КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ.

 

1. Многообразие определений.Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, опредмеченных в материальных носителях и передаваемых будущим поколениям. Культура имеет множество значений.

ü Культура как сфера общественной жизни, получившая институциональное закрепление.

ü Культура как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная и массовая, народная, культура социальных общностей, и др.).

ü Культура как мера овладения духовными достижениями человечества. [8]

2. Структура культуры. Существуют различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

ü Язык – это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.

ü Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.

ü Социальная норма – это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами.

ü Ценность – это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности[9]. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

Другой способ анализа структуры культуры связан с выделением материальной и духовной культуры.

ü Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др.

ü Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство.

Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура.

ü Доминирующая культура- это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.

ü Субкультура – это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей[10]

Социологами отмечается существование также девиантных и делинквентных субкультур, вырабатывающих такие системы ценностей, и нормы поведения, которые в доминирующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в определенных социальных условиях и для некоторых социальных групп представляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей. В контексте такой субкультуры происходит социализация личности, осуществляющая, при этом, передачу девиантных нравов. Специфическим образом, эти нравы компенсируют индивидам и социальным группам их неудачу в большом обществе[11].

ü Под контркультурой[12] понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта.

Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.

 

 

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

 

1. Человек – индивид – личность.

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, как высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни. Специфика человека по сравнению с другими существами заключается в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности.

Индивид – это единичная особь, принадлежащая к человеческому роду, конкретный носитель всех социальных, психологических и биологических качеств человечества.

Личность – системное качество человека, обусловленное его включенностью в совокупность общественных отношений. Основными признаками личность являются: самость (по Гегелю), свобода выбора, ответственность за этот выбор.

Понятие «личность» известно уже более 2000 лет. Его возникновение связывают с античным театром, где слово персона (личность) означало маску, которую надевал актер, играя определенную роль. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое Я, а с другой стороны - соотносил себя с определенной социальной группой.

Современные социологи выделяют следующие уровни структуры личности:

ü Биологическая структура: темперамент, влечения, инстинкты.

ü Психологические процессы: ощущения, чувства, эмоции, мышление, память, воля.

ü Духовная структура: социальный опыт, привычки, знания, умения, навыки.

ü Социальная структура: направленность, влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, ведущие потребности.

2. Социализация личности есть процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. В ходе этого процесса реализуются заложенные в человеке природные задатки, а также через воспитание и образование происходит приобщение индивида к ценностям и нормам культуры. Социологи подразделяют социализацию на первичную и вторичную.

ü Период первичной социализации длиться от рождения до формирования личности. Агентами первичной социализации являются родители, ближние и дальние родственники, друзья, педагоги, лидеры молодежных группировок и др.

ü Период вторичной социализации - это развитие личности на стадии социальной зрелости. Агентами вторичной социализации являются представители администрации школы, университета, предприятия, государственные служащие, представители СМИ.

Социализация проходит этапы, знаменующие основные вехи в биографии человека. Переходя на новую ступеньку жизненного пути (поступление в вуз, женитьба, служба в армии, выход на пенсию), человеку приходиться многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа:

ü Десоциализация – отлучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

ü Ресоциализация – есть процесс обучения новым ценностям, нормам и правилам поведения взамен старых.

Ресоциализация может происходить на любом этапе жизни в связи с серьезными изменениями в жизни самой личности или всего общества. Когда этот процесс захватывает массовое и индивидуальное сознание, возникает феномен маргинальной личности. Маргинал – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, не способный адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует. Маргиналы, в силу ощущения постоянного дискомфорта и неудовлетворенности могут легко использоваться оппозиционными, экстремистскими или криминальными силами. Они, как правило, и составляют тот «материал», который вовлекается в революции, дает толчок социальным изменениям, а иногда и установлению диктатуры[13].

 

ЛЕКЦИЯ №4.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ.

 

1. Понятие социальной структуры.

Структура общества складывается вследствие того, что каждый человек, удовлетворяя свои потребности и реализуя свои интересы, выполняя необходимые жизненные функции, вступает в общественные отношения и занимает определенное место в системе этих отношений, некую социальную позицию. Принадлежность людей к различным группам, классам, социальным слоям, общностям, закрепление их в этих структурах формирует социальную дифференциацию общества. Основными элементами социальной структуры выступают: социальные общности и группы, социальные слои, классы, нации, социальные организации и социальные институты.

2. Понятие и виды социальных общностей.

Самой общей категорией социологии, описывающей многообразие форм объединения людей, является понятие «социальная общность». Эта категория обозначает совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устойчиво взаимодействующих друг с другом.

