ГЕРМАНИЯ

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия, была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI веке. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носивших название конституций, булл и энциклик.

Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть вне церковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом".

Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.

Особую известность получила "инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.

 

Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX века. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства.

Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились.

Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями.

Отрицательным фактором для единства страны было и то, что императорская власть не сумела установить связь с городом, сделать его опорой.

Кроме того, с середины Х века для Германии не существует и серьезной внешней угрозы.

В результате с конца XI века в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательно феодальная раздробленность была закреплена"Золотой буллой", изданной в 1356 г. при императоре Карле IV. Согласно этому документу император Германии избирался коллегиейкурфюрстов (князей-избирателей),состав которой был четко определен. Сюда вошли: маркграф Бранденбургский, герцог Саксонский, пфальцграф Рейнский, король Чехии и Богемии, архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский.

Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное политическое образование. Таким образом, императорская власть была лишь номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрстов.

Кроме императора существовало еще два общеимперских учреждения: рейхстаг и имперский суд.

Рейхстаг состоял из трех курий: курии курфюрстов, курии князей и свободных господ и курии городов. Все курии заседали и работали отдельно. Компетенция рейхстага включала: установление земского мира, организацию общеимперских военных предприятий, вопросы войны и мира, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, изменение территориальных границ, права. Но поскольку решения рейхстага проводились силами отдельных земель, то их выполнение полностью зависело от позиции местных властей.

Учрежденный в 1495 г.имперский суд сыграл немаловажную роль в рецепции римского права на территории Германии.

В рамках отдельных земель существовали сословные представительства духовенства, дворянства и горожан- ландтаги. В некоторых землях в них участвовали и представители свободного крестьянства.

Первоначально ландтаги выполняли, судебные функции, но затем стали все активней вмешиваться и в государственные дела, особенно после закрепления за собой практики утверждения налогов. Но к XVII веку значение ландтагов падает, и в германских государствах утверждается новая политическая модель - абсолютные монархии.

Наиболее крупными абсолютистскими государствами стали Австрия и Пруссия.

 

Изменения в сословной структуре. В XIII—XIV вв. Германия окончательно распадается на множество кня­жеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономи­чески и политически разобщенных регионов.

Одновременно завершается оформление системы со­словий и сословного представительства. Важной особенностью сословной структуры, выросшей в Германии непосредственно из «щитов» вассально-ленной иерархии, были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились им­перские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, а ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

В связи с дальнейшим расширением и усилением по­литической роли сословия князей среди них выделилась немногочисленная группа светских и духовных аристокра­тов, которые и раньше оказывали решающее влияние на выборы королей, - так называемые курфюрсты (князья-избиратели).

Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезает среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другая перешла в ряды низшего дворянства. В свою очередь, низшее дворянство — основная масса рыцарства — утрачивает былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, значитель­ная часть его разоряется.

Происходит и дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники). Высшее духо­венство Германии было многочисленнее, богаче и могущественнее, чем в других западноевропейских странах, и вхо­дило в состав князей, в том числе и курфюрстов. Низшее духовенство находилось в значительно худшем положении и по условиям своей жизни приближалось к трудящемуся населению.

Социальное расслоение в германских городах привело к образованию трех различных групп. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. Бургомистры имперских го­родов, избиравшиеся из патрициата, представляли город в рейхстаге. В оппозиции к патрициату стояли две другие группы: бюргерство (средняя часть населения городов, пол­ноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).

В Германии XIV в. выделилось три района с различ­ным положением крестьянского населения. В Саксонии рас­пространилась практика отпуска крестьян на волю без зем­ли и предоставления им наделов в аренду. На юге и юго-западе Германии барщина была в основном заменена де­нежной рентой. Наконец, на колонизированных восточных землях крестьяне получили значительные земельные на­делы, экономическую самостоятельность и личную свобо­ду. Феодалам выплачивались умеренные фиксированные платежи.

Однако со второй половины XIV в. здесь усили­вается тягловое бремя, происходит захват общинных зе­мель, что, как и в других странах (например, в Англии), было связано с поиском феодалами дополнительных до­ходов в условиях развития рынка. Именно на восточных землях начала складываться та форма землевладения, которая явилась предшественником прусского юнкерско­го поместья.

Огромное влияние на дальнейшее социально-экономи­ческое и политическое развитие империи оказали Рефор­мация, крестьянская война 1525—1527 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618—1648 гг. Реформация еще больше разъединила Германию по признаку вероисповедания на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Трид­цатилетняя война — феодальная реакция на Реформацию и выступление крестьянства привела к сильному ослаблению городов и буржуазии, восстановлению крепостного права в самых жестких формах, дальнейшему усилению княжеской верхушки. Все это способствовало закреплению германской раздробленности.

Изменения в государственном строе. Политическое развитие Германии. Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являл­ся носителем государственной власти, а фактически нахо­дился в руках или под контролем курфюрстов. Его дея­тельность на местах была в значительной степени парали­зована реальной властью территориальных князей, посте­пенно превращающихся в настоящих монархов.

После окончательного установления верховенства рим­ских пап над церковью император утратил положение гла­вы церкви и перестал наделять епископов и аббатов цер­ковными полномочиями.

По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру — наделял каноника земель­ным владением с соответствующими вассальными обязан­ностями.

Избрание императора стало производиться узкой кол­легией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии.

Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязаннос­тями королевской власти поддерживать «мир» и осуществ­лять правосудие. Однако эта прерогатива императора осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утрачиваемой регалией. Император практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал дохо­ды только со своих собственных земель.

Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли васса­лов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип «принудительного пожалования леном»). Попытки Фридриха Барбароссы возобновить императорские регалии — права на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монет­ных дворов, а также ввести подушевой и земельный нало­ги окончились безрезультатно.

Императорская власть не смогла создать систему цен­тральных имперских учреждений и «вырастить» королевс­кую бюрократию, сколько-нибудь сравнимые с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Фран­ции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального цент­рального суда.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году оконча­тельно не закрепился за Габсбургами. Император продол­жал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основ­ном функции военного и внешнеполитического координато­ра действий немецких феодалов. Это положение было юри­дически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., издан­ной германским императором и чешским королем Карлом IV.

Местные феодалы заставляли подданных покупать соль, пиво, дрова, даже колесную мазь, только у них, с выгодой для себя выпускали неполноценную монету, за освобождение от военной службы брали разорительные выкупы.