Подход Хикса

3.

2.

Эффект Веблена

Эффект сноба

Эффект присоединения к большинству

Это эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребители следуя общепринятым нормам покупают тот же самый товар, который покупают другие. Кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, если данный эффект отсутствует.

Это эффект изменения спроса группы людей из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Зависимость мнения потребителя от выбора других обратная. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, что сноб сокращает его. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса будет менее эластичной.

Это эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар более престижен, имеет более высокую цену. Если доминирует данный эффект, то кривая спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, которые стимулируют дополнительное потребление товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, прихоти.

В настоящее время широкое распространение нашел ординалистский подход, основанный на комбинации благ по их предпочтительности. Процесс исследования поведения потребителя состоит из нескольких этапов:

1) Изучение предпочтений потребителя

2) Учет бюджетных ограничений

3) Сопоставление потребительских предпочтений с бюджетными ограничениями и определение выбора потребителя.

Функция полезности есть способ представления предпочтений потребителя. Графически система потребительских предпочтений изображается с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия – это геометрическое место точек, которые показывает все возможные комбинации товаров, обеспечивающие потребителю один и тот же уровень полезности.

Предположим, что потребитель располагает определенным доходом и полностью тратит его на потребление двух товаров. Отказ от одного товара компенсируется получением другого товара в большем количестве. Все эти комбинации одинаково хороши для потребителя. Т.о., потребитель безразличен к выбору из комбинации двух товаров, дающих равную общую полезность.

Потребительская корзина товаров А, В, С:

Корзина Яблоки Апельсины
А
В
С

 

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Рис. 9 – Карта кривых безразличия

 

Свойства кривых безразличия:

1) Наборы товаров на кривых безразличия, более удаленные от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

2) Для любой пары полноценных благ кривые безразличия выпуклы к началу координат.

3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как уменьшение одного товара на какую-либо величину должно быть заменено дополнительным количеством другого товара.

4) Кривые безразличия не пересекаются. Потребитель не может одновременно предпочитать один товар другому и не делать между ними различий.

5) Кривые безразличия могут быть проведены через любую точку пространства.

Отрицательный наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы замещения (MRS). Зона замещения (субституция) – это участок кривой безразличия, в которой возможно эффективная замена одного блага другим.

Рис. 10 – Зона замещения (субституции)

 

Количество блага Х, равное ОТ, представляет минимально необходимую величину потребления блага Х, от которого потребитель не может отказаться, как бы ни было велико предлагаемое взамен благо У. Аналогично отрезок ON – это минимальная необходимая величина потребления товара У. взаимная замена благ Х и У имеет смысл только в пределах участка RS. Вне участка RS замена исключается, и два блага выступают как независимые друг от друга.

Предельная норма замещения – количество единиц одного товара, которое потребитель готов отдать за единицу другого товара так, чтобы уровень его удовлетворения остался неизменным.

Предельная норма замещения равна наклону кривой безразличия со знаком «-», так как на одной кривой безразличия прирост полезности от увеличения потребления блага Х равен потере полезности от изъятого блага У. Соответственно, предельную норму замещения мы можем выразить через предельные полезности товаров Х и У.

Предельная норма замещения характеризует связь составляющих потребительского набора. Для характеристики зависимости между относительными изменениями этих компонентов используется показатель эластичности замещения одного блага другим (ввел Хикс).

Эластичность замещения показывает, на сколько % должно увеличиться количество одного блага для того, чтобы потребитель почувствовал потерю 1% другого блага.

Предельная норма замещения сменила понятие «предельная полезность», а на смену закону убывающей предельной полезности пришел принцип снижающейся предельной нормы замещения. Однако условие снижения предельной нормы замещения не всегда соблюдается. Т.е. кривые безразличия будут принимать форму круга или «L» образную форму или будут параллельны.

Для товаров жестко взаимодополняющих друг друга, кривые безразличия имеют «L» образную форму. Предельная норма замещения равна 0.

