Виды социальных общностей

В основе типологии социальных общностей лежат различные критерии:

1.По качественно-количественному составу:

I. Массовые. Массовая общность –это тип социальной общности, включающей множество индивидов. МО характеризуются следующими признаками:

1) ситуативный способ существования, поскольку общность является неустойчивой вследствие случайного возникновения (пример: толпа на митинге);

2) Гетерогенный (разнородный) состав МО, т.е. в нее входят люди, относящиеся к разным социальным, этническим, демографическим, профессиональным группам;

3) МО имеет размытые (открытые) границы, она не замкнута, к ней может подключиться любой желающий;

4) МО характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований.

Образцами массовых общностей являются широкие социальные, политические, культурные движения – «зеленые», женские, против угрозы ядерной войны и т.д.; ассоциации и объединения по культурным, спортивным и другим интересам – клубы болельщиков спортивных команд. Также к массовым общностям следует отнести квазигруппы,отличительными чертами которых являются:

1) спонтанность образования;

2) неустойчивость взаимосвязей;

3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо прием или передача информации, либо только выражение протеста или восторга и т.д.);

4) кратковременность совместных действий. Чаще всего квазигруппы существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.

К квазигруппамотносятся следующие социальные общности:

· аудитория;

· толпа;

· социальные круги.

Аудитория –социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором. В качестве коммуникатора могут выступать отдельные индивиды и группы, владеющие какой-либо информацией и доводящие ее до этой общности. Аудитория может осуществлять как непосредственное взаимодействие с коммуникатором (слушание уличного оратора, объявления распорядителя в магазине или в других общественных местах), так и опосредованное, анонимное (например, воздействие СМИ). Характерной чертой аудитории является одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинаются взаимное общение и обмен мнениями о полученной информации. Это позволяет каждой из выделившихся общностей составить общее мнение относительно какого-либо события.

Толпа –это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы проста - лидер и все остальные. Но, толпа – это нечто большее, чем простое объединение индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию. Толпы имеют следующие характеристики:

1)внушаемость; 2) анонимность; 3) спонтанность и 4) неуязвимость.

Виды толпы:

1. по способу формирования:

а) случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой вследствие спонтанного возникновения (например ДТП). В этом виде толпы люди объединены незначительной целью, либо вовсе бесцельным времяпрепровождением, а также слабо эмоционально включены и могут свободно отделить себя от нее.

Б) обусловленная толпа– заранее планирующееся и структурированное собрание людей. Поведение членов толпы находится под воздействием заранее установленных социальных норм (например, толпа на стадионе, в театре, на представлении ведет себя по-разному.

В) экспрессивная толпаорганизуется обычно в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей является целью и результатом (например, танцы, музыкальные фестивали и т.д.).

2. по способу поведения:

а) действующая толпа – это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. При исследовании социальных процессов этому виду толпы придается большее значение, чем всем другим видам толпы.

формы действующей толпы:

- сборище– эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Действия направляются на какой-либо объект и носят кратковременный характер;

- восставшая толпа отличается от сборища тем, что поведение членов толпы менее структурированно, менее целенаправленно и более неустойчиво. Действия толпы в большинстве случаев непредсказуемы. Механизмы образования толпы, иррациональное и чаще деструктивное поведение человека в действующей толпе всегда интересовали ученых-социологов, в частности французского ученого Густава Лебона, предложившего в 1895 г. версию «коллективного устремления» и американского социолога Ральфа Тернера, разработавшего теорию «возникающих норм».

Социальные кругинаиболее близки к устойчивым социальным группам. СК – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами.

Основные критерии, характерные для социальных кругов:

1) общая заинтересованность в теме дискуссии (например, кружки по интересам, футбольные болельщики, обсуждающие итоги матча, собрание людей, обсуждающих политические события и т.д.);

2) принадлежность к определенной субкультуре (круги бизнесменов, профессионалов, обсуждающих узкопрофессиональные вопросы).

Выделяют следующие разновидности социальных кругов:

контактные круги – общности людей, постоянно встречающихся на спортивных состязаниях, в транспорте или очередях. Контактные круги легко создаются, но также легко распадаются (например, вновь созданные студенческие группы, когда их члены начинают искать общие темы, интересы).

Профессиональные круги – это соц. Общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку, возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, встречах, совещаниях. Чаще профессиональные круги переходят в устойчивые социальные группы.

Дружеские круги– это соц.общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенными отношениями дружбы. Обычно это компании, собирающиеся время от времени и обсуждающие насущные проблемы.

Статусные социальные круги– это общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы (например, круг аристократов, женские или мужские круги, круг пенсионеров и т.д.). Данный вид социальных кругов формируется по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно труднодоступными для индивидов, имеющих другой статус.

Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам. Во-первых, они являются такими социальными образованиями, в которых зарождается и формируется общественное мнение. Во-вторых, социальные круги являются основой для образования активно действующих социальных групп (например, образование политических партий (Фролов).

II. Групповые общности включают в себя определенную совокупность индивидов (не менее двух человек). ГО характеризуются следующими признаками:

1) ГО обладают устойчивыми и определенными пространственно-временными границами своего существования (например, – групповая общность студенчества);

2) Определяются четко выраженной гомогенностью (однородностью) состава. (Пример: всем индивидам, входящим в студенческую группу, присущи признаки принадлежности к ней);

3) Способность к выполнению совместной деятельности для достижения общих целей и задач;

4) ГО может входить в более широкие социальные общности (например, студенчество является частью социальной общности молодежи).

Массовые и групповые общности не следует противопоставлять друг другу. Они взаимодействуют между собой на различных уровнях в рамках общества, межгрупповых отношений, на уровне индивида.

В рамках типологии социальных общностей существенное значение приобритают следующие критерии, объединяющие людей: собственность, доход, престиж, власть, статус.

Поэтому разновидностями социальных общностей являются классы, сословия, касты, социальные группы и слои.

2. По признаку проживания на определенной хозяйственно-освоенной территории выделяют:

I. Социально-территориальные и II. демографические общности.

Эти общности характеризуются наличием экономических, социальных и политических связей м/д людьми в рамках пространственно-ограниченных социальных структур (население села, города и области.

Главной причиной возникновения социально-территориальной общности является разделение труда и распределение людей по тем или иным типам деятельности, что в конечном итоге обозначает закрепление людей за данным поселением. Социально-территориальные общности сохраняют способность к устойчивому существованию за счет социально-демографического воспроизводства населения. Социально-территориальная и социально-демографическая общности тесно взаимосвязаны.

Социально-демографические общностирассматривают на основе критерия пола и возраста (можно выделить такие общности как мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры.

 

3. По признаку принадлежности к определенному этносу выделяют: