Предмет «Экономическая история зарубежных стран». Источники изучения

Лекция 1. Доиндустриалная и индустриальная экономика.

 

1. Предмет «Экономическая история зарубежных стран».Источники изучения.

2. Эволюция первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства.

3. Промышленный переворот, становление и развитие индустриальной экономики.

4. Особенности развития экономики ведущих капиталистических стран в межвоенный период (1919–1939 гг).

 

 

 

Экономическая история как самостоятельный предмет изучения возникла в Западной Европе во второй половине ХIХ в. и наряду с основами экономической теории и историей экономических учений заняла важное место в планах подготовки экономических кадров. Ее родоначальниками были историки – экономисты с мировым именем А.Тойнби, Дж. Н. Кейнс (Англия), К. Бюхер, М. Вебер (Германия), И. М. Кулишер, П. Б. Струве (Россия) и др.

Предметом экономической истории является весь процесс исторического развития общественного производства страны или отдельных регионов в различные эпохи, взаимосвязь и взаимодействие экономики и политики, сдвиги, происходящие в производительных силах, диктуемые всем комплексом географических, демографических, исторических, социальных, культурных, религиозных условий развития. Систематизируя факты экономической действительности, она выявляет и формулирует закономерности экономических аспектов человеческой деятельности и выдвигает на этой основе гипотезы развития человеческого общества.

Экономическую историю как самостоятельную учебную дисциплину начали преподавать в ряде университетов стран Запада в конце ХIХ в. Так, в 1895 г. при Лондонском университете была создана школа экономики со статусом специализированного колледжа, а в 1896 г. она стала структурной частью университета. Вместе с политической наукой, социологией, правом экономическая история заняла основное место в учебных планах элитного университета. В 1903 г. историк –- экономист У. Эшли основал кафедру экономической истории в Гарвардском университете (США).

По мнению большинства специалистов, начало экономико-исторической научной дисциплины в ее современном понимании восходит к рубежу 20 – 30-х гг. ХХ в. В это время полные курсы экономической истории начали читать в старейших британских университетах – Оксфордском и Кембриджском, в Парижском университете (Сорбонне). При каждом из них были открыты кафедры экономической истории. Эта дисциплина была включена в учебные планы ряда вузов Германии, Италии, США.

В СССР экономическая история обрела статус учебной дисциплины в 1927 г. с выходом в свет учебного пособия для вузов «История русского народного хозяйства» П. И. Лященко. Непосредственно в Беларуси преподавание истории народного хозяйства связано с открытием в 1921 г. Белорусского государственного университета, а в 1933 г. – Белорусского государственного института народного хозяйства (ныне БГЭУ).

С середины ХХ века начинается период так называемой «новой экономической истории». Этот термин ввел в научный оборот лауреат Нобелевской премии по экономической истории (1993 г.) Роберт Фогель (США). Его сторонники и последователи поставили себе задачу воспроизводить экономическую историю на разносторонней количественной основе (налоговые и таможенные отчеты, податные книги, регистрационные записи церковных приходов, монастырей и т.д.). Другой лауреат Нобилевской премии по экономической истории (1993 г.) Дуглас Норт (США) предложил проводить межотраслевые сопоставления и количественные оценки различных стратегий экономического роста. В центре этого направления исследования находится понятие института, т. е. «правила игры в обществе». Имеются в виду созданные людьми ограничения, которые придают форму человеческим взаимодействиям и структурируют стимулы в области политического, социального и экономического обмена. Наличие правил игры, по Д. Норту, необходимо в любом сложно устроенном обществе, где существование индивидуальных интересов и их согласование не может реализовываться без общепринятых норм, надежных соглашений и соответствующих им властных структур и аппарата принуждения. Главное достоинство трудов представителей «новой экономической истории» – комплексное освещение связанных с проблемой вопросов.

Вехой в развитии экономической истории как самостоятельной научной дисциплины стала первая Международная конференция экономической истории, состоявшаяся в 1960 г. в Стокгольме. В 1965 г. во время третьей конференции в Мюнхене была учреждена Международная ассоциация экономической истории, взявшая на себя роль организатора всех последующих конференций. Пятая конференция, прошедшая в 1970 г. в Ленинграде, была названа конгрессом. С той поры международные конгрессы по экономической истории созываются через каждые четыре года.

На рубеже ХХ – ХХI вв. историко-экономические исследования в странах Запада обеспечиваются мощной, хорошо отлаженной организационной структурой, координируемой национальными или наднациональными ассоциациями. Кроме того, создаются историко-экономические научные объединения с узкой специализацией.

Экономической истории присущ целый ряд функций. Важнейшие из них: познавательная, практическая, прогнозно-прагматическая, культурная, мировоззренческая. В комплексе они способствуют формированию логики и стиля экономического мышления, придавая ему реализм, историзм и масштабность, на конкретных примерах помогают усваивать и приумножать опыт хозяйственной деятельности предыдущих поколений.

Поскольку экономическая история существует в тесном взаимодействии с другими науками – социальной историей, экономической теорией, историей экономических учений, конкретных экономических наук, которые исследуют человеческую деятельность, то она объективно может являться источником информации или, иными словами, методологической базой для этих наук, так как выявляет законы, оказывающих воздействие на поведение человека в самых разных областях его жизни. В этом смысл методологической функции экономической истории.

Примечательно, что в большинстве зарубежных высших учебных заведений курс экономической истории является составной частью профессиональной подготовки не только экономистов, но и политологов, социологов и юристов.

К наиболее важным, органически связанным с курсом экономической истории, можно отнести следующие методы исследования:

– диалектико-материалистический;

– общенаучные методы (исторический, логический, метод классификации);

– специально-исторические методы (хронологический, метод периодизации, исторических параллелей, исторического моделирования и эксперимента);

– методы смежных наук (математической статистики, социальной психологии);

– методы естественных наук (физики, геохимии, биологии, геологии).

Следует подчеркнуть, что при изучении экономической истории, являющейся по своей сущности интеграционной наукой, необходимо комплексно использовать всю систему имеющихся методов исследования.

Из определения предмета экономической истории, объектов ее изучения и функций вытекает, что одной из общих категорий истории и экономики является понятие исторического времени. С ним связана периодизация как форма количественного (временного) обозначения историко-экономических процессов.

К.Маркс и Ф. Энгельс, исходя из материалистического понимания развития человеческого общества, рассматривали динамику исторического процесса в виде линейного развития пяти общественно-экономических формаций (стадий): от первого бесклассового общества (первобытнообщинного строя) через классовые (рабовладение, феодализм, капитализм) к новому бесклассовому обществу (коммунизму). Марксистская периодизация основана на смене форм собственности, а смена общественно-экономических формаций, по их утверждению, осуществляется преимущественно путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития. Формационный подход к истории являлся господствующим в СССР.

На рубеже ХХ-ХХI вв. в Беларуси, как и в других странах возникших на постсоветском пространстве, всё больше сторонников приобретает цивилизационный подход к изучению истории вообще, в том числе и экономической истории.