Одним из первых в социологии понятие «общность» стал разрабатывать немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936). Понятие «общность» применялось к крестьянской деревенской общине, а понятие «общество» к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними немецкий ученый определил так:

-общность предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество основано на стремлении к личной выгоде;

-общность придает основное значение обычаям, в то время как общество основано еа формальных законах;

-общность предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время как в обществе проявляются специализированные профессиональные роли;

-общность опирается на религиозные, а общество на светские ценности;

-в основе общности лежит семья и община, а в основе общества крупные корпоративные и ассоциативные объединения людей.

Таким образом, понятие «общность» описывает ближайшую среду человека, она не имеет четкой организованной структуры, ее члены руководствуются в своем поведении обычаем, привычкой и памятью. Это отношения, которые даны от природы и кажутся естественными.

Современная социология выделяет следующие основные типы социальных общностей: номинальная общность, массовая общность (квазигруппа), социальная группа, социальная организация (организованная группа).

ü Номинальная общность – это совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи (пенсионеры, пассажиры пригородных электропоездов, незамужние женщины, и т.п.).

ü Массовая общность (квазигруппа) – это реально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования, и не имеющая общей цели взаимодействия (болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники широких политических движений. Выделяют следующие виды массовых общностей: толпа, аудитория, социальные круги.

ü Социальная группа - совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности.

ü Социальная организация – это социальная группа с внутренней иерархией статусов, системой управления, четким разделением труда, нормативной регуляцией поведения и системой социального контроля.

3. Классификация социальных групп.

В современной социологии социальные группы классифицируют по самым разным признакам. В зависимости от выбранных критериев, выделяют:

§ лабораторные и естественные социальные группы;

§ первичные и вторичные;

§ формальные (организованные) и неформальные (спонтанные);

§ референтные группы и группы членства.

Лабораторные группы специально создаются для участия в экспериментах, естественные функционируют в реальных жизненных ситуациях. Первичные группы (семья, компания друзей) характеризуются устойчивыми личными контактами в рядах ее членов, а также высоким уровнем эмоциональности. Вторичные (производственные коллективы, политические организации и др.) образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи, их взаимодействие основано на совместной деятельности и носит утилитарный характер. Организованные (формальные) группы относятся к категории естественных, их возникновение вызвано необходимостью выполнения каких-либо функций. Спонтанные группы (обычно группы интересов) зарождаются непроизвольно в процессе общения индивидов, являясь результатом их взаимных психологических или эмоциональных предпочтений. Референтная группа- это группа, на которую индивид ориентируется в своих действиях, система ценностей и норм которой является для него эталоном. Если группа рассматривается как место пребывания индивида в социуме, далекое от его установок и ценностных ориентаций, то такая группа называется группой членства. В зависимости от количества членов и условий внутреннего взаимодействия различают большие, средние и малые социальные группы.

Большая социальная группа – это значительная совокупность людей, функционирующих в масштабах общества в целом и действующих совместно в социально значимых ситуациях. Члены группы не вступают в непосредственное общение друг с другом, разъединены в социальном пространстве, но объединены общностью целей и интересов. К большим социальным группам можно отнести: статусные группы (социальные слои, классы), функциональные группы (врачи, военные, студенты), этнические объединения (народность, нация, раса и др.).

Средняя социальная группа – это совокупность людей, занимающих определенное место в социальном пространстве, обладающих программой совместной деятельности, в которую включен каждый ее участник. Межличностные отношения и особенности организации регулируются с помощью формализованных коммуникаций и специальных структур управления. К средним социальным группам относятся: общественные и производственные организации, территориальные группы (жители района, области, выходцы из одной местности, земляки).

Малая социальная группа – это небольшая совокупность людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. К малым группам относятся: студенческая группа, спортивная команда, воинское подразделение, производственная бригада и др. Основными признаками малой группы являются:

-немногочисленность членов группы;

-объединение участников общей деятельностью;

-непосредственное личное общение между членами группы;

-наличие развитой структуры;

-чувство принадлежности к данной группе.

Важной характеристикой малой группы является система социальных ролей. Причем, в группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным – это роли лидеров. Лидер – это член группы, имеющий наибольшее влияние и принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. Авторитетные лица составляют ядро группы и формируют общественное мнение. Аутсайдер – это число с наименьшим авторитетом, он не участвует в принятии решений, либо привлекается к участию наименьшее число раз.

4. Понятие социальной стратификации; исторические типы стратификации.

Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum – слой) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Страта представляет собой совокупность людей, объединенных общими статусными признаками. Система социального неравенства, лежащая в основе стратификации существовала с глубокой древности. Исторически сложились четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

ü Рабство – экономическая, юридическая и социальная форма закрепления людей в непривилегированных стратах. Рабство – крайняя форма социального неравенства, связанная с полным бесправием закрепощенных. Различают две формы рабства: классическую (Др. Греция, Рим) и патриархальную (Др. Китай). При патриархальном рабстве раб обладал правами младшего члена семьи, участвовал в общественной жизни, мог вступать в брак со свободными гражданами, наследовал имущество хозяина .

ü Каста – это социальная группа, существующая на основе общего происхождения. Классическим примером кастового общества является Индия. Кастовый строй сложился в Индии после разложения рабовладельческого общества в первые века новой эры. Существуют четыре основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы) и шудры (рабочие и крестьяне).

ü Сословие – это социальная группа с закрепленными обычаями и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерно неравенство положения и привилегий. Например, такая система сложилась в Древнем Риме (в имперский период) в форме трех основных сословий: патриции (коренные жители, потомки основателей Рима), клиенты (бедные латиняне) и плебеи (потомки покоренных народов). В Европе на рубеже ХIV – ХV вв. общество также делилось на высшие сословия: духовенство, дворянство и непривилегированное третье сословие: ремесленники, купцы, крестьяне. В России со второй половины ХVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои).

ü Класс – большая группа людей, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда, имеющая примерно одинаковое материальное положение и сходные профессиональные интересы. Классы возникают в Европе в ХVIII – ХIХ вв. вместе с формированием нового типа экономики – капиталистической, которой соответствует новый тип социальной стратификации – классовая система.

5. Сущность и причины социального неравенства.

Неравенство – это основной критерий социальной стратификации, связанный с распределением результатов общественного труда (социальных благ). Социальное неравенство выражается в неравном доступе к власти, богатству, образованию и престижу, оно лежит в основе иерархической дифференциации общества, т. е. деления на сословия и классы. В классической западной социологии разработка проблемы неравенства и классовой структуры общества связана, прежде всего, с именами М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина.

По Веберу, основой иерархического построения любого общества выступают три взаимодействующих фактора: собственность, власть, и престиж. Различия в собственности порождают экономические классы, различия в отношении к власти связаны с политической системой, престижные различия – это группировки людей по статусам.

Существенный вклад в научную разработку проблемы социального неравенства внес К. Маркс. Он доказывает, что основой общественного развития является классовая борьба, которая всегда заканчивается революционным переустройством всего общества или общей гибелью борющихся классов.

П. Сорокин выделил три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную. Экономическое неравенство выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных. Политическая дифференциация описывает систему иерархических рангов: авторитет, власть, престиж, звания, почести. Профессиональная дифференциация – это разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям, одни из которых считаются более престижными, а другие менее, а их организация обязательно включает руководителей различного ранга и их подчиненных.

Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков:

а) характеристики, которыми люди обладают от рождения, - пол, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, и др.;

б) признаки, связанные с исполнением роли, т. е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

в) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности.

В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

§ доход – количество денежных поступлений за определенный период времени, а также количество наличных или овеществленных денег;

§ власть – способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия);

§ образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения;

§ престиж – общественная оценка значимости определенной профессии, должности, рода занятий, выступает как показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

6. Стратификационные системы современных обществ.

В современной социологии наиболее распространенными являются пирамидальная и ромбовидная стратификационные модели, включающие три основных уровня:

ü Высший слой – элитарное меньшинство, рост богатства которого контролируется политикой государства через систему нлогооблажения.

ü Средний слой занимает промежуточное положение в системе социальной иерархии и определяется уровнем дохода, стилем жизни, фундаментальными ценностями.

ü Низший слой охватывает самых малообеспеченных граждан, а также аутсайдеров, утративших устойчивые связи с вышестоящими слоями, и опустились на социальное дно.

Средний слой играет особенно важную роль в социальной системе, во многом определяя стабильность существующего общественного устройства. Чем больше он по численности, тем надежнее нейтрализует крайности противоположных сил. Поэтому сознательная забота социальных институтов о среднем слое –залог стабильности общества.

Американский исследователь У. Уорнер разработал наиболее популярную ромбовидную модель системы социальной дифференциации американского общества, включающую восемь социальных классов, ранговый порядок которых образует социальную иерархию.

 

7. Социальная структура российского общества.

