Анализ данных социологического исследования.

Для того, чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, выполнять свое предназначение, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Анализ данных всегда осуществляется исключительно в соответствии с задачами исследования. Анализ данных состоит из 2-х основных этапов: обработка данных и интерпретация данных.

Данные– это результат регистрации социальных явлений, отношений, фактов поведения людей.

Обработка данных -необходимая табличная и графическая форма представления и анализа совокупной социологической информации. Состоит из следующих операций:

1.подготовка к обработке данных – сведениям, незашифрованным в ходе сбора данных (открытые вопросы) присваиваются некоторые шифры. После того, как все открытые вопросы закодированы, данные вводятся в компьютер для количественной обработки.

2.обработка данныхосуществляется с помощью 2-х основных видов анализа данных, выбор которых зависит от характера исследовательских задач:

Одномерный анализ осуществляется, если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени.

Многомерный анализ – позволяет одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных, в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними.

1) Одномерный анализ включает следующие операции:

Группировка – обобщение первичной социологической информации в соответствии с выбранным признаком (признаками) группировки. Выделенные таким образом однородные по признаку группировки группы значительно легче соотносить, сравнивать, анализировать. В качестве признаков группировки могут выступать: пол, национальность, возраст, образование, характер труда и т.п.

Виды группировки:

1.Комбинированная – респонденты распределяются в группы по двум или более признакам.

2.Структурная – респондентов классифицируют по некоторому свойственному всей совокупности объективному признаку.

3.Типологическая – классификация респондентов на основании субъективного признака (активный –неактивный и т.п.)

4.Аналитическая – группировка, произведенная по двум или более признакам и служащая выявлению их взаимосвязи (удовлетворенность заработной платой и дисциплина).

Линейное (одномерное) распределение – это распределение числа голосов респондентов, отданных каждому варианту ответа. Эти сведения можно представлять как в абсолютных величинах, так и в процентах. На основании линейных распределений строятся различные рейтинги, определяются иерархии предпочтений.

Определение средних показателей:

-средняя арифметическая (простая, взвешенная)

-мода [Mo] – (наиболее часто встречающаяся характеристика – используется при обработке качественных данных)

-медиана [Md] – центр распределения, делит упорядоченное множество пополам. Используется в таких переменных, значения которых могут быть упорядочены от меньших к большим.

Определение характеристик разброса:

-среднее отклонение

-стандартное отклонение

-дисперсия – степень равномерности распределения характеристики, мера рассеяния.

-энтропия – характеристика разброса качественных данных, позволяет оценить степень однородности качественных данных

Интервальное оценивание:

-доверительный интервал – в качественных данных

-доверительная вероятность – вероятность попадания признака в заданный интервал

Ранжирование– присваивание рангов признакам в соответствии с их значимостью.

2) Многомерный анализ включает в себя следующие операции:

Построение таблиц сопряженности – таблицы, содержащие информацию о совместном распределении переменных.