Аксиома независимости потребителя

Удовлетворение потребителей зависит только от количества потребляемых ими благ и не зависит от потребления других потребителей. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как:

- эффект присоединения к большинству;

- эффект сноба;

- эффект Веблена.

Принцип убывания полезности лежит в основе создания ситуации равновесия потребителя.

Вы зашли в буфет, где сок стоит 4,50 руб., пирожное 9 руб. У потребителя 45 руб. Цель: выбрать такой набор благ, который доставит наибольшее удовлетворение. Можно купить 5 пирожных, но при этом потребитель не получит от последней порции столько же удовольствия, сколько от первого, но если вместо 5 пирожных купить 2 стакана сока, то потребитель увеличит общую полезность, так как первые 2 стакана сока принесут гораздо большее удовлетворение, чем пятое пирожное. по мере сокращения потребления пирожных и увеличения потребления сока, предельная полезность пирожных увеличивается, а сока – уменьшается. В результате достигается точка потребительского равновесия, в которой уже нельзя увеличивать общую полезность, расходуя большую сумму на одно благо и меньшую на другое в рамках ограниченности бюджета.

Предельная полезность в расчете на каждый рубль стоимости одного блага становится равной предельной полезности в расчете на каждый рубль стоимости другого блага.

Если цена пирожного снизится, то равновесие нарушится. Чтобы его восстановить, исходя из новой цены пирожного, надо, чтобы предельная полезность пирожного уменьшилась или чтобы выросла предельная полезность сока. Для этого в соответствии с законом убывающей предельной полезности надо сократить потребление сока и увеличить потребление пирожных.

Вывод: рациональный потребитель в рамках ограниченности бюджета так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. В этом случае он получает максимальное удовлетворение.

Правило максимизации полезности

(условие равновесия потребителя)

Полезность максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

(1) , где - предельная полезность денег

В общем виде это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Отношение предельной полезности блага к цене называется взвешенной предельной полезностью.

Из формулы (1) можно сделать вывод, что соотношение предельных полезностей благ равняется соотношениям их цен.

Наряду с общими принципами рационального потребителя существуют особенности, определяемые влиянием на него вкусов и предпочтений.

Американский экономист Лейбенстайн сформулировал виды потребительского спроса, такие как:

- функциональный;

- нефункциональный.

Функциональным спросом является спрос, обусловленный потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу.

Нефункциональным спросом является спрос, который обусловлен факторами непосредственно не связанными с присущими экономическому благу свойствами.

В нефункциональном спросе выделяют:

- социальный;

- спекулятивный;

- нерациональный.

Социальный спрос связан с отношением потребителя к товарам. Лейбенстайн выделяет следующие случаи, вызывающие этот спрос: