Ассортимент товаров

Контрольные вопросы

1. Какие права имеет индивидуальный предприниматель, зарегистрированный без образования юридического лица?

2. Может ли индивидуальный предприниматель зарегистрировать образованную им фирму как юридическое лицо и в каких организационных формах?

3. В чем состоит основное отличие хозяйственного товарищества от общества?

4. Кто может быть участником полного товарищества?

5. Чем отличается статус члена полного товарищества от статуса вкладчика (коммандитиста) в товариществе на вере?

6. В чем состоят отличия общества с ограниченной ответственностью от общества с дополнительной ответственностью?

7. В каком случае учредительным документом общества является только устав?

8. Какая информация содержится в уставе: общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерного общества?

9. Какие достоинства и недостатки имеются у различных видов акций?

10.Какое общество признается дочерним, или зависимым?

11.Что отличает кооператив от других объединений лиц?

12.Какое предприятие называется унитарным?

13.В чем заключается различие между правом хозяйственного ведения
и правом оперативного управления?

ГЛАВА 5. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ

 

Основные определения и классификация.Вся продукция, производимая внутри страны и импортируемая, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и специальных потребителей, а также для промышленной переработки, потребления и создания товарных запасов, получила название товарных ресурсов. Таким образом, товарные ресурсы — это совокупность товаров, поступающих из всех источников (т. е. собирательное понятие). Если взять какую-либо единицу из этой совокупности, то речь будет идти о конкретном товаре.

Товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. Действующий Налоговый Кодекс РФ определяет, что «... товаром ... признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации...»*. Товары являются одним из основных объектов торговой деятельности и подразделяются на товары народного потребления и товары производственного назначения. Такое деление обусловлено и характером использования, и назначением товаров, и наличием других причин.

Товары народного потребления предназначены для продажи населению в целях домашнего использования. Иногда их подразде­ляют на товары длительного пользования, товары краткосрочного пользования и платные услуги.

Товары производственного назначения, в полном соответствии с названием, необходимы для использования при ведении какой-либо хозяйственной деятельности. Часто эти товары разбивают на категории: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы и вспомогательные материалы и сырье. Рассматривая весь товарный ассортимент, можно проследить основные принципы классификации товаров. По схожему функциональному назначению товары подразделяются на классы: швейные изделия, трикотажные изделия, культтовары, продукция и товары животноводства и т.д.

Товары определенного класса, имеющие сходный состав потребительских свойств, подразделяются, в свою очередь, на группы: верхняя одежда, игрушки, молочные продукты и т. п.

Товары определенной группы, объединенные общим названием и назначением, образуют виды, например: костюмы, платье, куклы, телевизоры, творог и т.п.

И наконец, товары определенного вида, объединенные по ряду частных признаков (моделям, артикулам, сортам), подразделяются на разновидности.

Таким образом, подобная классификация позволяет характеризовать товарную массу в целом в основном по признакам потребительских свойств и назначению. Вместе с тем, если мы будем характеризовать товарную массу конкретного предприятия торговли (или продукцию, выпускаемую конкретным производителем) только с помощью приведенной выше классификации, то совершенно очевидно, что при этом возникнут сложности. Главная проблема заключается в том, что совокупность представленных в торговой сети товаров (как и товарная продукция производителя) может включать в себя одновременно разные классы, группы, виды и разновидности.

Поэтому для всесторонней характеристики имеющейся в предприятиях товарной массы используют и другие признаки. Например,

· по однородности сырья и материалов выделяют товары из кожи, стекла, металла и т.д. ;

· по срокам реализации и применяемым режимам хранения все товары можно подразделить на скоропортящиеся и нескоропортящиеся;

· по частоте предъявляемого спроса выделяют товары повседневного, периодического, редкого и сезонного спроса;

· по устойчивости спроса различают товары стабильного спроса, твердо сформированного, или специального, альтернативного (спроса по выбору) и импульсивного спроса (неопределенного, скрытого);

· по признаку сезонности выделяют группу сезонных товаров (их производство и реализация осуществляются в определенные периоды) и т.д.

Набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков, получил название ассортимента товаров. Таким образом, товары, включаемые в ассортимент, могут классифицироваться с помощью всех применяемых как в сфере обращения вообще, так и на конкретном предприятии в частности, признаков классификации.

С экономической точки зрения ассортимент отражает сложившиеся пропорции и соотношения между различными отраслями, промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, так как включает в себя товары разных товаропроизводителей: т. е. позволяет сравнить конечные результаты многих производств. С социально-экономической точки зрения, ассортимент товаров имеет большое значение для удовлетворения покупательского спроса и обеспечения качества обслуживания потребителей.

