Программа предмета
1.
Государственные документы.
Содержание и виды занятий
Русский язык как учебный предмет в начальной школе.
Уроки в 1 кл.
1. Обучение грамоте (азбука, чтение)
2. Письмо (прописи)
В период обучения грамоте необходимо проводить комбинированные уроки (интегрированные: чтение + письмо)
Предметом изучения методики русского языка является овладение родным языком. Методика призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике
Задачи методики:
1. Чему учить: разработка содержания обучения, программы по русскому языку, создание учебников и учебных пособий
2. Как учить: методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению различных видов заданий, пособий, практических работ учащихся, уроков.
3. Почему так, а не иначе?
Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора метода.
Методика начального обучения. Основные разделы
1. Методика обучения грамоте, т. е. элементарному чтению и письму.
2. Методика чтения. Вырабатывает навык беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения.
3. Методика грамматики и орфографии (обучение письму, каллиграфии, формирование грамматических понятий и орфографических навыков).
4. Методика развития речи (речь вызывается не ситуацией, а волевым актом, она является запланированной, обдуманной; обогащается словарь; осуществляется связь устной и письменной речи).
· Развитие устной и письменной речи – чтение письмо, работа с грамматическим материалом, наблюдение
· Обучение грамоте, то есть обучение чтению и письму и дальнейшее совершенствование умений
· Изучение литературной нормы (орфография, пунктуация, орфоэпия)
· Изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике
· Приобщение к литературе
Это государственный документ, обязательный для выполнения. Его составляющие:
1. Вводная объяснительная записка
2. Обучение грамоте и РР
3. Грамматика, правописание и РР с подразделами:
· Внеклассное чтение
· Звуки и буквы
· Слово
· Предложение
· Связная речь
· Чистописание
4. Основные требования к ЗУН
5. Тематика классного и внеклассного чтения
6. Список произведений
Лекция 2. Понятие о методике преподавания русского языка
М. Р. Львов. Методика преподавания русского языка. М., «Академия», 2007 (с. 5 - 29) .Составить таблицу: «Связь МПРЯ с другими науками»
РЕЗДЕЛ 2. Обучение грамоте.
Лекция 3. Методика обучения грамоте
как составная часть методики преподавания русского языка
Классификация методов обучения грамоте
· по видам деятельности:
1. аналитический
2. аналитико-синтетический
3. синтетический
· по исходным языковым единицам:
1. буквенные
2. звуковые
3. слоговые
4. целых слов
Буквослагательный метод –это ярко выраженный буквенный синтетический метод (заучивание букв, объединение их в слоги, затем – в слова).
Аналитический звуковой методоснован на традициях догматического периода развития школы: заучивание слогов, начертания слов, сочетания букв. Звуковой анализ слова начинается после того, как дети зрительно запоминают начертание слова.
Синтетический звуковой метод:от звука к букве.
Слоговой метод: сначала ученики заучивали все буквы алфавита, затем – слоги из двух букв, читали слова, состоящие из таких слогов и т. д.
Метод целых слов. Единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составные элементы – буквы.