До революции 1917 года в России было официально принято сословное деление населения. Согласно переписи 1897 года, все население страны, а это 125 миллионов человек распределялось на следующие сословия: дворяне – 1.5%, духовенство- 0.5%, купцы – 0.3%, крестьяне – 77,1%, мещане – 10.6%, казаки – 2.3%. В связи с развитием капиталистических отношений на рубеже ХIХ – ХХ веков некогда единое крестьянство расслоилось на бедняков (34.7%), середняков (15%), зажиточных (12.9%), кулаков (1.4%), а также мало и безземельных крестьян. Мещане (средние городские слои) включали в себя мелких служащих, ремесленников, домашнюю прислугу, почтово-телеграфных служащих, студентов, и т.п. Казачество представляло собой привилегированное военное сословие, несшее службу на границе[14].

Октябрьская революция разрушила прежнюю социальную структуру, исчезло множество старых статусов, таких, как дворянин, буржуа, мещанин. Сталинско-брежневская модель стратификации сводилась к двум классам: рабочим, колхозному крестьянству и прослойке интеллигенции. Имевшее место социальное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в советской науке не признавалось до середины 1980-х годов. Однако проблемами социального неравенства советского общества занимались зарубежные исследователи. Так А. Инкельс в 40-50-е годы ХХ века предложил коническую модель иерархического деления общества в СССР. За основу такого деления он взял материальный уровень, привилегии и власть, и на основе этого обозначил девять социальных слоев: правящую элиту, высшую интеллигенцию, рабочую аристократию, основную интеллигенцию, средних рабочих, зажиточных крестьян, «белых воротничков», непривилегированных рабочих и группу принудительного труда (заключенных).

Современное российское общество характеризуется наличием различных, часто противоречивых тенденций, которые происходят в во всех сферах общественной жизни. Реформы, начатые после распада предыдущей социально-экономической и политической системы, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, устранены основы и механизм тотальной социально-экономической уравнительности статусных характеристик больших масс населения. С другой стороны, установившаяся социальная дифференциация характеризуется крайними формами имущественного и социального неравенства, появлением больших масс маргинализованных слоев и криминальных группировок. «С одной стороны, устранена административно-командная система власти государственно-партийной номенклатуры, но, с другой стороны, порождены отчужденные от общества олигархические, государственно-бюрократические, неподконтрольные и безответственные группировки, приватизировавшие основные национальные достояния и саму систему власти и управления»[15].

На основе приватизации, образования частных секторов экономики (в т.ч. с участием иностранного капитала) возникают новые специфические слои наемных рабочих, инженерно-технических работников и служащих, занятых в этих секторах по контракту. Появляются новые экономические классы, социальные слои, такие как предприниматели, менеджеры, фермеры, свободные специальсты-профессионалы, наемные работники, безработные, а также представители теневых секторов экономики и сферы обслуживания. Эти слои-страты находятся на разных уровнях своего формирования и иерархического положения[16]. В современной стратификационной системе России можно выделить следующие слои.

§ Неимущие: безработные, инвалиды с минимальной пенсией, пенсионеры с минимальной пенсией без имущественных и денежных накоплений, неустроенные переселенцы, лица без определенного место жительства, беспризорные дети. Это низший уровень, характеризуется наличием минимальных средств только для поддержания жизни и не имеющие средств и возможностей для улучшения своего существования.

§ Малообеспеченные: рабочие средней и низкой квалификации, инженерно-технические работники, служащие многих государственных предприятий и учреждений, работники образования, науки, культуры, руководители низшего звена, большинство пенсионеров, часть молодежи, молодые специалисты. Эта часть населения имеет средства только на повседневные текущие расходы по низшим показателям прожиточного минимума и неспособные обновлять многие из предметов длительного пользования.

§ Обеспеченные: высококвалифицированные работники, востребованные в престижных высокооплачиваемых сферах производства и сервиса; управленческий персонал государственных структур; часть представителей малого бизнеса и предпринимательства; фермеры, владеющие землей, сельскохозяйственным оборудованием и техникой; работники силовых и охранных структур; высокооплачиваемые категории ППС, работающие в сфере платного образования; писатели и журналисты. Данные категории имеют денежные средства, достаточные для обеспечения уровня и качества жизни по средним показателям потребительской корзины, для регулярного обновления предметов длительного пользования, вкладывающие средства в улучшение жилья, в свое обучение, поддержание здоровья и организацию ежегодного отдыха.

§ Состоятельные: представители среднего бизнеса и предпринимательства, высокооплачиваемые и высокопоставленные менеджеры, должностные и руководящие лица, часть директорского корпуса, владельцы акций и денежных вкладов, крупные фермеры-землевладельцы, использующие труд наемных рабочих. Эти граждане имеют в наличии имущество и денежные средства, достаточные не только для обеспечения высокого уровня качества жизни, но и для торгового и производственного оборота и получения прибыли.

