Отгрузка продукции
Цель, задачи и источники информации анализа производства и продаж продукции. Показатели произведенной и реализованной продукции, методика их расчета
Тема 6. Анализ и управление объемом производства и продаж
Вопросы:
1. Цель, задачи и источники информации анализа производства и продаж продукции.Показатели произведенной и реализованной продукции, методика их расчета.
2. Анализ динамики и структуры продаж.
3. Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции.
4. Анализ качества продукции.
5. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
6. Анализ ритмичности выпуска продукции.
7. Резервы роста производства и реализации продукции.
Многие показатели, характеризующие доходность предприятия связаны с формированием объема продаж.
Целью анализа выпуска и продажи продукции является поиск путей увеличения объемов продаж продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – увеличение прибыли.
Основные задачи:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и продажи;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление резервов увеличения выпуска и продажи продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Основные направления анализа:
- оценка динамики производства и продаж;
- анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту;
- анализ влияния факторов на объем продукции;
- анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции;
- анализ ритмичности работы предприятия;
- анализ качества продукции.
Объекты анализа: объем производства и продаж продукции в целом и по ассортименту, качество продукции, структура производства и продаж продукции, ритмичность производства и продаж продукции.
Источники информации: Учетная информация: отчетность предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте, отчет о прибылях и убытках, ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», выписки банка, данные первичного бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». Плановая информация: портфель заказов, конкретные договора, план производства, план отгрузки и реализации, производственная программа, бизнес-план предприятия.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция. Валовая продукция - стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Реализованная продукция – стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.
Величина реализации продукции определяется на основе балансовой увязки показателей:
РП = ГПнач. + ТП – ГП кон. + ОТГРнач. – ОТГРкон. ± ПП (С),
где ГП – остаток готовой продукции на начало и конец месяца,
ТП – выпуск товарной продукции за месяц,
ОТГР – остаток товаров отгруженных на начало и конец месяца,
ПП (С) – прочие поступления (списания), кроме выпуска продукции.
Влияние факторов на величину продаж рассчитывается балансовым методом.