Изменения и инновации.

Процесс инновации в организации.

Необходимость организационных изменений.Любая организация всегда испытывает давление внешней среды. Оно может быть постоян­ным (например, со стороны бюрократических организаций), а может быть изменчивым, неопределенным, когда организации необходимо реализовать свой товар или услуги в различных секторах внешней среды. Неопределенность усиливается из-за того, что каждый из секто­ров внешней среды постоянно меняет свои требования к продукции организации, особенно в том случае, если организация должна дейст­вовать в условиях конкуренции.

Адаптация к изменяющейся внешней среде требует от высшего ор­гана управления организации гибкости, которая выражается в измене­ниях, касающихся в первую очередь технологий, а нередко и структуры, и цели организации.

Вместе с тем организация должна быть чуткой к возникновению внутренних напряжений, не связанных с воздействиями внешней среды.

Выполнение всех условий выживания организации связано с ее способностью к постоянным изменениям.

Осуществление намеренных и целенаправленных изменений не должно входить в противоречие с традиционными формами поведения, сложившимися в организации.

В подавляющем большинстве случаев проведение целенаправленных изменений в организации прямо или косвенно связано с изменениями внешней среды или изменениями внутри организации.

процесс осуществления инноваций в организациипредставляет собой приведение состояние всех компонентов организации в соответствие с изменяющейся ситуацией.

Изменение это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, возникновение у них новых свойств, функций, отношений.

Виды изменений во внешней среде организации:

1.Социальное изменение— переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, а та в поведении членов общества. Примерами таких изменений являются изменение взаимоотношений между различными структурными единицами (личностями, организациями или социальными институтами), изменение их статусов, возникновение новых социальных объединений и т.д.

Культурное изменение — переход любого культурного образца (ценности или социальной нормы) из одного состояния в другое. При­ведем примеры культурных изменений: популяризация (повышение рейтинга ценности) отдельных продуктов; изменение норм власти и подчинения; появление новых форм и способов передачи информации и т.д. Кроме того, к культурным изменениям относятся все изменения материальной части организации (имеются в виду не сырьевые ресур­сы, а созданные людьми материальные ценности).

Существуют два основных подхода в организации к этим изменениям:

ассоциативный подход к изменениям — на изменения во внешней среде организация реагирует путем изменения своего отношения к различным объектам внешней среды; здесь возможны изменения в приоритетах, политических предпочтениях, косвенные и незначительные изменения целей организации;

каузальный подход предполагает, что модификации во внешней среде порождают модификации внутри организации, т.е. внешние перемены вызывают изменения во всех компонентах организации, прежде всего таких, как цели, структура, технологии, персонал и культура. Именно этот подход позволяет понять причины изменений в организации.

Изменения в организации могут затрагивать четыре основные сферы ее жизнедеятельности: техническую, политическую, культур­ную и социальную.

Изменения организации подразделяются на два основных типа.

1. Непланируемые, естественные изменения — изменения, появляющиеся без заранее поставленной цели, достаточно спонтанно. Причиной этих изменений может быть общение членов организации с представителями других социальных объединений, после чего возможно несанкционированное заимствование технических новшеств или новых методов поведения на основе подражания или признания полез­ности в отношении частных вопросов или в отношении отдельных групп организации. Обычно такие изменения протекают незаметно для организации и не затрагивают важных ее компонентов.

Естественными изменениями в организации управлять практичес­ки невозможно, так как они являются следствием воздействий внешней среды и не осознаются руководителями организации или рассматрива­ются ими как неизбежные последствия внешнего воздействия.

2. Искусственные изменения — изменения, осуществляемые сознательно, целенаправленно, в ходе которых меняются статус организации, ее структурные компоненты с целью адаптации организации к внешней среде, укрепления властных основ управления, интеграции отдельных структурных единиц. В теории социальных изменений все искусственные изменения делятся на инновации и диффузии.

Под инновацией понимается любое заранее спланирован­ное и целенаправленное изменение в организации, содержащее элемен­ты новых знаний, навыков или способов действий, касающееся политической (властной), технической и культурной сферы деятельности организации.

Целями инноваций могут быть:

· создание оптимальной структуры управления, когда после осуществления инноваций наблюдаются положительные сдвиги в возможностях руководителей воздействовать на поведение подчиненных (например, инновации могут быть направлены исключительно на повышение авторитета руководства, престижа руководителей или изменении методов воздействия на подчиненных);

· совершенствование системы целей организации (например, ориентация на создание новых продуктов или изменение критериев достижения успеха), что с неизбежностью приводит к значительным изменениям в структуре организации, работе с персоналом и т.д.;

· создание более совершенных технологических условий или действий, что в конечном счете должно обеспечить повышение адаптируемости к условиям внешней среды;

· формирование более эффективной системы мотивации членов организации способствовать интеграции всех компонентов организации, ориентации работников на цели организации, их удовлетворен­ности своей деятельностью;

· изменение целей входа или выхода системы, т.е. изменение систем поставок ресурсов и их сбыта, что также может способствовать по­вышению адаптируемости системы к внешней среде.

Механизм осуществления и принятия инноваций. Большинство работников через организацию осущест­вляют свои личные цели и не в состоянии видеть перспективу ее развития. Различные группы в организации по-разному воспринимают инновации. Наиболее трудно инновации принимаются средним звеном управления, которое является гарантом стабильности организации. Значительно меньшее сопротивление инновациям ока­зывают рядовые исполнители, особенно в тех организациях, где они полностью доверяют высшему руководству организации как автори­тетному. Однако под влиянием среднего звена управления, которое находится в непосредственном деловом и личностном контакте с ис­полнителями, последние могут испытывать недоверие к инновациям и сопротивляться их внедрению.

