Программа предмета

1.

Государственные документы.

Содержание и виды занятий

Русский язык как учебный предмет в начальной школе.

Уроки в 1 кл.

1. Обучение грамоте (азбука, чтение)

2. Письмо (прописи)

 

В период обучения грамоте необходимо проводить комбинированные уроки (интегрированные: чтение + письмо)

 

Предметом изучения методики русского языка является овладение родным языком. Методика призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике

 

Задачи методики:

1. Чему учить: разработка содержания обучения, программы по русскому языку, создание учебников и учебных пособий

2. Как учить: методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению различных видов заданий, пособий, практических работ учащихся, уроков.

3. Почему так, а не иначе?

Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора метода.

 

Методика начального обучения. Основные разделы

 

1. Методика обучения грамоте, т. е. элементарному чтению и письму.

2. Методика чтения. Вырабатывает навык беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения.

3. Методика грамматики и орфографии (обучение письму, каллиграфии, формирование грамматических понятий и орфографических навыков).

4. Методика развития речи (речь вызывается не ситуацией, а волевым актом, она является запланированной, обдуманной; обогащается словарь; осуществляется связь устной и письменной речи).

 

· Развитие устной и письменной речи – чтение письмо, работа с грамматическим материалом, наблюдение

· Обучение грамоте, то есть обучение чтению и письму и дальнейшее совершенствование умений

· Изучение литературной нормы (орфография, пунктуация, орфоэпия)

· Изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике

· Приобщение к литературе

Это государственный документ, обязательный для выполнения. Его составляющие:

1. Вводная объяснительная записка

2. Обучение грамоте и РР

3. Грамматика, правописание и РР с подразделами:

· Внеклассное чтение

· Звуки и буквы

· Слово

· Предложение

· Связная речь

· Чистописание

4. Основные требования к ЗУН

5. Тематика классного и внеклассного чтения

6. Список произведений

 

Лекция 2. Понятие о методике преподавания русского языка

М. Р. Львов. Методика преподавания русского языка. М., «Академия», 2007 (с. 5 - 29) .Составить таблицу: «Связь МПРЯ с другими науками»

РЕЗДЕЛ 2. Обучение грамоте.

Лекция 3. Методика обучения грамоте

как составная часть методики преподавания русского языка

 

Классификация методов обучения грамоте

· по видам деятельности:

1. аналитический

2. аналитико-синтетический

3. синтетический

· по исходным языковым единицам:

1. буквенные

2. звуковые

3. слоговые

4. целых слов

 

Буквослагательный метод –это ярко выраженный буквенный синтетический метод (заучивание букв, объединение их в слоги, затем – в слова).

Аналитический звуковой методоснован на традициях догматического периода развития школы: заучивание слогов, начертания слов, сочетания букв. Звуковой анализ слова начинается после того, как дети зрительно запоминают начертание слова.

Синтетический звуковой метод:от звука к букве.

Слоговой метод: сначала ученики заучивали все буквы алфавита, затем – слоги из двух букв, читали слова, состоящие из таких слогов и т. д.

Метод целых слов. Единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составные элементы – буквы.