Геометрические характеристики зубьев косозубой передачи совпадают с геометрическими характеристиками зубьев цилиндрической прямозубой передачи.

Действительное число зубьев меньше виртуального →

Обычно, угол β = 8 ÷ 20°.

Расчёт на прочность косозубых колёс.

Он соответствует расчёту на прочность прямозубых колёс с подстановкой параметров эквивалентного колеса.

 

Методика расчёта:

1) определяется межосевое расстояние, исходя из условия контактной прочности;

2) выполняется расчет прочности на изгиб.

Значения коэффициентов берутся с учётом следующих факторов:

1) косозубая передача обладает большей плавностью хода и, соответственно, меньшей величиной коэффициента внутренней динамической нагрузки;

2) большая длина контактных линий;

3) более благоприятное сочетание радиусов кривизны профилей зуба;

4) большее сопротивление усталости при изгибе.

Формула для расчёта по контактным напряжениям идентична прямозубым передачам (σн).

 

Проверочный расчёт на изгиб.

где

YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба (его выбирают, исходя из величины эквивалентного числа зубьев) → YFS = f(zν);

Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зубьев (Yβ = 1 – β / 100° );

Yε – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев (Yε = 0,65).

 

Расчёт на прочность конических прямозубых передач.

Развернув дополнительный конус и дополнив до полной окружности, получим эквивалентное цилиндрическое колесо.

 

Расчёт на контактную прочность.

Особенность формулы:

берётся виртуальное передаточное отношение

θ – коэффициент, учитывающий вид колёс (для прямозубых конических колёс

θ = 0,85 ).

 

Особенности расчёта на изгиб.

Расчёт аналогичен расчёту прямозубых цилиндрических колёс.

где

θF – коэффициент, учитывающий несущую способность конических колёс;

m – модуль, измеренный в нормальном среднем сечении конического колеса.

 

 

Силы в зацеплении зубчатых передач.

Силы взаимодействия принято определять в полюсе зацепления.

- окружная сила.

- радиальная сила.

Для исключения осевой силы (Fa) применяют шевронные передачи, в которых колёса, являющиеся одной деталью, состоят из 2-х частей с противоположными наклонами зубьев. В шевронных передачах один из валов выполняется плавающим.