СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Понятие и виды основных судовых документов
- Документы, выдаваемые компетентными органами и подтверждающие определенные качества судна
- Документы, отражающие жизнедеятельность судна
- Понятие и виды основных судовых документов
При регистрации судна, а также при всевозможных освидетельствованиях проводимых компетентными органами, судну выдаются соответствующие документы, подтверждающие те или иные его качества. Кроме того, на судне ведется целый ряд документов, отражающих весь процесс жизнедеятельности судна. Наличие на судне всех этих документов регламентируется целым рядом внутринациональных и международных нормативных актов.
Исходя из этого, все судовые документы можно классифицировать по следующим признакам:
- по категории нормативных актов устанавливающих требования
наличия этих документов на судне - на документы обязательность которых устанавливается национальными нормативными актами государства флага судна и документы, наличие которых регламентируется требованиями международными нормативных актов;
- по лигимитации субъекта составляющего документ - документы, выдаваемые соответствующими компетентными органами государства и удостоверяющие определенные качества судна, и документы, составляемые администрацией судна и отражающие внутреннюю организацию его деятельности;
- по юридической силе документа - оригиналы и копии;
- по иным признакам.
В национальном морском праве Украины вопросам судовых документов посвящена Глава 3 Раздела II КТМ Украины. В частности в ст. 35 содержится перечень основных судовых документов, которые должно иметь судно. К ним отнесены:
- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины (судовой патент);
- свидетельство о праве собственности на судно;
- классификационное свидетельство;
- мерительное свидетельство (для судов, которые подлежат техническому надзору классификационного общества);
- свидетельство о минимальном составе экипажа;
- список лиц судового экипажа (судовая роль);
- список пассажиров, которые находятся на судне;
- судовой журнал;
- машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
- санитарный журнал;
- судовое санитарное свидетельство;
- пассажирское свидетельство, если судно перевозит более
12 пассажиров;
- лицензию на право пользования судовой радиостанцией, журнал
(дневник радиослужбы) и прочие документы соответственно Регламенту радиосвязи;
- свидетельство о грузовой марке (если судно используется для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и плавучих объектов, осуществления гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества, для научных, учебных и культурных целей);
- журнал регистрации мероприятий по предотвращению загрязнению моря.
Перечень этих документов не является исчерпывающим и носит лишь ориентировочный характер т.к. например, в соответствии с ч. 2 ст. 36 КТМ Украины судно, плавающее в портовых или прибрежных водах, может не иметь машинного и санитарного журналов, а рыболовное судно длиной 24 м и более, в соответствии со ст. 37, должно иметь международное свидетельство о безопасности рыболовного судна.
Все судовые документы, за исключением свидетельства о праве собственности на судно, а также судового билета, в соответствии со ст. 39 КТМ Украины должны храниться на судне в оригинале. Свидетельство о праве собственности на судно, а также судовой билет должны быть либо в оригинале, либо в виде нотариально удостоверенной копии.
Все судовые документы, находящиеся на судне, признаются государствами либо на основании международных договоров, либо на принципе взаимности. Однако в том случае, если есть достаточные основания полагать, что данные, содержащиеся в этих документах, не отвечают фактическому состоянию судна, а также в том случае если документы отсутствуют или просрочены, судно может быть подвергнуто осмотру компетентными органами государства порта.
- Документы, выдаваемые компетентными органами и подтверждающие определенные качества судна
Свидетельство о праве плавания под государственным флагом (Судовой патент)является документом, предоставляющим судну право плавания под флагом того или иного государства. Это свидетельство выдается в соответствии с требованиями п. 3 ст. 5 Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г.
Как уже отмечалось, в Украине Судовой патент выдается украинским судам, технический надзор за которыми осуществляют классификационные общества. Этот документ выдает капитан морского порта по месту внесения судна в Государственный судовой реестр Украины. В этом документе указываются: название судна; наименование собственника судна и бербоут-чартерного судовладельца, если таковой имеется; срок на который судну предоставляется право плавания под государственным флагом Украины (если судно зафрахтовано по договору бербоут-чартер); порт регистрации судна; номер и дату регистрации в Государственном судовом реестре; основные характеристики судна (назначение и тип судна, позывной сигнал, идентификационный номер ИМО, год и место постройки); название классификационного общества выдавшего мерительное свидетельство и основные размеры судна по этому свидетельству (длина, ширина, осадка, валовая и чистая вместимость); а также тип, количество и мощность главных двигателей).
Свидетельство о праве собственности на судновыдается органом, который выдал Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины. Этот документ подтверждает факт наличия у субъекта трех правомочий в отношении судна (право владения, право пользования и право распоряжения судьбой судна).
Свидетельство о праве собственности на судно теряет силу в случае утраты судном права плавания под Государственным флагом Украины либо при переходе судна от одного собственника к другому. Требование его наличия на судне устанавливается КТМ Украины.
Классификационное свидетельство(свидетельство о пригодности к плаванию) выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном, и является одним из документов, удостоверяющих пригодность судна к плаванию.
Требование о наличии этого документа устанавливается международными нормативными актами, в частности конвенциями SOLAS-74, MARPOL-73/78.
