Передачи между перекрещивающимися валами
Материалы, термообработка и конструкции зубчатых колес
Передача вращения между перекрещивающимися валами может осуществляться посредством винтовых, гипоидных и червячных передач.
1) Винтовые передачи – образуются косозубыми цилиндрическими зубчатыми колесами с одинаковыми или различными углами наклона линии зубьев и .
Достоинство – возможность передачи вращения между перекрещивающимися валами с передаточными числами близкими или равными 1.
Недостатки:
- низкий КПД (0,3 – 0,4) из-за большого скольжения в зацеплении;
- малая нагрузочная способность (зубья контактируют в точке, следовательно, – большие контактные напряжения);
- во избежание заедания необходимо применять специальные смазки с противозадирными присадками.
2)Гипоидные передачи– образуются коническими зубчатыми колесами с круговым зубом, причем оси колес не пересекаются, а смещены на величину е.
Достоинство:
-нагрузочная способность выше, чем у винтовых передач, т.к.контакт зубьев происходит по линии, а в зацеплении одновременно участвует несколько пар зубьев;
Недостаток:
-опасность заедания и необходимость применения специальных смазок с противозадирными присадками (гипоидных масел).
3)Червячные передачи.
Червячные передачи предназначены для передачи вращательного движения между перекрещивающимися валами. Червячные передачи относят к зубчато-винтовым передачам, у которых червяк имеет винтовую нарезку, а червячное колесо является зубчатым.
1. Червячные передачи с глобоидным червяком – применяются редко.
Достоинство – нагрузочная способность выше, т.к. в зацеплении находятся все витки червяка на дуге .
Недостаток – сложность изготовления и необходимость точной регулировки.
2. Червячные передачи с цилиндрическим червяком – наиболее распространены.
Червяк является ведущим звеном в передаче.
Червяк выполняют с числом заходов z1 = 1, 2, 4.
Ведомое червячное колесо имеет число зубьев z2 > 28.
Угол скрещивания осей обычно составляет 90 град.
Стандартный угол профиля в осевом сечении составляет a = 20 град.
Достоинства червячных передач:
- возможность получения больших передаточных отношений в одной ступени (и = 10 – 60, а в кинематических передачах до 300):
;
- плавность и бесшумность работы;
- возможность самоторможения.
Недостатки:
- сравнительно низкий КПД (h = 0,7-0,9);
- необходимость применения дорогостоящих цветных металлов (для зубчатого венца червячного колеса);
- высокая чувствительность передачи к точности изготовления и монтажа.