Интернет

Таблица 1. Уровни модели связи

Словарь персоналий

Ориген (185-254) - представлял греческую апологетику. В трактате «О Началах» утверждал, что Бог - это действующее провидение, Христос - не избавитель, а образец; Святой Дух является своеобразным посредником между Христом и миром, человечеством, осуществляющим новое превращение Святого Духа в Бога. Был сторонником неизбежности полного спасения всех душ и духов, включая дъявола и, соответственно временности адских мук. Эта идея впоследствии была осуждена церковью.

Тертуллиан (160-220) - представлял латинскую апологетику. Его труды «Апологетика», «О душе», «О плоти Христа», «Против Маркиона». Он сделал многое для подготовки идеи триединства Бога, первым заговорил о различии римской и греческой христианской церкви. Считал, что язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразумны: «Верую, потому что нелепо».

АврелийАвгустин (Блаженный) (354-430) - представитель латинской (западной) патристики, епископ Гиппонийский. В поисках истины обращается к трактатам Цицерона, манихейцев, неоплатоников. Главные работы «Исповедь», в которой подверг критике свои ранние языческие взгляды, «О Троице», где систематизированы его теологические воззрения, «О граде Божием», в котором содержатся историко-философские взгляды. Он считал, что «К изучению наук ведет нас двоякий путь - авторитет и разум..».

Петр (Пьер) Абеляр(1079-1142). Трагическая история его любви описана в книге «История моих бедствий». Его философские труды: «Диалектика», «Схоластическая теология», «Да и Нет», «Этика или познай самого себя», «Апология или символ веры». Он полагал, что любой человек находится на пути к Богу как высшему благу, природа человека должна рассматриваться в моральном аспекте. Был осужден на Саннском соборе (1140), приговорен к вечному молчанию, а его трактаты были сожжены.

Фома Аквинский (1225-1274) принадлежал к знатному роду, но вступил в орден доминиканцев. В своих двух фундаментальных трудах «Сумма теологии» и «Сумма философии» пытался систематизировать современные ему воззрения на все стороны человеческого бытия и духа. Выдвинул пять доказательств бытия Бога. Для Фомы было сверхзадачей сблизить теологию и философию. Практический разум, ведая этическими проблемами, на опыте распознает добро и зло. Все, что соответствует разуму - добро, что противоречит ему - зло. Фома Аквинский полагал, что религия обретает свои истины в разуме. Также он утверждал: общие понятия существуют «до вещей» в божественном уме, «в самих вещах» как их сущность и «после вещей» как результат деятельности человеческого ума.

Роджер Бэкон (1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец. Современники называли его «удивительным доктором». Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Наиболее известное произведение «Большой труд». За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Сторонник отделения теологии от светских наук. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Призывал ученых, перейти от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от споров к опыту, от книг к природе.

Николай Кузанский(Кребс) (1401-1464) - выдающийся философ и теолог своего времени, кардинал римско-католической церкви, родоначальник ренессансного платонизма. Основные труды: «Об ученом незнании», «О предположениях», «Книга Простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания». Считал, что познание дано Богом, поэтому предел познания - Бог. Человек, как творение божие, является «малым миром», включающим «Большой мир». Главное в жизни человека - это деятельность.

Макиавелли Николо (1469-1527) - самый известный политический философ Европы, вплоть до сегодняшнего времени. Его работы и поныне актуальны. В своих основных произведениях: («Государь», «История Флоренции», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия») обосновал главные принципы исследования законов социума, в особенности политической сферы. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый «культ личности» государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат. Религия и мораль - это только инструменты политики, но жить государство по правилам религии и морали не может. Цель оправдывает средства, поэтому в политике допустимы жестокость и насилие.

Коперник Николай (1473-1543) - средневековый философ, гуманист, астроном. Окончательно заменил геоцентрическую (птолемееву) картину мира, господствующую в средние века, гелиоцентрической. Важнейший труд Коперника «Об обращениях небесных сфер» вышел в свет в 1453 г., в нем доказывалось, что Земля движется вокруг Солнца и не является центром Вселенной. По имени Коперника гелиоцентрическая картина мира называется коперниковской.

