В экипаж судна входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда.

К командному составу судна, кроме капитана, относятся:

Помощники капитана, судовые механики, электромеханики, радиоспециалисты, судовой врач, боцман.

К командному составу судовладелец может отнести лиц других судовых специальностей.

Судовая команда состоит из лиц, которые выполняют служебные обязанности на судне и не относят к командному составу.

Минимальный состав экипажа судна, при котором допускается выход в море судна. Минимальный состав зависит от типа, района плавания, назначения судна и устанавливается согласно Правил определения минимального состава экипажа судна, зарегистрированных Приказом Министерства транспорта Украины.

Минимальный состав экипажа – минимальное количество лиц командного состава и судовой команды, которые могут в любое время эксплуатации обеспечить безопасное управление судном, а именно: безопасность людей, судна, хранение груза, имущества и защита окружающей природной среды.

Состав и численность судовых экипажей устанавливается компанией в зависимости от назначения, размера, технической оснащенности, энергоемкости, степени автоматизации, условий эксплуатации судов с учетом конвенционных и национальных норм безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, национального трудового законодательства.

Для того, чтобы длительность работы экипажа не превышала безопасно допустимый уровень, должны быть определены:

¨ перечень необходимых и достаточных функций, что должны выполняться на судне во время будущих рейсов;

¨ квалификация моряков, необходимая для выполнения этих функций;

¨ функции, что можно совмещать при нормальной эксплуатации судна;

¨ функции, что можно совмещать за предусмотренных аварийных ситуациях на судне;

¨ минимальное количество квалифицированных моряков, нужных для безопасного выполнения функций по совместительству.

К работе на судне допускаются лица, которых признано в установленном порядке пригодными для этого по состоянию здоровья.

Не должны допускаться к работе на судне лица моложе 16 лет. А моряки моложе 18 лет не должны работать в ночное время.

К занятию должностей капитана и других лиц командного состава допускаются лица, которые имеют соответствующие звания, которые удостоверяются выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после успешной сдачи экзаменов в государственной квалификационной комиссии.

Дипломы составляются на официальном языке той страны, где выдается документ. Если используемый язык не является английским, то документ должен обязательно содержать перевод на английский язык. Дипломы, которые выдаются КПДМ, признаются во всех странах мира.

К занятию должностей командного состава, для которых не предусмотрено присвоение звания, а также членов судовой команды допускаются лица, имеющие выданные в установленном порядке соответствующие документы, которые подтверждают их квалификацию, необходимую для исполнения обязанностей на судне.

Все лица судового экипажа должны:

- Знать и квалифицированно исполнять свои обязанности;

- Знать обязанности по борьбе за живучесть; уметь пользоваться аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами, оказывать первую помощь пострадавшим, организовывать оставление судна и спасение людей;

- Знать и соблюдать Правила: техники безопасности, пожарной безопасности, технической эксплуатации судовых устройств и механизмов, охраны окружающей среды, а также – пограничные, таможенные и санитарные требования пребывания.

Порядок приема на работу лиц судового экипажа, их права и обязанности, условия работы на судне и оплаты труда, социально-бытового обслуживания в море и порту, а также порядок и основания увольнения регулируются законодательством Украины.

Любое лицо судового экипажа на судах заграничного плавания должны иметь при себе удостоверение личности моряка. К этому документу в обязательном порядке должна выдаваться судовая роль. Сведения в судовой роли и в удостоверении должны совпадать.