Структура личности в социологии. Внутриличностные механизмы.
Психологические концепции.
Фрейд:ид, эго, суперэго.
Юнг: эго, личностное и коллективное бессознательное, установки, функции, самость (ядро).
Хорни: основа – потребности (невротические) любви, доверия и т.д.
А Маслоу: структура личности в зависимости от базовых потребностей.
Социологические концепции. С точки зрения человеческого «Я».
Ч.Кули. –теория «зеркального я».
Д.Мид. «Я»состоит из двух частей: я-сам и я-меня.
Отечественная социология.
И.Кон. Личность рассматривается через понятие социальная позиция, социальная роль, социальные ценности, и ориентации.
Зборовский, Орлов.Системный подход к анализу структуры личности. Личность – система, состоящая из определенных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Пытаются выявить ядро личности.
Структура личности имеет две подсистемы:
1.мир сознания – внутр. мир личности.
2.подсистема деятельностная, поведенческая – открыта для людей.
Каждая из подсистем структурируется, все элементы взаимосвязаны. Ядро – связь внутреннего и внешнего мира личности. Но не понятно, что считать ядром личности. Оно должно находиться на стыке внутреннего и внешнего. Ядро личности – образ жизни личности - связи, соотношения, переходы внурт. мира личности, мира сознания во внешний мир – мир поведения, деятельности. Образ жизни – способ деятельности личности, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов бытия и жизни личности.
Внутриличностные механизмы:
Подсистема сознания:
· мотивационные механизмы. Включают взаимодействие потребностей, мотивов, ценностных ориентаций, конечный результат – их преобразование в цель деятельности личности. Потребности – исходные побудители деятельности личности. Они отражают объективные условия существования личности, являются наиболее важной формой связи личности с окружающей средой. Потребность остается неосознанной, на уровне бессознательного. Интересы – осознанные потребности, определяют познавательное влечение. Ценностные ориентации – направленность на определенные ценности, предпочтительное отношения личности к тем или иным ценностям. Ценностные ориентации личности существуют в определенном социальном контексте. Связаны с какой-либо социальной группой. Мотивы деятельности – конкретные внутренние побудители деятельности, возникающие на основе взаимодействия потребностей, ценностей и интересов. В результате формируется цель деятельности – осознанный образ желаемого результата и средств достижения. Природа цели объективно-субъективная.
· Диспозиции личности – предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор в конкретных условиях. Включают взаимодействие мотивов и стимулов, приводящее к появлению установок личности. Стимул – внешний побудитель к деятельности (эк., пол и т.д.). Действие окружающей среды личности во взаимодействии мотивов и стимулов формируют установку личности – общие ориентации, направленность сознания на какие-либо явления действительности. Она выражает готовность личности действовать определенным образом в отношении какого-либо объекта. Это отношение личности к окружающей среде, людям.
· Механизм памяти. Память – основная совокупность знаний, информации, которые были усвоены в процессе ее социализации.
Левада выделяет два уровня в структуре памяти:
1. глубинный – вся информация, которая накоплена человечеством и которую освоила личность.
2. оперативная– вся информация, задействованная в данный момент времени человеком
Внутриличностные механизмы личности, их взаимодействие определяет образ жизни личности, взаимодействие ее механизмов, поведение людей, реальную жизнедеятельность личности.