Процесс коммуникации

Процесс принятия решения.

Управленческое решение – творческий акт руководителя по выработке оптимального комплекса действий для выполнения производственной задачи.

Назначение решения – устранение проблем, обеспечение нормального хода производства.

Требования, предъявляемые к управленческому решению:

· научная обоснованность решения – решение должно приниматься с учетом экономических, социальных и других законов, анализа конкретной производственной обстановки и на основе достоверной информации

· согласованность решений – частные решения должны быть согласованы с уже принятыми и уже действующими решениями и не должны противоречить общим решениям

· правоточность – руководитель должен принимать решения в пределах тех прав, которыми он обладает и не должен перекладывать решения на выше- и нижестоящих лиц

· ясность решений - форма изложения принятого решения должна быть однозначна, не должна допускать разночтений и иметь необходимую ясность кто, что и к какому сроку должен сделать

· полнота решения – управленческое решение должно содержать цель, основные пути и средства ее достижения, взаимодействие подразделений, контроль и сроки исполнения

· своевременность

Этапы процесса выработки управленческого решения:

1. подготовка решения – последовательная система действий, в результате которой формируется исходная информация. В процессе подготовки решения осуществляется постановка и уяснение проблемы, формирование цели, сбор, обработка и анализ необходимой информации, а также осуществляется разработка вариантов решения. Варианты решения связаны с основными направлениями решения проблемы, исполнители, сроки, определенные ожидания, результаты

2. принятие решения – система действий, связанная с выработкой лучшего варианта. Решение можно принимать единолично или коллегиально, ответственность за результат лежит на руководителе. Окончательное принятое решение формируется руководителем и оформляется в виде документа

3. реализация (исполнение) решения. Принимаются организационные меры по исполнению решения:

§ доводится до исполнителей, коллектива в целом

§ подбор исполнителей

§ наделение исполнителей правами

§ организация необходимых технических материалов и информации обеспечения для исполнительных звеньев

§ контроль

Коммуникация – передача информации от одной системы к другой посредством специфических материальных носителей – сигналов. Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен информацией, сообщениями в которых отражены знания, мысли, идеи, ценности, эмоциональное состояние, программы деятельности общающихся сторон. Коммуникация – необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, т.к. она обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, разделения труда и организацию совместной деятельности, управление системой, трансляцию культуры.

Вторая половина 19 в. – сетевая коммуникация.

В.Шрат - универсальная модель коммуникации. По нему, коммуникация – контакт между отправителем и получателем информации, устанавливаемый с помощью сообщений, которые направляются по определенному каналу, кодируются отправителем и декодируются получателем. Имеется канал обратной связи и выделяет результат коммуникационного процесса.

Основные компоненты коммуникационного процесса:

1.отправитель-создатель сообщения, который либо самостоятельно создает информацию, либо накапливает имеющуюся информацию для дальнейшей ее передачи. Он решает, какая информация будет передана, как ее закодировать, по какому каналу ее направить он начинает процесс коммуникации.

2.сообщение – подготовленная для передачи получателю информация, закодированная с помощью символов

3.канал передачи информации – средство передачи информации, путь физической передачи сообщения

4.получатель – лицо, группа, которой передана информацию и которая декодирует ее

5.результат коммуникационного взаимодействия – изменение поведения и состояния получателя информации, которое выражено в изменении знания получателя, его установок, действия

6.обратная связь - оперативная реакция получателя информации. Информация, которая отсылается назад к отправителю, свидетельствует о мере понимания, доверия к сообщению и т.д.

7.шум- то, что искажает смысл сообщения. Источники шумов: различия в воспроизведении информации, несхожесть в должностном статусе, особенности культуры, языка.

типы коммуникаций:

· вертикальная (от ниже к вышестоящему)

· горизонтальная

· коммуникации организации с внешней средой

· формальная

· неформальная

Процесс мотивации в организации– один из важнейших принципов, способствующий более эффективному управлению организацией и достижения ей целей. Поведение человека в трудовом процессе определяется внешними и внутренними побудительными силами (под воздействием стимулов и мотивов).

Два аспекта процесса мотивации:

1.сила, побуждающая к действию. Мотивация - мотив, к которому относятся все компоненты внутреннего побуждения к деятельности: потребности, интересы, ценности и т.д.

2.функция управления, когда мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности. Этот процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать как ранее было запланировано и организованно. В этом случае мотивация соотносится со стимулированием.

В основе стимулирования – взаимодействие внешних условиях и внутренней структуры личности, т.е. ее потребности, интересы и .т.д. стимулирование реализуется через создания условий трудовой ситуации, побуждающих личность дейтсвовать определенным образом. Эта ситуация включает:

─ условия деятельности (организацию труда, з/п и т.д.)

─ условия деятельности, опосредованно влияющие на трудовые элементы социальной инфраструктуры (место жительства и т.д.)

Только та внешняя ситуация активизирует деятельность, которая становится личностно значимой для человека. Процесс стимулирования включает: создание внешней ситуации выбора и создание соответствия ситуации внутренней структуре работника.

В 19-20в разработано несколько стратегий по мотивации работников:

1.научный менеджмент, основанный на теории Тейлора. Стимулирование труда работника возможно при помощи поштучной сдельной прогрессивно-премиальной системе оплаты труда

2.концепция человеческих отношений. Мотивация осуществляется за счет доверию к персоналу, консультаций с ним, за счет вовлечения исполнителей в принятие управленческих решений

3.ситуативный менеджмент. Идея Скинера (70-80 е гг.). Мотивация осуществляется а счет сочетания материальных и нематериальных стимулов, за счет дозирования стимулов.

4.Современный этап. Разрабатываются разнообразные системы стимулирования и мотивации, включающие материальные и нематериальные стимулы.

Материальные стимулы: з/п (оклад), комиссионные, денежные выплаты за достижение поставленных целей, специальные индивидуальные вознаграждения в качестве признания ценности работника, программы разделения прибыли (сотрудник получает процент от прибыли компании), акции + опционы на их покупку (право на покупку определенного процента акций).

Нематериальные стимулы: льготы, связанные с графиком работы; участие в общефирменных мероприятиях; вознаграждения признательности; вознаграждения, связанные с изменением статуса работника, с изменением рабочего места.

Таким образом, построение системы мотиваций в организации является экономической проблемой (т.к. эффективная система позволяет повысить экономические показатели деятельности организации, удовлетворить экономические потребности членов организации).