Томас Мор (1478-1535) - политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529), историк и философ. Выступив против Реформации в Англии, был казнен королем Генрихом VIII. Друг Эразма Роттердамского, знаток античности и современных ему гуманистов, он проводил принципы ренессансной мысли в своих основных произведениях «История Ричарда III», «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии». В этой книге Мор описывает совершенное общество, где нет частной собственности, люди равны, власть выбирается и сменяется, существует веротерпимость, воспитание юношества передано духовенству. Позднее многие политические учения об идеальном государстве стали называться «утопиями».

Кампанелла Томазо (1568-1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель, доминикацец старого церковного толка, защищал идею папско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные государства. В своей книге «Город Солнца» рисует картину совершенно го государства в христианско-коммунистическом духе, в котором господствуют священники-философы (во главе с папой, олицетворяющим собой идеал). Иезуиты во время своего господства в Парагвае (1688-1768) пытались создать такой «Город солнца».

Мишель де Монтень (1533-1592) - основное произведение «Опыты», в котором представлена позиция возрожденческого скептицизма, свободомыслия, жизнеутверждения, направленная против схоластического догматизма, религиозного фанатизма, суеверия и аскетизма. Признавая единственность материального мира, отрицал наличие потустороннего мира и бессмертие души.

Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ. По приговору инквизиции сожжен в Риме. Идейными источниками философии Бруно являются неоплатонизм и герметизм. Принял гелиоцентрическую теорию Коперника. Считал что все вещи содержат в себе разум, все одухотворено. Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Всякое познание естественного закона есть дело нравственное. Естественный закон- это закон развития и движения универсума, ему подчиняется так же жизнь человека.

Галилей Галилео (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы Луны, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) - английский философ, писатель, политический деятель. Он задумал грандиозный проект «великого восстановления наук», наиболее важной частью которого была работу «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы». Разработал классификацию наук, считал источником философии рассудок, а ее предметом Бога, природу и человека. Главная задача научной философии - очистить разум от «идолов» (заблуждений) - субъективности и ложных авторитетов. Выделял 4 вида «идолов» - идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра. Ему приписывают девиз «Знание-сила». В своих социально-политических произведениях «Опыты, или Наставления нравственные и политические» и «Новая Атлантида» Бэкон был идеологом просвещенной монархии, защищающей интересы обуржуазившейся аристократии. Разрабатывал дедуктивный метод исследований. Сторонник эмпиризма.

Декарт Рене (1596-1650) - французский философ, основоположник
новоевропейского рационализма.
Основные произведения: «Правила для
руководства ума», «Философские опыты», «Рассуждение о методе»,
«Метафизические размышления», «Начала философии». «О страстях
души». Основой познания является принцип непосредственной достоверности, устанавливаемой с помощью света разума. В основу системы знания кладет утверждение «мыслю, следовательно существую». Декарт - дуалист, он признает существование двух независимых друг от друга субстанций - мыслящей и материальной (телесной). Обе субстанции сотворены Богом. «Философию можно сравнить с деревом. Корнем этого дерева является метафизика. Ствол - физика. А ветви и крона - остальные науки, которые сводятся к трем главным: медицина, механика и этика». Разрабатывал метод индукции.

Гоббс Томас (1588-1679) - английский философ, создатель системы механического материализма. Главные сочинения: трилогия «Основы философии», «Левиафан». Сторонник теории общественного договора. Естественное состояние людей - война всех против всех. Государство учреждается в целях всеобщего мира и личной безопасности. Наилучшая форма государственного правления - абсолютная монархия.

Спиноза Бенедикт (1632-1677) - нидерландский философ. Один из главных творцов метафизики своего века, которая включает учение о бытии, о принципах знания, являющихся введением в разработанную им этику и социально-политическую философию. Отрицал существование личного внеприродного Бога. Пантеист. Философские работы: «Трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика».