§ Богатые: директора; президенты; председатели советов директоров; управляющие фирм и предприятий, банков; иных коммерческих, предпринимательских, производственных и учебных структур, способные обеспечивать самостоятельную, независимую экономическую деятельность в сфере крупного бизнеса и предпринимательства; а также высшая административно-управленческая и государственная элита.

Статистика общественного расслоения в основном строится на дифференцированной экономической оценке, в первую очередь на анализе доходов. Исследования Статком СНГ, ЦЭНии Минэкономики РФ, Института социологии РАН, ВЦИОМ и др. показывают следующее распределение населения по этим уровням и категориям в конце 90-х годов: беднейшая группа (ниже прожиточного минимума) составляет 35%; слой малообеспеченных (тратящих доходы преимущественно на питание) – около 30%; слой среднеобеспеченных (активное население, обеспечивающее себе питание за счет трети доходов) – не более 25%; обеспеченный слой (состоятельных людей, живущих по западным стандартам потребления) – около 7%; богатых – чуть менее 5%[17].

Как видим, большинство населения (около 80%) составляют необеспеченные и малообеспеченные категории, а нарождающийся средний класс составляет небольшую рыхлую прослойку. К сожалению, государственная политика в области социальной защиты населения, поддержки малого бизнеса и предпринимательства совершенно неэффективна и не способствует росту и стабилизации среднего слоя. Трудовое законодательство, призванное регулировать рынок труда практически не действует, что порождает произвол и дикие формы эксплуатации, бесправие работников, низкую и нерегулярную оплату их труда. Обостряются межэтнические противоречия, которые с индивидуального уровня переходят на социальный, социально-экономический и социально-политический. На первый план выдвигаются проблемы имущественного, социокультурного расслоения и неравенства, новые классовые противоречия и конфликты[18].

 

7. Социальная мобильность и ее типы.

Социальная мобильность – это перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Социальная мобильность предполагает также исчезновение одних и появление других групп.

По направленности выделяют вертикальную и горизонтальную мобильность. Горизонтальная мобильность связана с переходом из одной социальной группы в другую на одном уровне стратификации. Вертикальная мобильность – это перемещение из одного социального слоя в другой в пределах стратификационной системы по восходящей или по нисходящей.

Пример: Менеджер организации, который становиться заместителем директора претерпевает вертикальную мобильность. Менеджер, который переходит из одного отдела в другой, без повышения по должности подвергается горизонтальной мобильности.

Выделяются также такие виды мобильности, как индивидуальная и групповая. В случае индивидуальной мобильности индивид совершает восхождение на лестницу социальной иерархии благодаря собственным усилиям и личным достижениям. Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или снижается статус большой социальной группы (класса, сословия). Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, события, связанные со сменой политических режимов.

Истории известно немало случаев, когда целые социальные группы вследствие каких-то событий резко изменяли свой статус. В результате изменялся статус практически всех, принадлежащих к этой группе индивидов. П. Сорокин в качестве примера рассматривает Октябрьскую революцию в России. В результате ее самый привилегированный класс дворянства совершил коллективное социальное нисхождение: в 1920 – 1930 гг. гордиться дворянским титулом было небезопасно для благополучия и самой жизни. Напротив, рабоче-крестьянское происхождение стало здесь признаком благонадежности и многим открывало дорогу к повышению социального статуса.

 

Литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. – М., Гардарика. – 1999.

2. Юридическая социология. Учебник для вузов. /Отв. Ред. Глазырин.– М., НОРМА.- 2000.

3. Социология. Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. – М., 2004.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М., Логос. – 1999.

5. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. /П.А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429 – 435.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М, 2002.

7. Социология. Под ред. В.А. Лавриненко. – М, 1998

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М, 2000

 

ЛЕКЦИЯ №5.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И ДЕВИАЦИЯ.

 

1. Сущность и причины социальных отклонений.

Отклонения в поведении индивидов или групп от общепринятых социальных норм называется девиацией. В основе отклонений лежит конфликт личности с социальной средой, что часто приводит к поведению индивидов, которое не согласуется с существующей нормативной системой. Препятствия, встающие перед индивидами на пути достижения социальных целей, несоответствие ожиданий реальности называется фрустрацией. Попытка преодолеть фрустрацию может мобилизовать физический и духовный потенциал человека, стимулируя его к созидательной активности, что в итоге может привести к реализации поставленных целей, укреплению социальной позиции, повышению статуса. Если же социально одобряемые пути достижения цели не найдены, такой конфликт может привести к девиации. Характер этого процесса во многом зависит от социальных, экономических и политических проблем, культурных и правовых традиций общества. В нашей стране в период перехода к рыночной экономике изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, которые приводят к девиациям. Современные социологи выделяют следующие основные причины девиации:

§ несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон);

§ наличие в обществе социального неравенства;

§ низкий морально-нравственный уровень общества, отчуждение личности.