Этапы и процесс зарождения изменения и его внедрения в организацию целесообразно рассматривать с точки зрения как организации в целом, так и отдельного индивида.

Этап 1. Своевременность осознания необходимости изменений высшим руководством организации предполагает наличие некоторого порога реагирования на ситуацию во внешней среде. Высокий порог реагирования является харак­терной чертой крупных и сильных компаний, известных своей стабиль­ностью. Низкий порог реагирования говорит о том, что руководство организации может предвидеть изменение ситуации во внешней среде, проводить опережающие изменения, характеризует­ся высокой способностью к выживанию.

а) проведение всестороннего анализа ситуации: самооценка, изучение характеристик внешней среды и сравнение собственной организации с другими компонентами внешней среды.

б) создание целостного видения ситуации, т.е. руко­водство организации должно представлять себе не только возможности своей фирмы, но и всю совокупность связей во внешней среде;

3) определение последовательности этапов иннова­ций.

Этап 2. Создание нового видения. На данном этапе осуществляется процесс распространения поддержки и одобрения инноваций среди большинства членов организации:

-распространение знания о необходимости инноваций. При этом руководство должно использовать как формальные, так и неформальные информационные сети организации.

-осуществляется обучение членов организации. При этом в качестве элементов обучения используются такие образцы, которые показывают преимущества новых организационных форм, направляют интересы работников на проведение инноваций.

-демонстра­ция инноваций, цель которой — закрепление результатов обучения вплоть до формирования положительных стереотипов в отношении содержания предполагаемых изменений. Проведение смотров новой техники и технологий, презентации новых условий труда или возможностей новых ин­формационных систем.

Этап 3. Институционализация изменений.

-практические действия, направленные на создание новых социальных связей, обеспечивающих работу в измененных условиях. Новые связи заменяют старые или на первых порах существуют параллельно с ними, но во всех случаях новые социальные связи должны считаться приоритетными.

-слом старых норм и процедур деятельности.

-внедрение инноваций во все структуры организации. При этом проверяется степень влияния инноваций на все компоненты организации и производятся действия по преодолению сопротивления изменениям и снятию неопределен­ности.

-полное освоение новых ролевых требований и нормативных процедур, новых элементов культуры орг. Социальные основы инноваций.Рациональные искусственные изменения напрямую связаны с социализацией индивидов к новым нор­мам и отношениям, к ролевым требованиям. Это относится как к фор­мальным (действующим на уровне структуры), так и неформальным (действующим на уровне социальных групп) кодексам, а также к лич­ностному, субъективному восприятию ролевых требований.

Социализация членов организации к новым нормам осуществляет­ся в несколько этапов.

Этап 1. Появляется согласие с необходимостью введения измене­ний в организации, которое достигается через пропаганду и демонстра­цию новых возможностей.

Этап 2. Осуществляется первоначальное освоение новых ролей и позиций в измененной структурной единице организации на основа­нии их оценки и сравнения с традиционными, уже имеющимися нор­мами, технологическими новинками и образами поведения.

Этап 3. Вырабатываются установки на проведение и поддержку инноваций, которые охватывают все большее число сотрудников.

Этап 4. Происходит интернализация (принятие) норм и привыка­ние к ним на неформальном уровне.

Этап 5. Формируются процедуры следования новым нормам и контроль за их исполнением, налаживаются механизмы передачи новых норм.

Этап 6. Новые нормы и ценностные ориентации полностью заме­щают старые нормы. Процесс заканчивается.

Основной трудностью при внедрении инноваций является принятие новых норм и ценностей, осознание того, что новые нормы, организационные перестройки и новые условия деятельности полезны, безопасны и значимы для достижения целей в данной ситуации. Таким образом, процесс социализации практически повторяет в своих этапах процесс интеграции индивидов в новых условиях.

Суть сопротивления изменениям. Поведение каждого человека ориентировано, прежде всего, на устойчивость, социальный порядок. При старых условиях действия членов организации привы­чны, во многом основаны на автоматизме (т.е. из активного сознания вытесняются рутинные нормы и правила поведения); другими словами, старая ситуация представляется как обыденная и удобная. Для внедрения инноваций приходится преодолевать сопротивление изменениям.

Поскольку видение нового, необходимость перемен чаще всего понимают на верхних уровнях управления организацией, сопротивление может происходить практически на всех нижестоящих уровнях. Сила сопротивления во многом зависит от степени информированности чле­нов организации относительно ее внешней политики, от понимания не только важности проводимых изменений для всей организации, но и видения собственной роли в измененной организации. При этом каждый член организации должен соотносить инновации с собственными целями и собственной выгодой.

Для анализа процесса сопротивления изменениям важно проанализировать основные причины, вызывающие сопротивление: техничес­кие, политические и культурологические.

Технические причины связаны с действием так называемых технических условий организации, которые представляют собой способы соединения человеческих и. технических ресурсов в организации.

1. Отсутствие ресурсов и коммуникаций для осуществления инноваций.

2. Внутренняя разобщенность организации.

3. Неизвестный результат или страх перед неизвестностью.

4. Отсутствие планов, неясность целей.

5. Отсутствие лидеров.

6. Снижающиеся издержки.(мы и так успешны, зачем инновации)

7.Отсутствие системы обучения и консультирования.

Политические причины сопротивления изменениямсвязаны с перераспределением власти при структурных и культурологических изменениях в организации

1.Угроза влиятельным статусам, т.е. возможной потери влияния и авторитета.

2.Возможность критики руководителей.

3.Изменение содержания процесса принятия решений.

4.Изменение форм властного воздействия.

Культурологические причины сопротивления изменениям связа­ны с изменением ценностных ориентаций и социальных норм, дейст­вующих в организации.

1. Влияние прежних ценностей.

2. Возврат к традициям.

3. Действие нормативного контроля.