СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Понятие и виды основных судовых документов
  2. Документы, выдаваемые компетентными органами и подтверждающие определенные качества судна
  3. Документы, отражающие жизнедеятельность судна
  1. Понятие и виды основных судовых документов

При регистрации судна, а также при всевозможных освидетельствованиях проводимых компетентными органами, судну выдаются соответствующие документы, подтверждающие те или иные его качества. Кроме того, на судне ведется целый ряд документов, от­ражающих весь процесс жизнедеятельности судна. Наличие на судне всех этих документов регламентируется целым рядом внутринациональных и междуна­родных нормативных актов.

Исходя из этого, все судовые документы можно классифицировать по следующим признакам:

- по категории нормативных актов устанавливающих требования
наличия этих документов на судне - на документы обязатель­ность которых устанавливается национальными нормативными актами государства флага судна и документы, наличие которых регламентируется требованиями международными нормативных актов;

- по лигимитации субъекта составляющего документ - документы, выдаваемые соответствующими компетентными органами госу­дарства и удостоверяющие определенные качества судна, и до­кументы, составляемые администрацией судна и отражающие внутреннюю организацию его деятельности;

- по юридической силе документа - оригиналы и копии;

- по иным признакам.

В национальном морском праве Украины вопросам судовых документов посвящена Глава 3 Раздела II КТМ Украины. В частности в ст. 35 содержится перечень основных судовых документов, которые должно иметь судно. К ним отнесены:

- свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Украины (судовой патент);

- свидетельство о праве собственности на судно;

- классификационное свидетельство;

- мерительное свидетельство (для судов, которые подлежат техни­ческому надзору классификационного общества);

- свидетельство о минимальном составе экипажа;

- список лиц судового экипажа (судовая роль);

- список пассажиров, которые находятся на судне;

- судовой журнал;

- машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

- санитарный журнал;

- судовое санитарное свидетельство;

- пассажирское свидетельство, если судно перевозит более
12 пассажиров;

- лицензию на право пользования судовой радиостанцией, журнал
(дневник радиослужбы) и прочие документы соответственно Рег­ламенту радиосвязи;

- свидетельство о грузовой марке (если судно используется для пе­ревозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископае­мых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, букси­ровки других судов и плавучих объектов, осуществления гидро­технических работ или подъема затонувшего в море имущества, для научных, учебных и культурных целей);

- журнал регистрации мероприятий по предотвращению загрязне­нию моря.

Перечень этих документов не является исчерпывающим и носит лишь ориентировочный характер т.к. например, в соответствии с ч. 2 ст. 36 КТМ Украи­ны судно, плавающее в портовых или прибрежных водах, может не иметь ма­шинного и санитарного журналов, а рыболовное судно длиной 24 м и более, в соответствии со ст. 37, должно иметь международное свидетельство о безопас­ности рыболовного судна.

Все судовые документы, за исключением свидетельства о праве собствен­ности на судно, а также судового билета, в соответствии со ст. 39 КТМ Украи­ны должны храниться на судне в оригинале. Свидетельство о праве собствен­ности на судно, а также судовой билет должны быть либо в оригинале, либо в виде нотариально удостоверенной копии.

Все судовые документы, находящиеся на судне, признаются государствами либо на основании международных договоров, либо на принципе взаимности. Однако в том случае, если есть достаточные основания полагать, что данные, содержащиеся в этих документах, не отвечают фактическому состоянию судна, а также в том случае если документы отсутствуют или просрочены, судно мо­жет быть подвергнуто осмотру компетентными органами государства порта.

 

  1. Документы, выдаваемые компетентными органами и подтверждающие определенные качества судна

Свидетельство о праве плавания под государственным флагом (Судо­вой патент)является документом, предоставляющим судну право плавания под флагом того или иного государства. Это свидетельство выдается в соответ­ствии с требованиями п. 3 ст. 5 Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г.

Как уже отмечалось, в Украине Судовой патент выдается украинским су­дам, технический надзор за которыми осуществляют классификационные об­щества. Этот документ выдает капитан морского порта по месту внесения судна в Государственный судовой реестр Украины. В этом документе указываются: название судна; наименование собственника судна и бербоут-чартерного су­довладельца, если таковой имеется; срок на который судну предоставляется право плавания под государственным флагом Украины (если судно зафрахто­вано по договору бербоут-чартер); порт регистрации судна; номер и дату реги­страции в Государственном судовом реестре; основные характеристики судна (назначение и тип судна, позывной сигнал, идентификационный номер ИМО, год и место постройки); название классификационного общества выдавшего мерительное свидетельство и основные размеры судна по этому свидетельству (длина, ширина, осадка, валовая и чистая вместимость); а также тип, количест­во и мощность главных двигателей).

Свидетельство о праве собственности на судновыдается органом, кото­рый выдал Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Ук­раины. Этот документ подтверждает факт наличия у субъекта трех правомочий в отношении судна (право владения, право пользования и право распоряжения судьбой судна).

Свидетельство о праве собственности на судно теряет силу в случае утра­ты судном права плавания под Государственным флагом Украины либо при пе­реходе судна от одного собственника к другому. Требование его наличия на судне устанавливается КТМ Украины.

Классификационное свидетельство(свидетельство о пригодности к пла­ванию) выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном, и является одним из документов, удостоверяющих пригодность судна к плава­нию.

Требование о наличии этого документа устанавливается меж­дународными нормативными актами, в частности конвенциями SOLAS-74, MARPOL-73/78.