§ маргинализация – как разрыв социальных связей между индивидом и обществом;

§ распространение социальных патологий и невнимание к ним со стороны государства (рост психических заболеваний, ухудшение генетического фонда населения и др.).

2. Основные виды девиантного поведения.

Социологи выделяют три основные группы девиаций, каждая их которых имеет различные формы своего проявления:

§ нарушение установленных законов и норм уголовного права (преступность и правонарушения).

§ поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития (алкоголизм, наркомания, проституция).

§ отклонения от норм психического здоровья, обусловленное наличием у индивида явной или скрытой психической патологии.

 

3. Правонарушения и преступность.

Правонарушение – это юридические факты, которые противоречат нормам права. Преступление – более узкое понятие, которое обозначает противоправное общественно опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и наносящие им существенный вред. На практике преступления квалифицируются по следующим основаниям:

§ по степени тяжести (тяжкие, менее тяжкие);

§ по форме вины (умышленные и неосторожные);

§ по объекту посягательства, целям и мотивам: антигосударственные, корыстные, насильственные и др.

По мере изучения проблем преступности исследователи изучают целый ряд факторов, воздействующих на ее характер и динамику. Это социальное положение, род занятий, образование, нищета как особый фактор. Особое значение имеет фактор деклассирования, т. е. разрушение или ослабление связей между индивидом и социальной группой. В 30-е годы ХХ столетия исследования, проведенные Чикагской школой, выявили влияние внутригородских различий на уровень преступности: «самые преступные районы» – районы с самой высокой степенью социальной дезорганизации.

В нашей стране, по мнению исследователей, развитие преступности по качественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Несмотря на то, что регистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в индустриальных странах, остается высоким темп прироста преступлений. На состояние преступности в нашей стране большое влияние оказал переход к рыночным отношениям, появление таких феноменов, как конкуренция, безработица, инфляция. По мере роста количественных показателей, проблема преступности превращается из правоохранительной в политическую[19].

 

4. Пьянство и алкоголизм.

Опьяняющие напитки известны человечеству с древнейших времен. Они изготавливались из растений, их употребление было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Вместе с тем, на протяжении долгого времени алкогольные напитки, особенно крепкие, оставались для большинства населения предметом роскоши: были дороги и малодоступны. Коренные перемены произошли после того, как был открыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытие сделало возможным массовое потребление алкоголя, и в ХVIII веке пьянство приобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия, Швеция. Примерно в это же время в России быстро входит в употребление водка. Можно сказать, что ХIХ век породил, а ХХ век усугубил весьма сложную проблему человеческой цивилизации – проблему алкоголизма[20].

Данные социологических исследований выявляют много интересных фактов. С одной стороны, подавляющее большинство опрошенных считают, что пьянство – большое зло, с другой – то же большинство либо пьет, либо «выпивает как все», около половины не хотели бы иметь среди друзей непьющего человека, а треть опрошенных обиделась бы, если бы хозяин при встрече гостей не поставил на стол спиртное. 40% опрошенных считают, что потребление спиртного в пределах нормы безвредно для здоровья и не сказывается на работоспособности, а каждый пятый вполне допускает появление в нетрезвом виде в общественных местах, лишь бы это не приводило к скандалам и конфликтам[21]. 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии. Около 50% разводов также связано с пьянством[22].

Для анализа алкогольной ситуации и ее динамики, как правило используют, три группы социологических показателей:

§ уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления;

§ характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного;

§ ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.

Вместе с этим, учитывается также целый ряд характеристик: регулярность, длительность потребления, численность и состав пьющих, распределение общего объема потребления между мужчинами и женщинами, по возрастным категориям и иным социально-демографическим признакам. Все эти характеристики входят в понятие модели алкогольного поведения. Эти модели сложились исторически и проявляются в традициях потребления алкоголя у разных народов.

Винная модель получила распространение в таких странах, как Франция, Италия, Португалия, Италия, Армения, Грузия, Молдавия. Для нее характерно регулярное потребление слабого виноградного вина за обедом и ужином. Объем потребляемого алкоголя сравнительно равномерно распределяется между различными группами населения. Этой модели присуще чрезвычайно высокое суммарное потребление спиртных напитков (к началу 80-х годов во Франции 15.8 литра абсолютного алкоголя на человека в год, в Италии – 13.9 литра)[23].

