Понятие коммерческого риска

Контрольные вопросы

1. Какую деятельность называют коммерческой?

2. Что служит объектом коммерческой деятельности?

3. Перечислите основные коммерческие операции.

4. Раскройте понятия «рынок продавца», «рынок покупателя».

5. Что понимают под покупательским спросом?

6. Какими показателями можно охарактеризовать спрос и предложение?

7. Объясните термин «право собственности».

8. Какие формы собственности существуют в нашей стране?

9. Назовите основные внешние факторы, влияющие на коммерческую деятельность предприятия.

10. Объясните, как на деятельности предприятия сказывается наличие конкурентов.

11. Перечислите все виды ресурсов предприятия.

 

ГЛАВА 2.КОММЕРЧЕСКИЙ РИСК И СПОСОБЫ ЕГО УМЕНЬШЕНИЯ

 

 

Коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском. Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществ­ления актов купли-продажи, коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Это может быть вызвано различными причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др. Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.

Под риском в общем смысле этого слова понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и неправильных действий человека. Можно еще сказать, что риск — это рассчитываемая или как-либо иначе оце­ниваемая вероятность того или иного неблагополучного результата каких-либо действий отдельной личности, группы лиц, орга­низации, государства и т.д. Таким образом, риск — это возможность опасности, неудач.

Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерчес­кий риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

1. Коммерческий риск возникает в силу неопределенности условий деятельности организации, которая означает невозможность пол­ного и всестороннего анализа всех факторов, влияющих не результат конкретных действий. В свою очередь, неопределенность вызывает ситуацию, когда предполагается несколько возможных результатов, но имеющихся данных не достаточно для точного определения, какое именно событие произойдет. Можно выделить три основные причины, вызывающие неопределенность: неполнота знаний, случайность и противодействие. Неполнота знаний очевидна. Невозможно знать точно абсолютно все, многие явления и процессы остаются неизвестными, не вся информация является доступной. Следовательно, все решения коммерсант принимает в условиях недостаточности информации.

2. Одинаковые события даже в похожих условиях происходят по-разному, причем, нельзя предугадать заранее, как будет развиваться ситуация, т. е. имеет место случайность. Невозможно заранее точно знать, например, какое количество покупателей придет в торговое предприятие за покупками, какие товары им будут необходимы, как поведут себя конкуренты, что будет с курсом рубля, не говоря уже о возможных стихийных бедствиях и т.д. Спланировать каждый случай невозможно, а если не известно, к чему может привести случайность, появляется риск.

3. Третья причина, вызывающая неопределенность — это противодействие. Оно проявляется в сознательной деятельности конкурентов, стремящихся нарушить планы предпринимателя, в несоблюдении обязательств партнерами предприятия. Источником противодействия также могут быть различные конфликты (с поставщиками, покупателями, сотрудниками и др.).

Риск наступает в определенных ситуациях, называемых ситуациями риска. Последние характеризуются следующими особенностями:

- случайный характер события, который определяет его возможный исход;

- наличие альтернативных решений, т.е. возможности выбора одного из нескольких вариантов поведения;

- наличие вероятности возникновения убытков/дополнительной прибыли.

Таким образом, понятие риска складывается из следующих основных элементов:

1. Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива. Результат выбранного варианта поведения может оказаться совершенно не таким, какой предполагался.

2. Достижение желаемой цели имеет определенную вероятность, т.е. цель в конечном итоге может быть достигнута.

3. Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели, когда заранее не известно, будет ли достигнута эта цель.

4. Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением избранного варианта.