РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ

В вопросе о соотношениирелигии и морали религия может быть уподоблена корнюрастения, а нравственностьстволу и ветвям. Но и религия не может быть истинной, если отрешится от нравственности. Она тогда вырождается в пиетизм, квиетизм, мистику. Потому, говорит ап. Иаков: “Вера без дел мертва есть” (Иак. 2:26). “Не любящий брата пребывает в смерти, потому что заповедь Божия состоит «чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин. 3 23). Корень может оставаться живым только в том случае, если из него растут ствол и ветви; так и религия может быть здоровой лишь в том случае, если она постоянно проявляется в нравственной деятельности, в ней развивается и укрепляется.

Истинная религия имеет нравственный характер, и нравственность имеет религиозный характер. В истинной религии есть элемент не только зависимости, но и свободы в отношении человека к Богу. И в нравственностиесть элемент не только свободы.

Оставляя в стороне взаимосвязь религии и морали в историческом контексте, рассмотрим эту взаимосвязь на примере христианства и морали. В христианстве Иисус Христос является не только Законодателем и Учителем нравственности (как в других религиях – их боги), но и ее Образцоми благодатным Источником, делающим возможным жизнь потем заповедям, которые Он Сам дал, Благодать Духа Святого, посланного нам от Отца Сыном, является уже не действием, произведенным Божественной волей в душе человека и влияющее на нее извне, как в Ветхом Завете, но знаменует собой саму Божественную жизнь, жизнь по заповедям Его, раскрывающаяся в нас в Духе Святом.

Ведь для нравственной жизни мы встречаем много препятствий и испытываем недостаток собственных духовно-нравственных сил. Эти препятствия могут быть устранены и силы восполнены ни Кем иным, как только всемогущим и всеблагим Богом. Первое препятствие – наша физическая природа, которая подвержена болезням, страданиям, вообще нестроениям, задерживающим духовную жизнь и деятельность. Второе препятствие заключается в самом духе человека, в его воле. В ней мы ощущаем иной закон, «противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного» (Рим. 7:23); вследствие чего я «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15, 19). Именно Бог целесообразно направляет течение физической природы и устрояет человеческие судьбы таким образом, что они служат во благо человеку, содействуют достижению его конечной цели (Иов. 28:26; 1 Цар. 2:6,7; Притч. 20:24; Матф. 10:30; 1 Петр. 5:7; Рим. 8:28). Недостаток духовно-нравственных сил восполняется тем, что Христос посылает от Отца Утешителя – Святого Духа, Который наставляет на «всяку истину», исполняет христиан даров Св. Духа по Своему обетование: «У верующего в Меня из чрева потекут потоки воды живой».

Особенности взаимосвязи христианства заключается и в том, что только при вере в личного Бога, Который, есть любовь, по слову ап. Иоанна (1 Ин. 4:16), при заповеди исступленной любви к Нему («Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим") человек может отрешиться от себялюбия и научиться истинной любви. Не напрасно бл. Августин назвал языческие добродетели “блестящими пороками,” которые хотя и являются своеобразными добродетелями («вижу, что вы по-своему благочестивы»), но носят в самих себе разрушительное начало себялюбия.

Взаимосвязь религии и нравственности проявляется и в том, что без истинной веры невозможна устойчивая нравственность. Это проявляется в двух смыслах. В смысле ослабления веры и искажения вероучения. Слабая вера не дает человеку устоять в нравственном подвиге, борьбе с грехами. Так же и искаженная вера - повреждение догматического сознания часто приводит к повреждению в области нравственной жизни. Вспомним действия ариан в эпоху борьбы с этой ересью. Верно и обратное, что порочность нравственной жизни ведет к омрачению и искажению догматического умозрения. (Иеремон. Софроний. Старец Силуан. С.60.Архим. Сергий Старогородский. Православное учение о спасении).