Ассортимент в широком смысле характеризует состав товаров производственного назначения и народного потребления, находящихся в сфере обращения (другими словами, уже предназначенных для продажи, обмена и т.п.). А в более узком смысле — ассортимент представляет всю массу товаров, предлагаемых предприятиями торговли. Поэтому принято различать промышленный* и торговый ассортимент товаров.

Промышленный ассортимент — это ассортимент товаров, вырабатываемый либо отдельной отраслью промышленности, либо отдельным промышленным предприятием. Ассортимент отрасли шире (часто весьма существенно), чем ассортимент отдельного промышленного предприятия. Но и тот, и другой в большинстве случаев значительно уже торгового ассортимента, так как послед­ний включает продукцию ряда отраслей или предприятий, а также те товары, которые поступают по импорту.

Соответственно тот ассортимент товаров, который представлен в сфере обращения (в том числе, в предприятиях розничной и оптовой торговли) получил название торгового ассортимента.

Можно сделать вывод, что преобразование промышленного (более узкого) ассортимента в торговый (более широкий) составляет значительную часть процессов формирования ассортимента.

И промышленный, и торговый ассортимент товаров может быть как простым, так и сложным. Простой ассортимент товаров представлен такими видами товаров, которые могут быть классифицированы не более чем по трем признакам. Сложным называют ассортимент товаров, представленный такими видами, которые могут быть классифицированы более чем по трем признакам. Кроме того, часто в группе непродовольственных товаров выделяют также технически сложные товары (стиральные машины, телевизоры и т. п.).

С одной стороны, сложность ассортимента производимых или реализуемых товаров влечет за собой некоторые изменения в организации деятельности, так как требует создания различных сервисных (в первую очередь, ремонтных) подразделений, занимающихся как предпродажной подготовкой товаров, так и их послепродажным обслуживанием. С другой стороны, сложность ассортимента почти всегда предполагает более высокий уровень потенциально возможных доходов.

Торговый ассортимент товаров, как указывалось выше, представляет собой номенклатуру (перечень) товаров, предназначенных для продажи в предприятиях розничной и оптовой торговли. Он включает в себя продукцию и товары, выпускаемые многими отраслями и предприятиями.

Торговый ассортимент состоит из двух больших частей: продовольственные и непродовольственные товары. Соотношение этих частей, изменение соотношения во времени свидетельствует о закономерностях развития торгового ассортимента.

Соотношение (чаще всего в процентах) выделенных по какому-либо признаку товаров в общем их количестве получило название структуры ассортимента. Таким образом, доля продовольственных и непродовольственных товаров в общей их величине является укрупненной структурой торгового ассортимента.

Характеристика ассортимента.Ассортименту товаров присущи определенные свойства. Обычно выделяют шесть основных понятий, которые характеризуют разные стороны ассортимента: 1) широта, 2) глубина, 3) устойчивость (стабильность), 4) полнота, 5) структура, 6) степень обновления.

Основными считаются три свойства ассортимента (однако это не означает, что все остальные не существенны): широта, глубина и устойчивость (стабильность).

Широта ассортимента — это количество имеющихся товарных групп, видов товаров.

Глубина ассортимента — это количество реализуемых разновидностей товаров.

Главным фактором, определяющим специализацию (профиль) торговых предприятий, является ассортимент и, в значительной мере, его широта и глубина. Поэтому принято выделять:

· узкоспециализированные торговые предприятия, реализующие отдельный вид (или разновидность) товаров;

· специализированные торговые предприятия, реализующие одну группу товаров;

· универсальные торговые предприятия, реализующие разные товарные группы;

· торговые предприятия со смешанным ассортиментом, реализующие как продовольственные, так и непродовольственные товары;

· торговые предприятия с комбинированным ассортиментом, реализующие несколько связанных общностью спроса товарных групп.

Такая классификация применима ко всем торговым предприя­тиям, но чаще используется в розничной торговле.

Устойчивость (стабильность) ассортимента — это отношение имеющихся в продаже товаров к обязательному их перечню в количественном выражении. Устойчивость (стабильность) ассортимента ни в коем случае не должна означать его статичность. Ассортимент любого торгового предприятия должен состоять из двух частей — постоянной и переменной.

Постоянная часть ассортимента должна содержать максимально полное количество товарных позиций в соответствии с твердо сформированным спросом. Наличие постоянной части способствует стабильности как производственных, так и торговых предприятий. Отсутствие каких-либо видов товаров является причиной неудовлетворенного спроса.

Переменная часть призвана удовлетворять импульсивный, альтернативный спрос; способствует обновлению, варьированию общей широтой ассортимента.

Полнота ассортимента показывает, какую часть фактически имеющиеся в наличии разновидности товара составляют от предусмотренных соответствующими прейскурантами, спецификациями, перечнями.