Локк Джон (1632-1704) - английский философ-просветитель. Главное произведение «Опыт о человеческом разуме». Душа человека с момента рождения наподобие «чистой доски» ( tabula rаза), которая при жизни человека наполняется все новым и новым содержанием. В своей политической философии, Локк, примыкая к теориям общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии. Ему принадлежит идея разделения властей - законодательной, исполнительной (куда включалась и судебная), и «федеративной» (внешние сношения).

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, юрист, историк, языковед. Основные философские произведения: «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология». Мир состоит из бесчисленных деятельных субстанций, первоэлементов - монад, которые находятся между собой в отношении предустановленной гармонии. В каждой монаде в миниатюре потенциально представлен весь мир («монада – зеркало- вселенной»). К числу особых монад относятся души людей. Выступал против учения Локка о душе, как «чистой доске». Считал: «нет ничего в разуме, что прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума».

Беркли Джордж (1685-1753) - английский философ, епископ Клойнский (Ирландия). Философское учение Беркли есть учение чистого спиритуализма, отрицающее за материей право именоваться субстанцией и оставляющее подлинное бытие за духами и их идеями. Беркли утверждал, что «существовать значит быть воспринимаемым». Главный труд «Трактат о началах (принципах) человеческого знания», а также «Опыт новой теории зрения», «Альсифон или ничтожный философ», «Три разговора между Гиласом и Филонусом».

Юм Дэвид (1711-1776) - английский философ, историк, экономист, автор публицистических работ. Представитель субъективно-идеалистической традиции в философии Нового времени; сформулировал основные принципы агностицизма, считал ,что наши знания это вера, мы не можем выйти за пределы опыта и проверить соответствует ли знание действительности. Главное сочинение «Трактат о человеческой природе», а также «Исследование о человеческом познании», «Исследование о принципах морали». Юм рассматривал проблему объективности причинно следственных связей, указывая на такую ее трудность, как недоказуемость.

Монтескье Шарль-Луи (1689-1755) - французский философ-просветитель, писатель, историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Главное философское произведение «О духе законов». Философская концепция основана на принципах деизма и механического материализма, которые выводятся из самой природы вещей. (Деизм - направление считающее безличного Бога первопричиной мира, который развивается затем по своим собственным законам). Целью государственного правления является благо общества в целом, достичь его можно с помощью прогрессивных законов. Законы государства обязательны для всех граждан, законы религии - для верующих, если они не противоречат законам государства.

Вольтер Аруэ Француа Мари (1694-1778) – французский философ, просветитель, писатель. Вольтер - деист. Его Бог – великий инженер, cоздавший физический миропорядок и вечные заповеди. Сотворив мир, Бог «удалился» от дел, предоставив человека «свободной воле». Считал философию великим орудием разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Не отрицая религии как таковой, он требует религиозной свободы. Критикует католическую церковь, считая ее врагом прогресса.

Руссо Жан-Жак (1712-1778) - французский философ-просветитель, писатель, композитор, теоретик искусства. Активный сотрудник «Энциклопедии». Наиболее известные философские произведения: Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», автор педагогического трактата «Эмиль, или о воспитании», романа «Юлия, или Нолвая Элоиза», стихов, опер, романсов. Его идеи стали основой революционной программы Робеспьера. Он призывал: «Назад к природе!», т.к полагал ,что простые и честные нравы дикарей предпочтительнее культуры, ибо ее развитие сопровождается падением нравственности, заблуждениями, предрассудками.

Дидро Дени (1713-1748) - французский философ, просветитель, руководитель и главный редактор «Энциклопедии», писатель. Почетный член Петербургской Академии наук и Академии художеств. По приглашению Екатерины II работал в Петербурге над проектами реформ. В начале философского пути был деистом, затем материалистом и атеистом. Считал материю единственной субстанцией, выводя все многообразие форм бытия из присущего ей движения.

Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ. Всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его философии различают 2 периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический». В первый период разрабатывал космогоническую картину мира, исходя из умозрительных (метафизических) предпосылок. Кант провозгласил категорический императив, т.е. внутреннее повеление, одна из формулировок которого гласит: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Для Канта существует только две истины: «звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Агностик, считал возможности разума ограниченными из-за наличия в нем антиномий (неразрешимых противоречий). Мир представлен «вещами в себе» (ноуменами) и «вещами для нас» (феноменами). О первых мы ничего знать не можем, т.к они не даны нам. О «вещах для нас» мы знаем, как они нам являются, но не каковы они сами по себе.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики, диалектической логики. Основные работы: «Наука Логики: В 3 т.», «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Философия истории». Первоосновой сущего считал абсолютную идею (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории и сознании. Абсолютная идея развивает себя в этих формах, имея своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Соответственно формам бытия абсолютной идеи диалектическая система Гегеля состоит из 3-х частей: логика, философия природы, философия духа. Высшим началом логики и мышления служит положение о тождестве бытия и разума («все действительное разумно; все разумное действительно).

Фейербах Людвиг (1804-1872) - немецкий философ материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Основные работы: Сущность христианства», «Основные положения философии будущего». Характерная черта материализма Фейербаха - антропологизм, т.е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как «единственного, универсального и высшего предмета новой философии». Философия Фейербаха, как и диалектика Гегеля, оказала большое влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) - немецкий мыслитель, основоположник современного европейского иррационализма, противопоставивший систему своих взглядов прежде всего рационализму, панлогизму Гегеля. В основе мира лежит Воля, подчиняющая себе интеллект (волюнтаризм). Основной труд «Мир как воля и представление». Шопенгауэр – пессимист,считал жизнь трагедией, бессмысленной и бесцельной.

Ницше Фридрих Вильгельм (1844-1900) - крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии, представитель волюнтаризма. Основные идеи Ницше: 1) переоценка всех ценностей - критическая, порой разрушительная идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашенными в учении Ницше. 2) «воля к власти» - фундаментальное онтологическое понятие. Формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» Ницше противопоставляет положение: «я обладаю волей и действую, а следовательно, я живу». 3) идея Сверхчеловека -создателя и носителя новых ценностей и новой морали. Ницше утверждал: «Бог умер: мы хотим - пусть живет сверхчеловек». 4) идея «вечного возвращения». Основ ные произведения: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти». Большое влияние на Ницше оказали философ Шопенгауэр и композитор Вагнер. Свою философию Ницше назвал антихристианской.

Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Основная работа: «Курс позитивной философии: В 6 т». Милль Джон Стюарт (1806-1873) - философ, экономист и общественный деятель. В работе «Система логики» разработал совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Трактовал логику как всеобщую методологию наук.

Хайдеггер Мартин (1889-1975) - философ, сыгравший решающую роль в становлении экзистенциализма, хотя сам себя экзистенциалистом не называл. Основная работа «Бытие и время».

Ясперс Карл (1883-1969) - известный немецкий философ- экзистенциалист. Основные работы: «Психология мировоззрений», «Об истине», «Истоки истории и ее цель», «Философская вера», «Истоки истории и ее смысл», «Куда движется ФРГ?», «Духовная ситуация эпохи». Ввел понятие «осевое время», «осевая эпоха», относящееся к VIII – II вв. до н. э., когда возникли основные философские учения даосизм, конфуцианство, буддизм, греческая философия.

Сартр Жак Поль (1905-1980) - французский философ и писатель, глава французского атеистического экзистенциализма. Основные произведения: «Транцендентность эго», «Воображение», «Критика диалектического разума», «Бытие и ничто».

Камю Альбер (1913-1960) - французский эссеист и литератор. Одно из главных понятий философии Камю - бунт. В работе «Бунтующий человек» бунт выступает как основа борьбы с бессмысленным и слепым мировым злом. Он провозглашает принцип: «Я бунтую, а следовательно мы существуем».

Уровень   Аналогия  
Прикладной уровень   Письмо написано на бумаге. Определено его содержание  
Уровень представления   Письмо запечатано в конверт. Конверт заполнен. Наклеена марка. Клиентом соблюдены необходимые требования протокола доставки  
Сеансовый уровень   Письмо опущено в почтовый ящик. Выбрана служба доставки (письмо можно было бы запечатать в бутылку и бросить в реку, но избрана другая служба)  
Транспортный уровень   Письмо доставлено на почтамт. Оно отделено от писем, с доставкой которых местная почтовая служба справилась бы самостоятельно  
Сетевой уровень   После сортировки письмо уложено в мешок. Появилась новая единица доставки — мешок  
Уровень соединения   Мешки писем уложены в вагон. Появилась новая единица доставки — вагон  
Физический уровень   Вагон прицеплен к локомотиву. Появилась новая единица доставки — состав. За доставку взялось другое ведомство, действующее по другим протоколам  

Из таблицы видно, что каждый новый уровень все больше и больше увеличивает функциональность системы связи. Местная почтовая служба работает не только с письмами, но и с бандеролями и посылками. Почтово-багажная служба занимается еще и доставкой грузов. Вагоны перевозят не только почту, но и людей. По рельсам ходят не только почтово-пассажирские поезда, но и грузовые составы и т. д. То есть чем выше уровень в модели связи, тем больше различных функциональных служб его используют.

Возвращаясь к системам компьютерной связи, рассмотрим, как в модели ISO/OSI происходит обмен данными между пользователями, находящимися на разных континентах.

1. На прикладном уровне с помощью специальных приложений пользователь создает документ (сообщение, рисунок и т. п.).

2. На уровне представления операционная система его компьютера фиксирует, где находятся созданные данные (в оперативной памяти, в файле на жестком диске и т. п.), и обеспечивает взаимодействие со следующим уровнем.

3. На сеансовом уровне компьютер пользователя взаимодействует с локальной или глобальной сетью. Протоколы этого уровня проверяют права пользователя на «выход в эфир» и передают документ к протоколам транспортного уровня.

4. На транспортном уровне документ преобразуется в ту форму, в которой положено передавать данные в используемой сети. Например, он может нарезаться на небольшие пакеты стандартного размера.

5. Сетевой уровень определяет маршрут движения данных в сети. Так, например, если на транспортном уровне данные были «нарезаны» на пакеты, то на сетевом уровне каждый пакет должен получить адрес, по которому он должен быть доставлен независимо от прочих пакетов.

6. Уровень соединения необходим для того, чтобы промодулировать сигналы, циркулирующие на физическом уровне, в соответствии с данными, полученными с сетевого уровня. Например в компьютере эти функции выполняет сетевая карта или модем.

7. Реальная передача данных происходит на физическом уровне. Здесь нет ни документов, ни пакетов, ни даже байтов — только биты, то есть, элементарные единицы представления данных. Восстановление документа из них произойдет постепенно, при переходе с нижнего на верхний уровень на компьютере клиента.

Средства физического уровня лежат за пределами компьютера. В локальных сетях это оборудование самой сети. При удаленной связи с использованием телефонных модемов это линии телефонной связи, коммутационное оборудование телефонных станций и т. п.

На компьютере получателя информации происходит обратный процесс преобразования данных от битовых сигналов до документа.

Особенности виртуальных соединений. Разные уровни протоколов сервера и клиента не взаимодействуют друг с другом напрямую, но они взаимодействуют через физический уровень. Постепенно переходя с верхнего уровня на нижний, данные непрерывно преобразуются, «обрастают» дополнительными данными, которые анализируются протоколами соответствующих уровней на сопредельной стороне. Это и создает эффект виртуального взаимодействия уровней между собой. Однако, несмотря на виртуальность, это все-таки соединения, через которые тоже проходят данные.

Функционирование сетевого оборудования невозможно без взаимоувязанных стандартов. Согласование стандартов достигается как за счет непротиворечивых технических решений, так и за счет группирования стандартов. Каждой конкретной сети присуща своя базовая совокупность протоколов.

Физическая связь между компьютерами ЛВС практически всегда осуществляется на основе одной из схем: обнаружения коллизий и передачи маркера. Метод обнаружения коллизий используется стандартом Ethernet, а передачи маркера — стандартом Token Ring и FDDI.