Для товаров, которые полностью взаимозаменяемы, кривые безразличия представляют собой прямые линии, имеющие отрицательный наклон. Это случай, когда оба товара воспринимаются потребителем как один товар. MRS=const

Нулевая предельная норма замены характерна для тех ситуаций, когда потребитель не может поступиться даже бесконечно малым количеством товара в пользу другого товара.

Иногда возникает необходимость рассматривать ситуацию, предполагающую насыщение, в которой для потребителя существует какой-то самый наилучший набор товаров, и чем «ближе» потребитель находится к этому наилучшему набору, тем выше его благосостояние с позиций его предпочтений.

Предположим, что у потребителя имеется какой-то самый предпочитаемый набор (х;у). Чем дальше он находится от этого набора, тем ниже его благосостояние. Максимальная полезность может быть достигнута в точке (). Это точка насыщения или точка блаженства.

Кривые безразличия для данного потребителя имеют следующий вид. Точка А – самая лучшая точка, а точки, удаленные от нее, лежат на более низких кривых безразличия.

В данном случае, наклон кривой безразличия отрицательный, когда у потребителя имеется слишком мало или слишком много обоих товаров, и положительный, когда у него слишком много одного из товаров. В последнем случае, этот товар становится антиблагом. Сокращение потребления такого товара перемещает потребителя ближе к точке блаженства, если у него слишком много обоих товаров, то они оба являются антиблагами, и поэтому сокращение каждого из них перемещает потребителя ближе к точке блаженства.

Антиблаго – это благо, которое абсолютно не нравится потребителю.

Предпочтение возрастает влево вверх, т.е. в направлении увеличения потребления блага У и уменьшения потребления блага Х.

Также существует ситуация, когда чем меньше блага имеет потребитель, тем меньше он требует взамен другого блага, при уменьшении запасов первого блага, т.е. чем меньше блага у потребителя, тем охотнее он обменяет его на другое благо или чем больше блага у потребителя, тем больше он желал бы данное благо иметь.

Выбор потребителя зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель стремиться максимизировать полезность, но в то же время он ограничивается своим бюджетом.

 

3. Бюджетное ограничение. Оптимум потребителя.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Для получения данной информации необходимо учесть бюджет потребителя.

Бюджет – доход, доступный для расходования в определенном периоде.

Бюджетное ограничение показывает все наборы товаров, которые могут быть приобретены потребителем при данном доходе и данных ценах.

Уравнение бюджетного ограничения:

, , где

- цена товара Х

- цена товара У

X, Y – товары

- количество товаров Х и У.

Если Q=0, то мы свой бюджет тратим на приобретение только одного товара. Сумма затрат на все товары не должна превышать соответствующего дохода. Графически бюджетные ограничения изображают в виде бюджетной линии.

Бюджетная линия показывает комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

Рис. 11 – Бюджетная линия

 

Точки пересечения бюджетной линии с соями координат показывают максимальное возможное количество товаров Х и У, которые можно купить на данный доход при данных ценах.

Наклон бюджетной линии – отношение цен соответствующих товаров.

Изменение в доходе или ценах означает изменение покупательной способности, графически это будет показано сдвигом бюджетной линии.

При снижении цены товара, покупательная способность потребителя увеличивается. Это вызовет графический сдвиг бюджетной линии вправо, при этом происходит изменение ее наклона.

При изменении цены товара Х, бюджетная линия смещается по оси Х, при изменении цены товара У – смещается по оси У.

На основе карты кривых безразличия и бюджетной линии определяется оптимальный набор товаров для данной группы потребителей. В точке потребительского оптимума достигается максимальная полезность потребителя при данном уровне дохода и данных ценах. Эта точка означает положение равновесия потребителя.

Потребитель свободно перемещается вдоль линии MN. Область, выше бюджетной линии, является запретной, т.к. его доход ограничен, а область ниже бюджетной линии не имеет значения, так как потребитель тратит свой доход полностью.