Структура ассортимента показывает долю отдельных товарных групп, видов, разновидностей товара в их общей сумме. В значительной мере структура ассортимента свидетельствует о результативности коммерческой работы торгового предприятия, предопределяет структуру и размер товарных запасов.

Степень обновления показывает удельный вес новых, ранее не продаваемых, видов товаров в общем их количестве.

Такая характеристика ассортимента, как его сбалансированность, применяется значительно реже. Ассортимент можно считать сбалансированным, если он в рациональных пропорциях сочетает разные товарные группы в соответствии с общей направленностью товарного предложения в конкретном торговом предприятии. Сбалансированность ассортимента определяет стабильность торговли, экономическую эффективность ее функционирования, конкурентные преимущества на рынке.

Перечисленные характеристики количественно измеримы и показывают, каким образом изменяются во времени различные стороны торгового ассортимента. Одна или несколько характеристик в количественном выражении получила название показателя ассортимента товаров.

Так, широта ассортимента характеризуется абсолютными показателями: количеством имеющихся товарных позиций, увеличением или уменьшением этого количества во времени.

Глубину ассортимента характеризуют показатели, определяемые как произведение числа предлагаемых видов (групп) товаров на число разновидностей в каждой группе. Например, если торговое предприятие имеет для реализации 10 видов товаров, а каждый вид представлен 5 разновидностями, то глубина ассортимента будет равна 50 (10 • 5). Обычно сравнительно узкий ассортимент специализированных торговых предприятий включает в себя большое количество разновидностей и потому признается более глубоким.

Необходимо отметить и существование зависимости между ассортиментом и торговой площадью в розничной торговле: увеличение торговой площади позволяет либо расширить, либо углубить ассортимент (иногда то и другое одновременно). Эта зависимость не носит прямо пропорциональный характер, свое влияние оказывают и другие факторы.

Показатель полноты ассортимента рассчитывается как отношение фактически имеющихся в наличии товарных позиций к количеству разновидностей, предусмотренных соответствующими перечнями, прейскурантами, спецификациями.

Например, спецификация показывает, что в продаже может находиться 10 разновидностей товара, а в момент проверки имеется в продаже 5. Тогда полнота ассортимента составит 0,5 (5 : 10).

Одним из главных инструментов построения ассортимента может служить ассортиментный перечень товаров, т. е. та часть ассортимента, которую торговое предприятие должно постоянно иметь в продаже. (Иногда употребляют термины «обязательный ассортимент», «ассортиментный минимум». Эти термины означают посто­янное наличие в продаже определенного минимального набора товаров). Наличие ассортиментного перечня желательно и в предприятиях оптовой, и в предприятиях розничной торговли, так как позволяет регулировать ассортимент товаров, систематически проверять его полноту и стабильность (устойчивость).

В том случае, если показатель полноты рассчитывается торговым предприятием по отношению к ассортиментному перечню, то его можно рассматривать как частный случай стабильности ассортимента.

Стабильность ассортимента определяют с помощью коэффициентов устойчивости ассортимента. Коэффициенты устойчивости рассчитываются как отношение суммы фактического числа разновидностей реализуемых товаров в моменты проверок к числу разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. Причем, можно определять коэффициенты устойчивости как видового, так и внутривидового ассортимента, характеризующие соответственно стабильность широты и глубины ассортимента. Можно сделать вывод, что коэффициент полноты ассортимента рассчитывается на определенную дату, а коэффициенты устойчивости (стабильности) — за определенный период. Числовое значение показателей полноты и устойчивости (стабильности) должно колебаться в пределах от нуля до единицы. При этом, чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент торгового предприятия.

Использование в процессе анализа ассортимента показателей, определяющих его полноту и устойчивость (стабильность), позволяет сопоставлять ассортимент одного торгового предприятия с другими, работающими на том же товарном рынке.

Показатель степени обновления характеризует удельный вес новых, ранее не продаваемых товаров, в общем их количестве. Например, розничное торговое предприятие реализует 130 видов товаров, из них 48 — новые. Степень обновления ассортимента в этом случае будет равна 0,37 (48 : 130).

Показатель структуры ассортимента характеризует удельный вес (в %) товарных групп, видов, разновидностей в общем товарном ассортименте. Например, ассортимент торгового предприятия в про­шедшем периоде характеризовался следующими данными: хлеб и хлебобулочные изделия — 2750 ден.ед.; кондитерские изделия — 2400 ден.ед.; молоко и молочные продукты — 3200 ден.ед.; мука, крупа, макаронные изделия — 3000 ден.ед.; всего — 11 350 ден.ед. Структура ассортимента будет следующей: хлеб и хлебобулочные изделия — 24 %; кондитерские изделия — 21 %; молоко и молочные продукты — 28 %; мука, крупа, макаронные изделия — 27 %.