Основные факторы, влияющие на коммерческий риск

Классификация рисков

В процессе своей деятельности коммерсант может столкнуться с различными видами рисков. Для удобства анализа риски принято классифицировать. Основными принципами классификации рисков являются фактор и источник их возникновения, а также возможный результат.

Фактор возникновения риска.По этому признаку риски делятся на три большие группы: природно-климатические, политические и хозяйственные.

Природно-климатические риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К ним относятся:

  • невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране;
  • национализация предприятий;
  • конфискация товаров или предприятий;
  • введение эмбарго, т. е. запрещение государством ввоза или вывоза каких-либо товаров или валюты, отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства;
  • введение моратория (отсрочки исполнения обязательств) по внешним платежам на определенный срок ввиду наступления ка­ких-либо чрезвычайных событий;
  • изменение налоговой политики государства и т. п.

Природно-климатические и политические риски, как правило, отражаются одновременно на деятельности большого количе­ства предприятий.

Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся: риск случайной гибели имущества, риск невыполнения договорных обязательств, экономический, ценовой, маркетинговый, валютный, процентный, инфляционный, инвестиционный риски, а также риск неплатежеспособности и транспортный риск.

Риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида в общем перечне возможных хозяйственных рисков.

Риск невыполнения договорных обязательств определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предпри­ятие сталкивается с проявлением этого вида риска

Экономический риск возникает в результате нарушения хода экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами ме­неджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия.

Ценовой риск — это один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени влияет на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортных тарифов, арендной платы и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия.

Маркетинговый риск представляет собой риск выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.

Валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров.

Процентный риск состоит в непредвиденном изменении про­центной ставки по банковским вкладам и процентов, выплачиваемых предприятием за предоставленный кредит.

Инфляционный риск — это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капиталов предприятия.

Инвестиционный риск характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т. е. вложения капитала в созда­ние других предприятий, расширение или переоснащение собственного предприятия или в покупку ценных бумаг). Выделяют два вида инвестиционного риска: риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования. Первый может возникнуть в результате нарушения календарного плана и низкого качества работ, несоблюдения проектной документации, превышения размеров запланированного бюджета. Второй вид инвестиционного риска обусловлен снижением курсовой стоимости акций, банкротством или неплатежеспособностью организаций, чьи акции или другие ценные бумаги имеются у коммерсанта. Эти риски связаны с возможностью потери части капитала, поэтому они также входят в группу наиболее опасных рисков.

Риск неплатежеспособности представляет собой риск оказаться в ситуации, когда предприятие будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. По своим финансовым последствиям этот риск может вызвать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным.

Транспортный риск — это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.

Кроме перечисленных существуют и другие виды хозяйственных рисков, но их последствия не так опасны для деятельности предприятия. К ним относятся: риск потери товаров в магазинах, связанный с хищениями со стороны покупателей; потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения; финансовых потерь из-за несвоевременного осуществления расчетных опера­ций в связи с неудачным выбором коммерческого банка; подделки финансовых документов сотрудниками и др.

В зависимости от возможного результата все риски можно раз­делить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски означают возможность получения только отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-климатические, политические и часть хозяйственных рисков.

Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как отрицательного, так и положительного результата. К таким рискам относится большинство хозяйственных рисков. Так, инфляционный риск может привести не только к потерям, но и к увеличению реального дохода (например, если цена, по которой предприятие закупает товар, растет медленнее темпов инфляции).

Источник возникновения риска.По источникам возникновения все хозяйственные риски также могут быть разделены на две группы: зависящие и не зависящие от хозяйственной деятельности предприятия.

Риски, не зависящие от деятельности предприятия, называются систематическими, или рыночными рисками. Они вызываются такими факторами, действие которых невозможно изменить или ограничить. К числу таких факторов относятся природно-климатические условия, общественные отношения, социальные условия, законодательство и др. Эта форма рисков возникает для всех участников рынка. Она может быть связана со сменой отдельных стадий экономического развития страны, принятием политических решений по отдельным вопросам экономики, изменением конъюнктуры рынка и т. п. К этой группе относятся валют­ный, процентный, инфляционный и частично инвестиционный риски.

Риски, зависящие от деятельности предприятия, принято на­зывать несистематическими (специфическими). Они в полной мере определяются принимаемыми управленческими решениями, зависят от практического опыта и квалификации менеджеров предприятия, их приверженности к рисковым хозяйственным операциям, которые имеют высокую норму прибыли, но и большую вероятность потерь. Негативные последствия подобных рисков можно предотвратить за счет эффективного управления.

 

По отношению к предприятию факторы, влияющие на коммерческий риск, могут быть внутренними и внешними.

Внешними являются факторы, связанные с внешней средой предприятия (см. рис. 1.1). Это — состояние спроса и предложения, деятельность конкурентов, государственные законы, порядок налогообложения, уровень инфляции и многое другое.

К внутренним факторам относятся: ассортимент и качество ре­ализуемых товаров; персонал предприятия; используемое оборудование; величина расходов предприятия; желаемая норма прибыли и т. п.

По степени влияния на величину риска различают основные факторы, под воздействием которых степень риска меняется су­щественно, и неосновные (вспомогательные), которые слабо влияют на риск. Это деление достаточно условно и зависит от вида риска. Так, например, при рассмотрении риска случайной гибели имущества основными факторами будут условия хранения товаров, соблюдение правил пожарной безопасности, наличие и качество охранной сигнализации. В то же время все эти факторы не будут иметь существенного значения при анализе инфляционного или валютного риска.

Большое значение имеет разделение факторов риска по степени управляемости. По этому признаку факторы подразделяют на управляемые, труднорегулируемые и неуправляемые.

Управляемыми являются факторы, которые зависят от качества работы предприятия. К ним относятся: качество управленческой работы на предприятии; уровень организации труда; эффективность использования ресурсов.

Труднорегулируемыми являются факторы, которые зависят от предыстории предприятия и в исследуемом периоде с трудом или частично поддаются воздействию. Это — помещение, в котором находится предприятие, квалификация и численность персонала, взаимоотношения в коллективе.

Неуправляемые факторы — это такие факторы, которые не могут быть изменены, а могут быть только учтены. К ним относятся климатические и политические условия, курсы валют и др.

Принадлежность фактора к той или иной группе зависит от уровня управления, на котором рассматривается риск. Чем выше уровень, тем больше факторов можно рассматривать в качестве управляемых. Фактор, который является неуправляемым для отдельного подразделения предприятия, может оказаться управляемым на уровне руководителя предприятия.

Аналогичным образом влияет период времени, на который принимается решение. Например, на протяжении недели или месяца имеющееся оборудование надо рассматривать как неуправляемый параметр, а в течение более длительного периода оно может быть заменено.

Существенным фактором, влияющим на риск, являются черты личности коммерсанта. Это обусловлено тем, что ситуация риска связана с наличием альтернатив, необходимостью выбрать один конкретный вариант поведения из множества возможных. Выбор варианта во многом зависит от характера коммерсанта, его способности правильно оценить ситуацию, степень риска, от его смелости и способности своевременно принять необходимое решение.