Водочная модель традиционно преобладает в Польше, России, Финляндии, Швеции и других странах, где на крепкие напитки приходиться более половины суммарного потребления алкоголя. Для этой модели характерны высокая неравномерность распределения потребляемого алкоголя среди населения, существование групп, резко выделяющихся неумеренностью и асоциальным поведением; сильное опьянение как сознательно достигаемая цель потребления.

Пивная модель близка к винной, по уровню потребления алкоголя, пивные страны занимают среднее место. Среди них Чехия, Германия и др.

В России рост в общем объеме употребляемых алкогольных напитков доли вина и пива, как отмечают исследователи, не связан с сокращением количества водки. Фактически употребление водки дополняется употреблением менее концентрированных алкогольных напитков[24].

В истории борьбы с алкоголизмом сложилось два направления. Во – первых, ограничение доступности спиртных напитков, повышение цен, сокращение их продажи и производства. Во – вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения. В истории борьбы с алкоголизмом были попытки введения сухого закона на территории США, Англии, России. Все они не достигли цели, так как наличие алкоголя не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Это сложная проблема, имеющая социальные, культурные, экономические, юридические и медицинские аспекты.

 

5. Проституция.

Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitutre – выставлять публично. Под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату, не имеющие в своей основе чувственного влечения. Она начала зарождаться вместе с общественным разделением труда, появлением городов, развитием моногамии. Уровень проституции резко вырос с развитием капиталистических отношений, что вызвало серьезное общественное беспокойство. В конце ХIХ века были разработаны способы медико-полицейского надзора с целью упорядочить и по возможности ограничить данного рода отношения. Однако политика запретов оказалась малоэффективной. И все же с начала 20-х годов ХХ века происходит резкое сокращение проституции как в Европе, так и в Северной Америке. Причинами этой тенденции, по мнению исследователей, были улучшение экономического положения женщины, нравственная эмансипация. Большинство молодых мужчин перестали пользоваться услугами проституток, их клиентами оставались преимущественно мужчины старших возрастных групп[25].

В нашем обществе в эпоху советского периода считалось, что проституция отсутствует, и длительное замалчивание реальной ситуации привело к тому, что обнародование факта существования проституции вызвало широкий общественный резонанс. Проституция как социальное явление активно изучалось в первые годы советской власти, однако позже исследования были прекращены, и возобновились лишь в 60-е годы ХХ века, а первые результаты исследований стали публиковаться в открытой печати совсем недавно[26]. Они показали, что по сравнению с началом ХХ века существенно изменилась социальная база проституции. В то время на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. Основную массу проституток составляли лица с низким уровнем образования, выходцы из деревни. Сегодня налицо резкое расширение социальной и возрастной базы: в числе проституток учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. В объятия клиентов девочек толкают не голод и нищета как прежде, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни»[27].

Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, ни один из этих способов не позволил полностью решить эту проблему[28].

 

1. Наркомания и токсикомания.

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае еще во втором тысячелетии до н. э. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом низших слоев.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотических веществ, что в конечном итоге приводит организм к физическому и психологическому истощению.

Токсикомания – это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ (таблеток, транквилизаторов), а также вдыханием ароматических веществ бытовой химии с целью достижения состояния опьянения и возникновения зрительных галлюцинаций. Наркомания и токсикомания имеют крайне негативные социальные последствия: рост смертности, особенно среди молодежи, развитие соматических и психических заболеваний, повышение уровня преступности. Причины наркомании различны – личные трудности, неудовлетворенность жизнью, социальная несправедливость, разочарование в людях. Исследователи выделяют следующие мотивы наркомании и токсикомании;

-удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

-испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

-выражение независимости, а иногда и враждебного отношения к окружающим.

-познание нового, приносящего удовольствие таинственного опыта.

Результаты социологических исследований показывают, что главные мотивы потребления наркотиков – жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения. А поскольку в большинстве случаев речь идет о молодых людях, эти мотивы усиливаются легкомыслием. Большинство опрошенных наркоманов (77%) пристрастились к зелью под воздействием других лиц, главным образом потребителей наркотиков из числа друзей, знакомых. Вместе с тем, как показывают результаты социологических исследований, большая часть наркоманов хорошо информирована о последствиях своего пристрастия и осознают угрожающую им опасность: 12.2 % считают его пагубным, 65.5 % относятся отрицательно. Не видят в потреблении наркотиков ничего плохого только начинающие курильщики гашиша, нередко даже бравирующие этим[29]. Таким образом, на определенной стадии физической и психической деградации большинство наркоманов отчетливо осознают, что их ждет дальше, но уже не в силах отказаться от пагубной привычки.