Рассматриваемые ниже стандарты являются наиболее перспективными.

Идея уровневой организации состоит в предоставлении определенного сервиса более высокому уровню и использовании сервиса нижележащего уровня.

Физический уровень (Physical Layer) определяет физические, механические и электрические характеристики линий связи. На этом уровне выполняется преобразование данных, поступающих от канального уровня, в сигналы, которые затем передаются по линиям связи. В локальных сетях это преобразование осуществляется с помощью сетевых адаптеров, в глобальных сетях для этой цели используются модемы.

Канальный уровень (Data Link) определяет правила использования физического уровня узлами сети. Этот уровень подразделяется на два подуровня: Контроль доступа к среде (Media Access Control), связанный с доступом к сети и ее управлением, и Логический контроль связи (Logical Link Control), связанный с передачей и приемом пользовательских сообщений. Именно на уровне Data Link обеспечивается передача данных кадрами, которые представляют собой блоки данных, содержащие дополнительную управляющую информацию. Исправление ошибок осуществляется автоматически путем повторной посылки кадра. Кроме того, на этом уровне обеспечивается и правильная последовательность передаваемых и принимаемых кадров.

Сетевой уровень (Network Layer) обеспечивает маршрутизацию, то есть выбор маршрута передачи данных в сети, и управление потоком данных в сети (буферизацию данных и т.д.).

Транспортный уровень (Transport Layer) осуществляет разделение или сборку сообщений на пакеты в том случае, когда в процессе передачи или приема находится более одного пакета, а также контроль очередности прохождения компонент сообщения. Кроме того, на этом уровне через шлюзы выполняется согласование сетевых уровней различных несовместимых сетей.

Сеансовый уровень (Session Layer) выполняет функции координации связи между рабочими станциями. Уровень обеспечивает создание сеанса связи, управление передачей и приемом пакетов сообщений и завершение сеанса.

Уровень представления (Presentation Layer) служит для шифрования, сжатия и кодового преобразования данных.

Уровень приложений (Application Layer) является интерфейсом между прикладными программами и процессами модели OSI, отвечая за поддержку программного обеспечения конечного пользователя.

Различают три вида процессов, протекающих в сети: информационные, транспортные и коммуникационные.

Информационные процессы определяются тремя верхними уровнями сетевой архитектуры: уровнем приложений, уровнем представления и сеансовым.

Под протоколом понимается некая совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией. В частности, он определяет, как выполняется соединение, преодолевается шум на линии и обеспечивается безошибочная передача данных между модемами. Стандарт, в свою очередь, включает в себя общепринятый протокол или набор протоколов.

Стандарты на уровень представления данных определяют форматы данных, алфавиты и коды (ASCII, EBCDIC, ISO 8859, ISO 6937), обеспечивают трансляцию и форматизацию данных и команд (ASN.1, X.409).

В функции протоколов сеансового уровня, таких, как X.215, X.225, стандартах ISO 8326/8327, входит управление началом и завершением сеанса, взаимодействием пользователей и прикладных процессов, определение правил диалога, рестарта и проверки прав доступа, обеспечение надежности выполнения сеанса путем организации контрольных точек и восстановления после ошибок.

Транспортный процесс поддерживается транспортным уровнем, определяющим процедуры и формы передачи информации от одной системы к другой. Протоколы TP (Transport Protocol) обеспечивают надежную передачу и доставку блоков информации адресатам и управляют этой доставкой.

 

 

Интернет представляет собой объединение национальных и региональных сетей, имеющих единое адресное пространство и общие методы связи. Интернет — сеть, состоящая из равноправных и независимых узлов, объединенных между собой каналами связи, которые взаимодействуют с помощью протокола IP. Актуальна проблема интеграции в Интернет сетей, которые не используют протокол IP. Для этого разработаны специальные методы подключения к Интернет через «шлюзы».

Узел Интернета — любое вычислительное устройство сети, имеющее свой уникальный IP-адрес (например, компьютер или сетевой принтер). Часто в качестве узла Интернета выступает локальная сеть, в которой уникальный IP-адрес имеет только сервер этой сети, все остальные компьютеры имеют доступ в Интернет через этот адрес.