Потребитель будет перемещаться к точке, в которой получит наибольшее удовлетворение, т.е. к точке Е – это точка касания кривой безразличия с бюджетной линией. В точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух точек равна их относительной цене.

Данное условие следует понимать следующим образом:

Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим не изменяя при этом уровень своего удовлетворения.

Кроме внутреннего оптимума также выделяют:

- краевой;

- угловой оптимум.

Краевой или угловой оптимум – это выбор, при котором потребление одного из двух товаров равно 0. Это происходит потому, что данное условие недостижимо (см. формулу выше).

Такие оптимумы имеют место при различных типах предпочтений, не характеризуются строгой выпуклостью к началу координат, а также при предпочтениях, характеризующихся ситуацией, когда MRS увеличивается. Данный оптимум имеет место при предпочтениях, характеризующихся такой выпуклостью.

В данном случае MRS при движении вдоль кривой безразличия (при замене товара У товаром Х) убывает, но, поскольку наклон кривой безразличия в исходном пункте меньше или больше, чем наклон бюджетной линии, равенство этих наклонов не достигается.

Краевые оптимумы практически всегда характеризуют выбор из двух совершенных субститутов, выбор при кривой безразличия, у которых MRS увеличивается или выбор в случае с безразличным благом.

Рассмотрим реакцию потребителя на изменение цены и дохода. Увеличение дохода при постоянных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов товаров, которые раньше были ему не доступны. При снижении дохода наблюдается обратная ситуация.

Смещение бюджетной линии приводит к новой точке потребительского оптимума, поскольку при каждом уровне дохода потребитель стремится выбрать наиболее полезные для него наборы товаров. Графически это будет показано линией «доход – потребление», которая также называется линия уровня жизни.

Рис. 12 – Кривая «доход – потребление»

 

 

Если кривая «доход – потребление» представляет собой луч, проведенный под углом 45º, то это означает, что с увеличением дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. Для различных видов благ линия «доход – потребление» имеет разный наклон.

Потребление нормальных товаров с ростом дохода потребителя увеличивается, поэтому в данном случае линия «доход – потребление» имеет положительный наклон.

Потребление нейтральных благ при изменении дохода остаются на прежнем уровне, поэтому линия «доход – потребление» для нейтральных благ располагается горизонтально, если нейтральным является благо У, или вертикально, если нейтральным является благо Х.

Потребление неполноценных товаров с ростом дохода уменьшается, поэтому линия «доход – потребление» имеет отрицательный наклон.

Предположим, что У – постоянная величина, а в качестве переменной величины возьмем цену одного из товаров. Допустим, что цена товара Х снизилась, графически это выглядит как сдвиг бюджетной линии вправо. Каждая бюджетная линия касается какой-нибудь кривой безразличия. Все точки касания представляют собой линию «цена – потребление».

Рис.13 – Кривая «цена – потребление»

При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматривали влияние изменение дохода, при анализе кривой «цена – потребление» - влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим.

В соответствии с этим рассмотрим эффект дохода и эффект замещения.

Эффект замещения связан с тем, что изменение цены какого-либо товара меняет относительные цены различных благ, и это побуждает потребителя приобретать относительно подешевевшие товары взамен товаров, ставших относительно более дорогими.

Эффект дохода связан с тем, что изменение цены какого-либо товара изменяется реальным доходом потребителя, его покупательной способности, а следовательно и величины спроса на различные товары.

Проблема состоит в определении того, насколько общее изменения величины спроса, вызванное изменением цен, обуславливают эффект дохода и насколько эффектом замещения.

Согласно подходу Слуцкого, реальный доход измеряется количеством различных благ, которые потребитель может приобрести на свой денежный доход. Считается, что лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора благ, обеспечивает неизменный уровень реального дохода.

