Руководство и органы управления медицинской службы ГО

К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны всех уровней. Начальниками медицинской службы являются:

­ федеральной медицинской службы ГО - первый заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ;

­ ГОЗ субъектов РФ, городов, городских районов - руководители органов здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований;

­ организаций и объектов экономики - заведующие поликлиник, медпунктов, медико-санитарных частей этих объектов.

Органами управления здравоохранения военного времени являются:

­ штаб федеральной медицинской службы ГО в составе: начальник штаба - заместитель Министра здравоохранения и социального развития РФ, заместитель начальника штаба - директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита»;

­ члены штаба: руководители структурных подразделений Министерства здравоохранения и социального развития России; главные медицинские специалисты министерства; представители Российской академии медицинских наук; специалисты ВЦМК «Защита»; представители Российского общества Красного Креста; представители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

В состав штаба ГОЗ субъекта РФ включаются (вариант):

­ начальник штаба - заместитель руководителя здравоохранения субъекта РФ, заместитель начальника штаба - начальник второго отдела органа управления здравоохранения субъекта РФ. Члены штаба: руководитель Роспотребнадзора - главный государственный санитарный врач субъекта РФ, начальник аптечного управления субъекта РФ, начальник управления «медтехника», главные медицинские специалисты (хирург, терапевт, радиолог, токсиколог, эпидемиолог, педиатр), главные врачи территориального центра медицины катастроф, главный врач областной станции переливания крови, станции скорой и неотложной медицинской помощи, главный бухгалтер, начальник отдела кадров и главный инженер органа управления здравоохранения субъекта РФ, а также другие должностные лица по решению руководителя здравоохранения субъекта РФ.

В состав штабов медицинской службы муниципальных образований включаются должностные лица органов управления здравоохранения и руководители учреждений здравоохранения по аналогии с составом штаба ГОЗ субъекта РФ.

Руководство деятельностью больничной базы загородной зоны (ББ 33) субъекта РФ осуществляет специальный орган - управление больничной базы (УББ 33), являющийся организационно-лечебным и методическим органом ББ 33 субъекта РФ.

Начальником УББ субъекта РФ назначается один из заместителей руководителя органа здравоохранения субъекта РФ. Ядром УББ являются специалисты лечебно-профилактического сектора органа управления здравоохранения субъекта РФ. На каждое лечебно-эвакуационное направление назначаются лица (не менее 2-3), ответственные за организацию лечебно-эвакуационного обеспечения поражённого населения.

Основным документом УББ загородной зоны является: карта субъекта РФ с границами лечебно-эвакуационных направлений, на неё наносятся медицинские распределительные пункты (МРП), вспомогательные распределительные пункты (ВРП) и сеть профилированных лечебных учреждений; пункты размещения медицинских отрядов (МО), выведенных из категорированных городов; маршруты эвакуации поражённых, раненых и больных, имеется схема и характеристика дорог. По мере заполнения ББ 33 поражёнными, ранеными и больными, обстановка регулярно наносится на карту. УББ 33 осуществляет контроль и координацию загрузки профилированных лечебных учреждений ББ и лечения поражённых на каждом лечебно-эвакуационном направлении.

Для обеспечения устойчивого управления медицинской службой ГО всех уровней Минздравсоцразвития России, органы управления здравоохранения субъектов РФ, городов (городских районов), отнесённых к группам по гражданской обороне, поддерживают в рабочем состоянии основные и запасные пункты управления в защитных сооружениях. Пункты управления, в том числе и управление больничной базы загородной зоны, должны быть оснащены средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы личного состава штабов медицинской службы. Для обеспечения непрерывности управления МС, на случай выхода из строя штаба службы, приказами руководителей органов управления здравоохранения субъектов РФ, городов (городских районов), отнесённых к группам по гражданской обороне, назначаются соответствующие штабы-дублёры, которые обеспечиваются необходимыми для управления документами, разработанными основными штабами и размещаются в загородной зоне.

Управление медицинскими учреждениями и формированиями ГОЗ заключается в четкой работе соответствующих начальников службы и их штабов по поддержанию в постоянной готовности органов управления, учреждений и формирований здравоохранения функционированию в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по медико-санитарному обеспечению населения, поражённых, раненых и больных.

Структура организации ГОЗ

 

Основными принципами медицинского обеспечения населения являются:

­ централизация руководства службой и персональная ответственность руководителей всех звеньев службы под общим руководством соответствующего главы органа исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также начальников ГОЗ соответствующих уровней. Сущность централизации управления состоит в том, чтобы старший медицинский начальник, особенно в звеньях: субъект РФ - город - район, в зависимости от медико-тактической обстановки мог в короткие сроки объединить в своих руках руководство всеми подчинёнными ему силами и средствами и направить их действия на решение задач первостепенной важности;

­ обеспечение постоянного руководства со стороны руководителей здравоохранения военного времени и их штабов всех уровней;

­ заблаговременность и комплексность подготовки сил и средств службы к осуществлению медико-санитарного обеспечения населения в период военных действий и чрезвычайных ситуаций;

­ дифференцированный подход к проведению мероприятий по медико-санитарному обеспечению и противоэпидемической защите по содержанию, объёмам, срокам, используемым средствам и так далее, в зависимости от медико-тактической обстановки.

Из состава штабов медицинской службы соответствующих уровней создаются оперативные группы и оперативные расчёты для решения вопросов медико-санитарного обеспечения в условиях кризисных ситуаций.

При возникновении кризисных ситуаций большое значение придаётся устойчивому функционированию здравоохранениякак отрасли, которое предполагает способность формирований, учреждений и органов управления службой к организации и осуществлению медико-санитарного обеспечения населения страны, а также способность медицинской и микробиологической промышленности производить в установленных объёмах и номенклатуре лечебно-профилактические препараты, санитар-но-хозяйственные и другие виды имущества при сохранении или восстановлении деятельности структурных подразделений медицинской промышленности после применения противником современных средств уничтожения.

Руководители учреждений и предприятий здравоохранения, в том числе и ведомственных, общественных и негосударственных организаций на территории субъектов РФ несут персональную ответственность за готовность сил и средств, входящих в систему медицинской службы предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий военных действий соответствующей административной территории России. Органы здравоохранения РФ всех уровней, кроме задач медицинской службы, в условиях военного времени выполняют задания в интересах медицинской службы Вооруженных Сил России.

Медицинские нештатные аварийно-спасательные формирования создаются на базе: лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских институтов лечебного и санитарно-противоэпидемического профилей, медицинских образовательных учреждений, санитарно-противоэпидемиологических учреждений (Роспотребнадзор и федеральных государственных учреждений здравоохранения - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии) и объектов экономики.