Отцовская власть.

Под отцовской властью понимается имущественная и личная власть домовладыки (paterfamilias) в семье над своими домочадцами. Именно эта власть была основой патриархальной римской семьи и римского брака cum manu. Изначально власть отца в семье обозначалась термином manus (буквально – "рука"). Затем стали говорить о manus mariti – власти над женой и patria potestas - власти над детьми, что отражало разную степень зависимости указанных лиц от отца. Основываясь на зависимости остальных членов семьи от отца, можно говорить о том, что paterfamilias был так называемым "лицом своего права" т.е. мог самостоятельно совершать сделки и нести ответственность по обязательствам. Остальные домочадцы были "лицами чужого права", т.е. самостоятельно сделки совершать не могли, за них сделки совершал домовладыка, однако при этом неся и ответственность за действия подвластных лиц. Общие тенденции развития отцовской власти были таковы: изначально власть отца над подвластными была бесконтрольной и безграничной, но в дальнейшем законодательно ограничена и смягчена, прежде всего, в отношении сыновей.

Итак, первоначально объём отцовской власти был довольно широк. Домовладыка имел следующие права в отношении подвластных:

1. Право жизни и смерти.

Отец полностью обладал личностью подвластных, имея право произвольно убить и наказать их. Только при императоре Константине убийство домочадца стало караться как уголовное преступление.

2. Право признавать ребёнка своим.

Для того, чтобы ребёнок стал подвластным своего отца, т.е. вошёл в его семью, отец должен был его признать. Это право ещё называлось "право поднимать дитя с земли", поскольку рождённого ребёнка приносили отцу и клали на землю; если отец поднимал дитя, то ребёнок входил в семью, если нет, его судьба была предопределена: ребёнка могли выбросить, отдать в рабство. Таким образом отец, если пожелал, мог не признать уродца или другого ребёнка.

3. Право совершения сделок за подвластных.

Подвластные не обладали имущественной или неимущественной правоспособностью (в частности, не имели права вступать в брак без согласия paterfamilias), сделки за подвластных совершал paterfamilias.

4. Право отдавать подвластных третьим лицам в возмещение ущерба или внаём как рабочую силу.

Это право ещё раз доказывает, что домовладыка полностью распоряжался личностью подвластных.

В период республики власть отца была существенно ограничена. Так, был введён запрет на наложение наказаний на детей, если они производились не из дисциплинарных соображений. Подвластным сыновьям было предоставлено право обращаться к магистрату с жалобами на домовладыку, право требовать алименты, право на заключение сделок. Таким образом, была предпринята попытка законодательного признания дееспособности подвластных детей. Сыновья, несущие военную службу, могли самостоятельно приобретать имущество, так называемый военный пекулий. Аналогичное правило касалось и сыновей, несущих государственную службу.

Современные романисты полагают, что отеческая власть также ограничивалась и общественным мнением. Так, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, но формально состоявшие под властью домовладыки, в действительности не были лишены самостоятельных средств и материального благосостояния.

Установление власти отца:

· Рождение в семье отца (но с учётом того, что отец признает новорождённого ребёнка).

· Усыновление. Суть усыновления состояла в том, что в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного. Усыновляться могло как лицо "чужого права", так и лицо "своего права". В первом случае речь шла об adoptio, во втором – arrogatio. Обычно усыновлял мужчина. Женщина могла усыновлять только в исключительных случаях, когда потеряла собственных детей. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее, чем на 18 лет.

· Узаконение – это признание законным ребёнка, рождённого в браке с конкубиной, уравнение его в правах с ребёнком, рождённым в законном браке. В этом случае требовалось согласие узаконяемого. Узаконяться могло лишь лицо "чужого права". Если усыновлять можно было чужих детей, то узаконять – только своих. Однако, и усыновление и узаконение предусматривают процедуру установление отцовской власти.

Прекращение власти отца:

· В случае смерти домовладыки или подвластного.

· В случае утраты свободы, гражданства.

· При жизни домовладыки против его воли – в случае приобретения сыном статуса жреца, консула, епископа, а дочерью статуса весталки.

· В случае эмансипации. Эмансипация – это процедура освобождения подвластного лица от отцовской власти, влекущий приобретение для последнего полной правоспособности. Эмансипация была формальным актом, совершаемым путём обряда манципации, когда отец передавал подвластного доверенному лицу (как бы продавая его, в этом случае отец добровольно отказывался от своей власти; это допускалось в случае выдачи замуж дочери) или реально продавал другому лицу (в этом случае освобождение подвластного было наказанием отцу за его продажу, злоупотребление своей властью). Для мужчин предусматривалась троекратная продажа, для женщин – однократная. Таким образом, происходила продажа или квазипродажа подвластного лица, после чего он становился свободным. Продажа сына допускалась только за пределы Рима, в пределах Рима – только кабала.

· В случае недостойного поведения отца, когда отец признавался лишённым чести, например, в случае, если отец семейства принуждал дочь к проституции или продавал новорождённого, за исключением случаев крайней нужды всего семейства.

 

Резюме:

Римская семья представляла собой комплекс правоотношений, основанных на подчинении власти домовладыки. Это была не только юридическая, но и личная зависимость, включавшая право распоряжения личностью подвластных лиц. Первоначально власть отца была безгранична, но в дальнейшем возможность распоряжения личностью подопечного и имущественная власть были ограничены.

Семья была основана на агнатском родстве, тогда как существовало и когнатское родство, основанное на общности происхождения. Родство определяло порядок наследования.

Римская семья возникала в результате заключения римского брака, который мог быть заключён только между полноправными римскими гражданами. Различали брак с мужней властью и без мужней власти в зависимости от степени власти мужа над личностью и имуществом жены.

Ключевые понятия: семья; брак; домовладыка; конкубинат; агнатское родство; когнатское родство; брак cum manu; брак sine manu; эмансипация; военный пекулий; узаконение; усыновление.

 


Тема 6. "Право владения и право собственности".

План темы:

6.1. Права вещные и обязательственные.

6.2. Понятие и виды вещей в РЧП.

6.3. Институт владения в РЧП.

6.4. Право собственности в РЧП.