Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции

Анализ динамики и структуры продаж

Анализ динамики производства и продаж продукции проводится с помощью показателей: абсолютные отклонения, базисных темпов роста, цепных темпов роста, среднегодовых темпов роста (прироста). Среднегодовой темп роста можно рассчитать по среднегеометрической.

Объем продаж определяется отпускной ценой, не включая НДС. Оценка выполнения плана по производству и реализации проводится сравнением фактических показателей объема продукции с показателями плановых расчетов (рассчитываются абсолютные отклонения от плановых расчетов, уровни выполнения плана в процентах). Однако до проведения сопоставлений следует оценить обоснованность самого плана производства.

Качество плана определяется сопоставлением запланированного объема продукции с производственной мощностью предприятия и объемом выпуска продукции за предшествующий плану год.

Кисп.п.м. = ТП по плану на отчетный год / производств. мощность,

где К исп.п.м. - коэффициент использования производственной мощности;

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции на имеющемся у предприятия оборудовании.

Коэффициент напряженности плана: К напряж плана = ТП по плану на отчетный год / ТП за предыдущий год

Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.

Номенклатура – систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов и шифров.

Планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на продукцию, эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и технологических ресурсов.

Анализ выполнения плана по ассортименту проводится с помощью методического приема, именуемого методом наименьшего числа. Сущность его состоит в том, что при оценке из двух сравниваемых величин - фактической и плановой в зачет выполнения плана по ассортименту всегда принимается наименьшая величина.

Коэфф. выполнения плана по ассортименту = ВП, зачтенного в выполнение плана по ассортименту / ВП план, где ВП – выпуск продукции.

Анализ структуры выпуска продукции. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.

Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используется несколько методов:

1) Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:

Факторная модель: ВП = ВП факт структура – ВП план структура.

ВП = S (Кф.общ. х УДi х Цi).

D ВП (УД) = S Vф.общ. * (УДiф. - УДiпл.) * Цiпл.

Кф.общ. - общее количество выпущенной продукции,

УДiф.,УДiпл - удельный вес каждого (i-го) наименования,

Цi – цена за единицу.

2) Метод средних цен. Основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск. (Ц1 – Ц0) х К1

 

4. Анализ качества продукции. Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту продаж продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия. Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

- новой продукции в общем ее выпуске;

- сертифицированной и не сертифицированной продукции;

- продукции, соответствующей мировым стандартам;

- экспортируемой продукции и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (например, жирность молока, содержание белка в продукте, содержание железа в руде);

- надежность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитываются:

- доля продукции каждого сорта в общем объеме,

- средний коэффициент сортности (Кс = (Кi х Цi) / (Кi х Ц 1 сорта),

- средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Показатели качества продукции анализируется путем сравнения фактических данных с данными предыдущих периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.