Подход Хикса: реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход.

Различие: разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода.

Подход Слуцкогок разграничению эффекта дохода и эффекта замещения рассмотрим графически.

Имеются 2 товара Х и У с ценами и . Точка касания кривой безразличия с бюджетной линией 1 показывает оптимальный выбор потребителя (набор (;) в точке А).

Предположим, что цена товара Х уменьшилась. Бюджетная линия становится более пологой (Линия 2). Новый оптимум потребителя находится в точке касания бюджетной линии 2 и кривой безразличия . Это точка В и набор товаров (;). В результате того, что снизилась цена, потребитель смог приобрести больше товаров и получить больше удовлетворения.

Величина характеризует общий эффект снижения цены, т.е. сумму эффекта дохода и эффекта замещения.

Для определения влияния на величину спроса эффекта замещения в чистом виде абстрагируемся от влияния эффекта дохода, т.е. представим, что цена изменилась, а реальный доход не изменился. Вспомогательная бюджетная линия 3 проводится параллельно бюджетной линии 2, что показывает факт изменения цен. В то же время, бюджетная линия 3 проходит через точку А, что означает следующее: при таком бюджетном ограничении потребитель имеет возможность приобретать первоначальный набор благ (;), что символизирует неизменность реального дохода. Если бы бюджетная линия 3 характеризовала бы бюджетные ограничения реального потребителя, то его оптимальный набор находился бы в точке С (набор ). Это означало бы, что объем спроса на товар Х вырос на величину (). Поскольку бюджетная линия 3 построена с учетом изменения цен, но без учета эффекта дохода, то можно утверждать, что изменение величины спроса на является чистым результатом эффекта замещения.

Эффект замещения всегда работает в направлении обратном изменению цены. Направление действия эффекта дохода зависит от вида товаров. По нормальным товарам эффекта дохода изменяет величину спроса в направлении, обратном изменению цен. Для таких товаров общий эффект изменения цены всегда больше эффекта замещения. По низшим товарам эффект дохода меняет величину спроса в том же направлении, в котором изменилась цена. Эффект дохода, сопровождающий снижение цен, понижает величину спроса. По таким товарам общий эффект изменения цены меньше эффекта замещения.

Если эффект дохода, сопутствующий изменению цены товара низшей категории, превышает эффект замещения, то величина спроса меняется в том же направлении, что и цена. Такие товары низшей категории называются товарами Гиффена.

Данные товары Х и У с соответствующими ценами и . Бюджетная линия 1 показывает определенный доход потребителя. Первоначальный выбор потребителя характеризуется набором ;. В точке касания кривой безразличия с бюджетной линией 1. Оптимум потребителя в точке А.

Снижение цены товара Х на графике показано сдвигом бюджетной линии в положение 2. В данном случае, оптимальный набор потребителя – это набор (;) в точке В.

характеризует общее изменение величины спроса в результате изменения цены.

Проведем вспомогательную бюджетную линию 3 параллельно линии 2, что отражает изменение уровня цен. Бюджетная линия 3 касается кривой безразличия - это означает, что новый оптимальный набор (точка С) имеет ту же полезность, что и первоначальный набор в точке А.

Следовательно, согласно подходу Хикса, реальный доход не изменился. Бюджетное ограничение 3 отражает минимальный уровень номинального дохода, необходимый для того, чтобы при изменившихся ценах обеспечивать потребителю неизменный реальный доход (т.е. неизменный уровень полезности потребляемых благ).

Поскольку бюджетная линия 3 абстрагируется от эффекта дохода, то можно утверждать, что она характеризует влияние на спрос только эффекта замещения. Отсюда следует, что эффект замещения определяется величиной , соответственно эффект дохода равен разности между общим эффектом изменения цены и эффектом замещения (; ).

Рис. 1 – Эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому

 

Рис. 2 - Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу


Тема № 4: Производство и издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах

Вопросы: