Бюджетный дефицит: причины его возникновения

Глава 5. Сбалансированность бюджетов

Взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равновесие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Существует несколько основных типов финансовых политик, которые определяют многие показатели экономики. От типа используемой финансовой политики зависит отношение к состоянию бюджета. Так, появление теории Кейнса привело к спокойному восприятию бюджетного дефицита. По его теории государство должно создавать спрос за счет собственных финансов, что приводит к возникновению бюджетного дефицита. Таким образом, бюджетный дефицит воспринимается не как негативное явление, а как естественное состояние бюджета постоянно развивающегося государства.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

– бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

– для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

– дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности, производительность труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

– хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

– для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы - эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

– повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики.

Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:

– долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

– стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

– текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета - категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Основной причиной возникновения бюджетного дефицита является отставание темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

– кризисные явления в экономике;

– неспособность правительства держать под контролем ситуацию в стране;

– чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

– милитаризация экономики в мирное время;

– осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры.

В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. В целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости или существенно снизить налоги, в итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются доходы, возникает дефицит. Этот дефицит сознательно создан государством и называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

По характеру возникновения выделяют случайный и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета (кассовый) возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер. Действительный дефицит возникает в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

По степени постоянства объема дефицита бюджета выделяют стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.

По продолжительности бюджетный дефицит подразделяют на хронический (долгосрочный) и временный (краткосрочный). Хронический дефицит связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами, которые носят более устойчивый характер. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит, главным образом, из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Также выделяют переложимый вперед (перекладывается на будущие поколения) и непереложимый дефицит бюджета. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников финансирования, которые бы не обременяли жизнь будущих поколений.

По отношению к плану различают плановый и внеплановый дефициты бюджета. Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов и увеличения расходов в отчетном году. Если не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.

В условиях экономического кризиса наиболее остро стоит проблема сбалансированности бюджетов как в развивающихся, так и в развитых странах.