Эффективных способов борьбы с этой формой отклоняющегося поведения не существует. Учитывая специфику этого явления необходимо использовать целый комплекс мер, в том числе и специальных: медицинских и правовых.

 

7. Суицидальное поведение.

Суицидальное поведение – это пассивная форма девиантности является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем. Исследования показывают, что фактором, провоцирующим суицидальное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран и сегодня наблюдается увеличение их числа. Суицидальная активность имеет определенные временные циклы. Факт весенне-летнего цикла и осенне-зимнего спада был отмечен еще Э. Дюркгеймом[30]. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду и в четверг. Конец недели более опасен для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, то есть суицидальное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой проблемы зависит и от возрастной группы. Самоубийства чаще совершаются в возрасте после 55 и до 20 лет. Сегодня самоубийцами становятся даже 10- 12-летние дети. Мировая статистика показывает, что суицидальное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких людей на крайних полюсах общественной иерархии[31].

В России в ХХ веке суицидальное поведение не получило такого распространения, как в ряде европейских стран. К 80-м годам ситуация существенно изменилась: СССР по частоте самоубийств превзошел некоторые из европейских стран (30 на 100 тыс. населения), затем наблюдалось снижение (до 19 на 100 тыс.). Однако тот глубокий социально-экономический кризис, в котором находятся сегодня республики бывшего СССР, вызовет, по мнению социологов, новую волну самоубийств[32].

В работе «Самоубийство», Э. Дюркгейм анализирует большое количество статистического материала по разным европейским странам. Он решительно отвергает попытки объяснить данное явление внесоциальными факторами, считая, что именно социология способна объяснить динамику самоубийств в разных странах в разные периоды. Рассматривая самоубийство в контексте принадлежности к различным уровням социальной иерархии, он выделил 3 основных типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабого воздействия на индивида социальных норм. Оставшись один на один со своими проблемами, человек в конце концов утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, по Дюркгейму, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради нее свою жизнь. Аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивида, а практически отсутствуют.

Социологи выделяют следующие наиболее распространенные причины самоубийств:

-потеря любимого человека из ближайшего окружения, или высокомерно отвергнутое чувство любви;

-уязвленное чувство собственного достоинства;

-крайнее переутомление;

-разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств, наркомании и токсикомании;

состояние фрустрации в форме острой агрессии, страха, когда индивид утрачивает контроль над своим поведением.

 

8. Социальный контроль.

Общество как саморегулирующаяся система имеет механизмы защиты от девиаций, которые проявляются в различных формах социального контроля. Социальный контроль – это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Система социального контроля включает два основных элемента: нормы и санкции.

Социальные нормы – это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого поведения людей в обществе. Они выполняют в обществе следующие функции:

-регулируют общий ход социализации;

-интегрируют личность в социум;

-служат образцами (эталонами) соответствующего поведения;

-контролируют девиантное поведение.

Социальные санкции – это меры поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы и правила поведения. Выделяют четыре типа санкций.

§ Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны властей, официальных учреждений и организаций (правительственные награды, государственные премии, присвоение ученых степеней и званий);

§ Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, исходящее от неформального окружения (дружеская похвала, комплименты, положительный отзыв);

§ Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, официальными указами, административными инструкциями и предписаниями (штраф, увольнение, тюремное заключение, понижение в должности, лишение гражданских прав).

§ Неформальные негативные санкции – средства воздействия, непредусмотренные правовой системой общества (замечание, порицание, разрыв дружеских отношений).

Таким образом, значение социального контроля состоит, прежде всего, в регуляции поведения людей, поддержании в обществе стабильности и порядка. Функционируя на основе общепринятых ценностей и норм культуры данного общества, социальный контроль призван гарантировать соответствие поведения человека этим ценностям и нормам. Особенно наглядно эта роль социального контроля проявляется в предотвращении девиантного поведения.

Литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. – М., Гардарика. – 1999.

2. Юридическая социология. Учебник для вузов. /Отв. Ред. Глазырин.– М., НОРМА.- 2000.

3. Социология. Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. – М., 2004.

4. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М., Логос. – 1999.

5. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. /П.А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429 – 435.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М, 2002.

7. Социология. Под ред. В.А. Лавриненко. – М, 1998

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М, 2000

9.Мертон Р. Социальная структура и аномия.

10. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями).

11. Ежегодник. – М., 1995

12. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации Российского общества. // Социс. №4, 1997.

13. Заиграев Г.Г. Общество и алкоголь, - М., 1992

14. Заиграев Г.Г. Пьянство в России – реальная угроза национальной безопасности. – М., Социс. №11, 2001

15. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. – М, Мысль, 1994

16. Поздняков М.Е. Социологический анализ наркомании. – М, 1995