Закрытая и открытая модели транспортной задачи
Таблица 5.1
Поставщик | Потребитель | Запас груза ai | ||||||||
В1 | В2 | … | Вп | |||||||
Затраты на перевозку единицы груза | ||||||||||
А1 | с11 | с12 | … | с1n | a1 | |||||
x11 | x12 | x1n | ||||||||
А2 | c21 | c22 | … | c2n | a2 | |||||
x21 | x22 | x2n | ||||||||
… | … | … | … | … | … | |||||
Ат | cm1 | cm2 | … | cmn | am | |||||
xm1 | xm2 | xmn | ||||||||
Потребность в грузе bj | b1 | b2 | … | bn | ||||||
Экономико-математическая модель ТЗ должна отражать все условия и цель задачи в математической форме. Так, переменные хij должны удовлетворять ограничениям по запасам, потребностям и условиям неотрицательности. В математической форме эти условия можно записатьтак:
(5.1)
Цель ТЗ – минимизировать общие затраты на реализацию плана перевозок, которые можно представить функцией
. (5.2)
Итак, математически ТЗ ставится так. Даны система ограничений (5.1) и линейная функция (5.2). Требуется среди множества решений системы (5.1) найти такое неотрицательное решение, при котором линейная функция (5.2) принимает минимальное значение (минимизируется).
Будем называть план перевозок Х=[хij] допустимым, если он удовлетворяет ограничениям (5.1).
Допустимый план перевозок, доставляющий минимум целевой функции (5.2), называется оптимальным.
Теорема 5.1 (о существовании допустимого плана).Для того чтобы ТЗ имела допустимые планы, необходимо и достаточно выполнение равенства
(5.3)
Доказательство. Просуммировав в распределительной табл. 5.1 элементы хij раздельно по индексам i и j, получим:
; .
Очевидно, что суммируются все элементы хij как по строкам, так и по столбцам, различие лишь в перестановке этих элементов. Однако от перестановки слагаемых сумма не меняется. Поэтому равенство является необходимым условием разрешимости ТЗ.
Для доказательства достаточности условия (5.3) покажем, что если это условие выполняется, то всегда имеется допустимый план. Обозначим . Переменные хij выразим через данные задачи следующим образом:
(5.4)
Поскольку , то и А > 0, а поэтому и все хij ≥ 0.
Покажем, что переменные (5.4) составляют допустимый план. Этот набор неотрицательных чисел будет составлять допустимый план тогда, когда он удовлетворяет системе ограничений (5.1). Просуммируем равенства (5.4) по индексу i. Получим
.
Аналогично, суммируя равенства (5.4) по индексу j, получаем
.
Следовательно, набор чисел удовлетворяет системе ограничений задачи, а потому является допустимым планом.
Модель ТЗ называют закрытой, если суммарный объем груза, имеющегося у поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т. е. выполняется равенство
.
Если для ТЗ выполняется одно из условий:
или ,
то модель задачи называют открытой.
Для разрешимости ТЗ с открытой моделью необходимо преобразовать ее в закрытую. Так, при выполнении первого условия необходимо ввести фиктивный (п+1)-й пункт назначения Вп+1, т. е. в матрице задачи предусматривается дополнительный столбец. Спрос фиктивного потребителя полагают равным небалансу, т. е.
,
а все соответствующие тарифы – одинаковыми, чаще всего равными нулю.
Аналогично при выполнении второго условия вводится фиктивный поставщик.
При преобразовании открытой задачи в закрытую целевая функция не меняется, так как все слагаемые, соответствующие дополнительным перевозкам, равны нулю.
Теорема 5.2 (о ранге матрицы). Ранг матрицы А транспортной задачи на единицу меньше числа уравнений: r(А)=т+п-1.
Доказательство. Матрица системы ограничений имеет вид:
.
Обозначая i-ю строку через pi, имеем:
.
Отсюда видно, что любая строка матрицы может быть представлена в виде линейной комбинации остальных строк, следовательно, не меняя ранга, можно вычеркнуть, например, последнюю строку. Минор (т+п-1)-го порядка получившейся матрицы, составленный из коэффициентов при х11, х12, …,х1п, х2п, …, хтп, будет отличен от нуля, что и доказывает теорему.