Мерительное свидетельство:

Международное мерительное свидетельство выдается от имени государст­ва, классификационным обществом в соответствии с принципами и правилами указанных конвенций и удостоверяет грузовместимость судна. Форма свиде­тельства для судов выполняющих международные рейсы должна соответство­вать образцу, приведенному в Приложении II Конвенции 1969 г. Оно составля­ется на официальном языке или языках страны выдачи. Однако если Свиде­тельство составлено не на английском или французском языке, его текст, в со­ответствии с требованием ст. 9 Конвенции 1969 г. должен включать перевод на один из этих языков.

Свидетельство утрачивает силу, если имели место значительные конструк­тивные изменения судна повлекшие изменения в грузоподъемности, использо­вании объема и т. п. Свидетельство перестает быть действительным при передаче судна под флаг другого государства, однако, если другое государство (под флаг кото­рого передается судно), так же является стороной Конвенции, Мерительное свидетельство может оставаться действительным на протяжении не более трех месяцев, в целях выдачи такому судну нового свидетельства.

По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоц­манские сборы, а также сборы за проход каналов и узкостей. Для прохода судна отдельными каналами могут использоваться специальные формы мерительных свидетельств (например, для прохода Суэцкого или Панамского канала).

Свидетельство о грузовой маркетак же выдается классификационным обществом осуществляющим технический надзор за судном однако уже в соот­ветствии с требованиями ст. 16 Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. Наличие этого свидетельства является обязательным для судов исполь­зующихся: для перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, для рыбного или иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей, судов, которые терпят бедствие на море, буксировки других судов и плавучих объектов; для осуществления гидротехнических работ или подъема имущества, утонувшего в море; для научных, учебных и культурных целей.

Свидетельство о грузовой марке выдается от имени государства на срок не более пяти лет. Оно составляется на официальном языке или языке страны вы­дачи. Если свидетельство составлено не на английском или французском языке, его текст должен включать перевод на один из этих языков. Формы выдавае­мых свидетельств содержатся в Приложении III к Конвенции.

Свидетельство о минимальном составе экипажавыдается в соответст­вии с требованиями Правила V/13b Международной конвенции по охране чело­веческой жизни на море 1974 г., а также в соответствии с принципами и поло­жениями Резолюции IMO А.481 (12). Свидетельство регламентирует мини­мальный состав экипажа, при котором допускается выход судна в море. Мини­мальный состав экипажа зависит от типа, района плавания и назначения судна. В Украине минимальный состав экипажа устанавливается в зависимости от на­значения судна Министерством транспорта Украины или Министерством рыб­ного хозяйства Украины.

Пассажирское свидетельство(для судов, перевозящих более 12 пассажи­ров) выдается классификационным обществом в соответствии с требованиями Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и подтверждает, что судно соответствует всем требованиям предъявляемым к пассажирским судам в отношении конструкции, остойчивости, обеспечении водоотливных, пожарных и спасательных средств.

Судам, подпадающим под изъятие из этих требований, в соответствии с положениями Конвенции 1974 г. должно выдаваться Свидетельство об изъятии.

Лицензия на право пользования судовой радиостанцией- выдается Министерством связи Украины в соответствии с требованиями Главы IV Меж­дународной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. которая была полностью пересмотрена по сравнению с первоначальным текстом Кон­венции.

В соответствии с правилами Конвенции комплектация оборудования, которое необходимо иметь на борту судна, зависит от морских районов, в которых раз­решено плавание судна.(Мировой океан разделен на четыре района

Международное свидетельство о безопасности рыболовного суднавы­дается классификационным обществом осуществляющее технический надзор за судном в соответствии с требованиями Торремолиносской международной конвенции по безопасности рыболовных судов 1977 г

Это свидетельство яв­ляется обязательным для рыболовных судов длиной 24 м и более, включая суда, обрабатывающие улов.

Судовое санитарное свидетельство— содержит заключение органов са­нитарного надзора о готовности судна к плаванию, о необходимых в этой связи мероприятиях и о сроках их проведения. Свидетельство выдается санитарно-эпидемиологической станцией на водном транспорте и действительно в тече­нии установленного в нем срока.

Кроме перечисленных документов, прямое указание на обязательное нали­чие которых на судне содержится в ст. 35 КТМ Украины, ч. 5 этой статьи со­держится правило, согласно которому на судне, плавающем за границу, долж­ны быть также документы, предусмотренные международными договорами Украины.

К таким документам очевидно можно отнести:

Свидетельство об управлении безопасностью(выдается пассажирским судам, высокоскоростным судам, нефтяными танкерам, танкерам-химовозам, газовозам, навалочным судам и грузовым высокоскоростным судам валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более отвечающим требованиям Прави­ла 1ХУ4 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.);

Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции(выда­ется грузовому судну валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более по­сле освидетельствования, если оно отвечает требованиям по освидетель­ствованию грузовых судов, изложенным в Правиле 1/10 Международной кон­венции по охране человеческой жизни на море 1974 г.);

Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению(выдается грузовому судну валовой вместимостью 500 регистровых тонн и более после его проверки, если оно отвечает соответствующим тре­бованиям Международнойконвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.);

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при пе­ревозке вредных жидких веществ наливом(выдается после освидетельство­вания в соответствии с положениями Правила 10 Приложения II к Междуна­родной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 г.);

Международное свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных химических грузов наливом(выдается после первоначального или периодического освидетельствования танкеру-химовозу, выполняющему меж­дународные рейсы, отвечающемусоответствующим требованиям Между­народного кодекса по химовозам);

Свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом(выдается после первоначального или периодического освиде­тельствования газовозу, который отвечает соответствующим требованиям Ко­декса по газовозам) и другие.