Закрытая и открытая модели транспортной задачи

Таблица 5.1

Поставщик Потребитель Запас груза ai
В1 В2 Вп
Затраты на перевозку единицы груза
А1 с11 с12 с1n a1
x11 x12 x1n
А2 c21 c22 c2n a2
x21 x22 x2n
Ат cm1 cm2 cmn am
xm1 xm2 xmn
Потребность в грузе bj b1 b2 bn  
                     

 

Экономико-математическая модель ТЗ должна отра­жать все условия и цель задачи в математической форме. Так, переменные хij должны удовле­творять ограничениям по запасам, потребностям и услови­ям неотрицательности. В математической форме эти усло­вия можно записатьтак:

(5.1)

Цель ТЗ – минимизировать общие затраты на реали­зацию плана перевозок, которые можно представить функцией

. (5.2)

Итак, математически ТЗ ставится так. Даны система ограничений (5.1) и линейная функция (5.2). Требуется среди множества решений системы (5.1) найти такое неотрицательное решение, при котором линейная функция (5.2) принимает минимальное значение (минимизируется).

Будем называть план перевозок Х=[хij] допусти­мым, если он удовлетворяет ограничениям (5.1).

Допустимый план перевозок, доставляющий минимум целевой функции (5.2), называется оптимальным.

Теорема 5.1 (о существовании допустимого плана).Для того чтобы ТЗ имела допустимые планы, необходимо и достаточно выполнение равенства

(5.3)

Доказательство. Просуммировав в распредели­тельной табл. 5.1 элементы хij раздельно по индексам i и j, получим:

; .

Очевидно, что суммируются все элементы хij как по строкам, так и по столбцам, различие лишь в перестановке этих элементов. Однако от перестановки слагаемых сумма не меняется. Поэтому равенство является необходимым условием разрешимости ТЗ.

Для доказательства достаточности условия (5.3) пока­жем, что если это условие выполняется, то всегда имеется допустимый план. Обозначим . Переменные хij выразим через данные задачи следующим образом:

(5.4)

Поскольку , то и А > 0, а поэтому и все хij 0.

Покажем, что переменные (5.4) составляют допусти­мый план. Этот набор неотрицательных чисел будет со­ставлять допустимый план тогда, когда он удовлетворяет системе ограничений (5.1). Просуммируем равенства (5.4) по индексу i. Получим

.

Аналогично, суммируя равенства (5.4) по индексу j, получаем

.

Следовательно, набор чисел удовлетворяет системе ограничений задачи, а потому является допусти­мым планом.

Модель ТЗ называют закрытой, если суммарный объем груза, имеющегося у поставщиков, равен суммарному спросу потребителей, т. е. выполняется равенство

.

Если для ТЗ выполняется одно из условий:

или ,

то модель задачи называют открытой.

Для разрешимости ТЗ с открытой моделью необхо­димо преобразовать ее в закрытую. Так, при выполне­нии первого условия необходимо ввести фиктивный (п+1)-й пункт назначения Вп+1, т. е. в матрице задачи предусматривается дополнительный столбец. Спрос фик­тивного потребителя полагают равным небалансу, т. е.

,

а все соответствующие тарифы – одинаковыми, чаще всего равными нулю.

Аналогично при выполнении второго условия вводится фиктивный поставщик.

При преобразовании открытой задачи в закрытую це­левая функция не меняется, так как все слагаемые, соот­ветствующие дополнительным перевозкам, равны нулю.

Теорема 5.2 (о ранге матрицы). Ранг матрицы А тран­спортной задачи на единицу меньше числа уравнений: r(А)=т+п-1.

Доказательство. Матрица системы ограничений имеет вид:

.

Обозначая i-ю строку через pi, имеем:

.

Отсюда видно, что любая строка матрицы может быть представлена в виде линейной комбинации остальных строк, следовательно, не меняя ранга, можно вычеркнуть, например, последнюю строку. Минор (т+п-1)-го порядка получившейся матрицы, составленный из коэффициентов при х11, х12, …,х1п, х2п, …, хтп, будет отличен от нуля, что и доказывает теорему.