Интернет не имеет ни единого центра, ни единого плана развития. Отдельные сети, из которых состоит Интернет, основаны на разных принципах. Некоторые из них финансируются государством, другие строятся на коммерческой основе. Пользователь может платить только своему узлу, который обеспечивает подключение к сети Интернет и арендует каналы связи с другими узлами. В качестве каналов связи могут использоваться обычные и оптоволоконные кабели, радиоканалы и каналы спутниковой связи.

Интернет — объединение юридически и коммерчески самостоятельных узлов и сетей, пользующихся общим сетевым протоколом связи и форматом адреса. При полной самостоятельности узлов вся сеть представляет собой относительно цельную, стабильную и надежную систему. Узлы обмениваются между собой сообщениями. Любое сообщение разбивается на пакеты и отправляется по доступным каналам связи.

Деятельность Интернета регулирует Общество Internet, или ISOC (Internet Society), — организация, существующая на общественных началах. Она назначает Совет по архитектуре Интернета (IAB — Internet Architecture Board), который отвечает за техническое руководство Интернетом и представляет собой группу приглашенных лиц, добровольно изъявивших желание принять участие в его работе. IAB регулярно собирается для утверждения стандартов и распределения ресурсов (например, адресов). Интернет функционирует только благодаря наличию стандартных способов взаимодействия компьютеров и прикладных программ друг с другом. IAB несет ответственность за эти стандарты, решает вопрос о необходимости какого-либо стандарта и его содержание.

Internet объединяет множество серверов, на которых находится огромный объем информации по разнообразным темам. Информация на серверах организована для доступа пользователей различными способами. По этому признаку наиболее популярными являются серверы FTP, WWW и Telnet .

Узлы Интернета — это компьютеры, соединяющие различные части Интернета. Сети, составляющие Интернет, могут быть самыми разными: Ethernet, Token Ring, сети на телефонных линиях, радиосети. Узлы — это места, в которых принимается решение о дальнейшей пересылке пакетов по сети. Узлы не имеют прямых связей между собой. Сообщения пересылаются по цепочке из множества узлов.

На каждом узле определяется следующий узел, на который далее будет направлен пакет, намечается дальнейший путь (маршрут). Этот процесс называется маршрутизацией. Каждый узел имеет таблицу маршрутизации. В Интернете таблицы маршрутизации составляются децентрализовано. Узлы, осуществляющие маршрутизацию, называются маршрутизаторами. Как и любые другие действия, составление и модификация таблиц маршрутизации в Интернете определяются соответствующими правилами — протоколами (ICMP — Internet Control Message Protocol, RIP — Routeing Information Protocol, OSPF — Open Shortest Path Firs).

 

В 1994 году в России для обеспечения компьютерной связи между вузами начала создаваться единая Федеральная университетская сеть RUNNet (Russian University Net сеть российских университетов), которая должна будет охватить все основные научно-образовательные центры России. В 1995 году она объединяла Московский, Санкт-Петербургский, Северный, Уральский, Западно-Сибирский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Северо-Кавказский регионы. В 1996 году к ним присоединились университеты Сибири и Дальнего Востока. Московский и Санкт-Петербургский центры обеспечивают магистральную связь RUNNet с Интернет через спутниковый канал Москва («Радио-МГУ» — Гамбург (DESY/DEN), а также наземные каналы Москва («Радио-МГУ») — Париж (Renater) и Санкт-Петербург (RUNNet) — Хельсинки (FUNet/NORDUNet).

 

В Интернете имеется набор правил по обращению с IP-пакетами, зафиксированные в соответствующих стандартах-протоколах. В Интернете каждый IP-пакет пересылается отдельно, независимо от других, таким образом IP-пакет является самостоятельным сообщением. Пакеты могут приходить в последовательности, отличной от исходной. Пара пакетов, отправленных друг за другом, не всегда приходят к получателю в том же порядке. Это происходит в любых сетях коммутации пакетов с большим числом узлов.