъемках.

 

 

Фотографическое тоновоспроизведение преследует передачу на экране не абсолютных, а только относительных яркостей объекта, съемки. В идеале оптические плотности позитива должны передавать всю видимую глазом градацию тонов объекта. Абсолютные же уровни яркостей на экране будут зависеть от световой мощности проектора.

 

 

 

К ним относятся: интервал яркостей объекта, светорассеяние в системе объектив-камера, форма характеристической кривой и гамма проявления негативной пленки, способ печати позитива, характеристическая кривая позитивной пленки, факторы проекции, съемочные светофильтры.

Кинооператору важно знать тенденцию действия каждого из них и ориентировочно степень влияния на тоновоспроизведение.

1) Интервал яркости объекта. Исследованиями Хертера и Дриффильда (1893) и Гольдберга (1922) установлено, что средний интервал яркости для среднего сюжета на натуре лежит в пределах 30—40. Более точными измерениями Джонса и Кондит (1941) установлено, что средний интервал яркости натурного объекта равен 160.

При съемках в кинопавильоне интервал яркости доходит до 150 (максимум).

Если это сравнить с возможностями современных негативных и позитивных материалов, то оказывается, что они достаточны для большинства объектов съемки. Так, например, лучшие фотобумаги способны передавать интервал, примерно, 60, а позитивные кинопленки при нормальных режимах использования — около 200.

 

Рис. 26. Влияние светорассеяния в съемочной камере на градационную кривую негатива

2) Светорассеяние в системе объектив-камера. Оно, как правило, ведет к сокращению действующего на фотослой интервала яркости объекта. При нем низшие яркости объекта регистрируются более высокими, чем они есть на самом деле. Для деталей высокой яркости эта засветка фотослоя незначительна, поэтому плотность их в негативе остается почти без изменения. Таким образом, на практике градационная кривая реального негатива всегда отличается по форме от характеристической кривой негативной пленки. Тенденция в этом отличии показана на рис. 26.

 

Потери контраста изображения в негативе, возникшие от светорассеяния, не осложняют, однако, проблемы тоновоспроизведения, так как эта потеря легко компенсируется увеличением контраста при печати позитива.

3) Форма характеристической кривой негативной пленки.
Негативные пленки могут быть разделены на два типа по признаку формы начального участка характеристической кривой. У пленок с коротким нижним участком значительно шире прямолинейный участок кривой, что для пропорциональной передачи яркостей важно. При длинных нижних участках с постепенно нарастающим градиентом значительная часть интервала яркости объекта регистрируется непропорционально и только группа светлых тонов попадает на прямолинейный участок.

Практически длина линейного участка у современных негативных пленок настолько велика, что не создает обычно ограничений при съемке подавляющего большинства объектов съемки с довольно высокими интервалами яркости. Очень часто даже у передержанных негативов высшие плотности далеко не доходят до верхнего конца прямолинейного участка. По статистике высшая плотность производственного кинонегатива лежит в пределах от 1,3 до 1,5.

4) Гамма проявления негативной пленки. От нее в большой степени зависит практический интервал плотностей негатива, независимо от интервала яркостей объекта. Снимая объекты с разными интервалами яркости, можно путем разного времени проявления получать негативы с одним и тем же интервалом плотностей.

Однако, интервал плотностей негатива не должен быть выше интервала экспозиций допускаемого позитивной пленкой. Если плотности негатива создают при печати слишком большой интервал экспозиций для позитивной пленки, то часть тонов объекта неизбежно исказится. По статистике интервал плотности кинонегатива равен в среднем 0,9 и не превышает обычно 1,3.

По характеристической кривой позитивной пленки нетрудно видеть, каким предельным интервалом плотности должен обладать правильно проявленный негатив. Зная этот интервал и интервал яркостей оптического изображения снимаемого объекта, легко подсчитать графически, какой должна быть гамма проявления.

Преимущества низких или высоких гамм проявления должны оцениваться только в связи с интервалами яркостей тех объектов съемки, с которыми оператору приходится иметь дело. Низкая гамма проявления при малоконтрастных объектах не имеет смысла. Она увеличивает трудности печати в этом случае. Со слишком тонкого негатива на нормальной позитивной пленке трудно получить сочную шкалу тоноа с глубокими черными тонами и прозрачными высшими, светами.

 

5) Способ печати — контактный или проекционный, диффузным светом или направленным.В зависимости от способа печати эффективная плотность негатива может быть больше или меньше. При проекционной печати имеет также значение расстояние негатива от диффузора, рассеивающего свет копировальной лампы.

При контактной печати рассеянным светом контраст отпечатка становится выше, чем при печати направленным пучком света. При проекционной же печати — наоборот. В последнем случае действует эффект Каллье. 6) Характеристическая кривая позитивного материала. Кривые позитивного материала, также как и негативного, различаются по форме и гамме. Пленки с меньшей гаммой допускают больший интервал экспозиций при печати, то есть допускают негативы с большим интервалом плотностей. И наоборот.

Интервалы тонов, воспроизводимые позитивными материалами зависят также от рода подложки. Материалы на прозрачной подложке (кинопленки) передают более высокие интервалы чем фотобумага. У фотобумаг интервал обычно не превышает 50—60, кинопленка же в состоянии передать интервал до 1000, если допустить в позитиве высшую плотность порядка 3,0. Но такой высокий диапазон плотностей потребовал бы при проекции очень сильного источника света. Практически высшая плотность у подавляющего большинства кинопозитивов лежит в пределах от 1,4 до 2,2. При этом объективный интервал яркостей на экране не превышает 1:100. В редких случаях высшая плотность доходит до 2,6 (по данным И. Б. Блюмберга).

Если учесть, что низшая плотность в позитиве равна примерно 0,3, то интервал плотностей позитива окажется, в среднем, порядка 1,5 и в пределе 2,3, что соответствует высшему практическому интервалу яркостей 1 :200.

7) Факторы проекции. Здесь имеются в виду светорассеяние, производимое объективом проектора, и засветка экрана рассеянным светом в зале. Эти факторы резко сокращают интервалы яркостей на экранах, искажая этим тонопередачу. Так, например, незначительная засветка экрана порядка 1—2 люкса, способна снизить интервал яркостей в 2—3 раза.