Мерительное свидетельство:
Международное мерительное свидетельство выдается от имени государства, классификационным обществом в соответствии с принципами и правилами указанных конвенций и удостоверяет грузовместимость судна. Форма свидетельства для судов выполняющих международные рейсы должна соответствовать образцу, приведенному в Приложении II Конвенции 1969 г. Оно составляется на официальном языке или языках страны выдачи. Однако если Свидетельство составлено не на английском или французском языке, его текст, в соответствии с требованием ст. 9 Конвенции 1969 г. должен включать перевод на один из этих языков.
Свидетельство утрачивает силу, если имели место значительные конструктивные изменения судна повлекшие изменения в грузоподъемности, использовании объема и т. п. Свидетельство перестает быть действительным при передаче судна под флаг другого государства, однако, если другое государство (под флаг которого передается судно), так же является стороной Конвенции, Мерительное свидетельство может оставаться действительным на протяжении не более трех месяцев, в целях выдачи такому судну нового свидетельства.
По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманские сборы, а также сборы за проход каналов и узкостей. Для прохода судна отдельными каналами могут использоваться специальные формы мерительных свидетельств (например, для прохода Суэцкого или Панамского канала).
Свидетельство о грузовой маркетак же выдается классификационным обществом осуществляющим технический надзор за судном однако уже в соответствии с требованиями ст. 16 Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Наличие этого свидетельства является обязательным для судов использующихся: для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей, судов, которые терпят бедствие на море, буксировки других судов и плавучих объектов; для осуществления гидротехнических работ или подъема имущества, утонувшего в море; для научных, учебных и культурных целей.
Свидетельство о грузовой марке выдается от имени государства на срок не более пяти лет. Оно составляется на официальном языке или языке страны выдачи. Если свидетельство составлено не на английском или французском языке, его текст должен включать перевод на один из этих языков. Формы выдаваемых свидетельств содержатся в Приложении III к Конвенции.
Свидетельство о минимальном составе экипажавыдается в соответствии с требованиями Правила V/13b Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., а также в соответствии с принципами и положениями Резолюции IMO А.481 (12). Свидетельство регламентирует минимальный состав экипажа, при котором допускается выход судна в море. Минимальный состав экипажа зависит от типа, района плавания и назначения судна. В Украине минимальный состав экипажа устанавливается в зависимости от назначения судна Министерством транспорта Украины или Министерством рыбного хозяйства Украины.
Пассажирское свидетельство(для судов, перевозящих более 12 пассажиров) выдается классификационным обществом в соответствии с требованиями Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и подтверждает, что судно соответствует всем требованиям предъявляемым к пассажирским судам в отношении конструкции, остойчивости, обеспечении водоотливных, пожарных и спасательных средств.
Судам, подпадающим под изъятие из этих требований, в соответствии с положениями Конвенции 1974 г. должно выдаваться Свидетельство об изъятии.
Лицензия на право пользования судовой радиостанцией- выдается Министерством связи Украины в соответствии с требованиями Главы IV Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. которая была полностью пересмотрена по сравнению с первоначальным текстом Конвенции.
В соответствии с правилами Конвенции комплектация оборудования, которое необходимо иметь на борту судна, зависит от морских районов, в которых разрешено плавание судна.(Мировой океан разделен на четыре района
Международное свидетельство о безопасности рыболовного суднавыдается классификационным обществом осуществляющее технический надзор за судном в соответствии с требованиями Торремолиносской международной конвенции по безопасности рыболовных судов 1977 г
Это свидетельство является обязательным для рыболовных судов длиной 24 м и более, включая суда, обрабатывающие улов.
Судовое санитарное свидетельство— содержит заключение органов санитарного надзора о готовности судна к плаванию, о необходимых в этой связи мероприятиях и о сроках их проведения. Свидетельство выдается санитарно-эпидемиологической станцией на водном транспорте и действительно в течении установленного в нем срока.
Кроме перечисленных документов, прямое указание на обязательное наличие которых на судне содержится в ст. 35 КТМ Украины, ч. 5 этой статьи содержится правило, согласно которому на судне, плавающем за границу, должны быть также документы, предусмотренные международными договорами Украины.
К таким документам очевидно можно отнести:
Свидетельство об управлении безопасностью(выдается пассажирским судам, высокоскоростным судам, нефтяными танкерам, танкерам-химовозам, газовозам, навалочным судам и грузовым высокоскоростным судам валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более отвечающим требованиям Правила 1ХУ4 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.);
Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции(выдается грузовому судну валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более после освидетельствования, если оно отвечает требованиям по освидетельствованию грузовых судов, изложенным в Правиле 1/10 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.);
Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению(выдается грузовому судну валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более после его проверки, если оно отвечает соответствующим требованиям Международнойконвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.);
Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом(выдается после освидетельствования в соответствии с положениями Правила 10 Приложения II к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г.);
Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом(выдается после первоначального или периодического освидетельствования танкеру-химовозу, выполняющему международные рейсы, отвечающемусоответствующим требованиям Международного кодекса по химовозам);
Свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом(выдается после первоначального или периодического освидетельствования газовозу, который отвечает соответствующим требованиям Кодекса по газовозам) и другие.