Геометрические характеристики зубьев косозубой передачи совпадают с геометрическими характеристиками зубьев цилиндрической прямозубой передачи.
Действительное число зубьев меньше виртуального →
Обычно, угол β = 8 ÷ 20°.
Расчёт на прочность косозубых колёс.
Он соответствует расчёту на прочность прямозубых колёс с подстановкой параметров эквивалентного колеса.
Методика расчёта:
1) определяется межосевое расстояние, исходя из условия контактной прочности;
2) выполняется расчет прочности на изгиб.
Значения коэффициентов берутся с учётом следующих факторов:
1) косозубая передача обладает большей плавностью хода и, соответственно, меньшей величиной коэффициента внутренней динамической нагрузки;
2) большая длина контактных линий;
3) более благоприятное сочетание радиусов кривизны профилей зуба;
4) большее сопротивление усталости при изгибе.
Формула для расчёта по контактным напряжениям идентична прямозубым передачам (σн).
Проверочный расчёт на изгиб.
где
YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба (его выбирают, исходя из величины эквивалентного числа зубьев) → YFS = f(zν);
Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зубьев (Yβ = 1 – β / 100° );
Yε – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев (Yε = 0,65).
Расчёт на прочность конических прямозубых передач.
Развернув дополнительный конус и дополнив до полной окружности, получим эквивалентное цилиндрическое колесо.
Расчёт на контактную прочность.
Особенность формулы:
берётся виртуальное передаточное отношение
θ – коэффициент, учитывающий вид колёс (для прямозубых конических колёс
θ = 0,85 ).
Особенности расчёта на изгиб.
Расчёт аналогичен расчёту прямозубых цилиндрических колёс.
где
θF – коэффициент, учитывающий несущую способность конических колёс;
m – модуль, измеренный в нормальном среднем сечении конического колеса.
Силы в зацеплении зубчатых передач.
Силы взаимодействия принято определять в полюсе зацепления.
- окружная сила.
- радиальная сила.
Для исключения осевой силы (Fa) применяют шевронные передачи, в которых колёса, являющиеся одной деталью, состоят из 2-х частей с противоположными наклонами зубьев. В шевронных передачах один из валов выполняется плавающим.