Анализ данных социологического исследования.
Для того, чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, выполнять свое предназначение, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Анализ данных всегда осуществляется исключительно в соответствии с задачами исследования. Анализ данных состоит из 2-х основных этапов: обработка данных и интерпретация данных.
Данные– это результат регистрации социальных явлений, отношений, фактов поведения людей.
Обработка данных -необходимая табличная и графическая форма представления и анализа совокупной социологической информации. Состоит из следующих операций:
1.подготовка к обработке данных – сведениям, незашифрованным в ходе сбора данных (открытые вопросы) присваиваются некоторые шифры. После того, как все открытые вопросы закодированы, данные вводятся в компьютер для количественной обработки.
2.обработка данныхосуществляется с помощью 2-х основных видов анализа данных, выбор которых зависит от характера исследовательских задач:
Одномерный анализ осуществляется, если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени.
Многомерный анализ – позволяет одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных, в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними.
1) Одномерный анализ включает следующие операции:
Группировка – обобщение первичной социологической информации в соответствии с выбранным признаком (признаками) группировки. Выделенные таким образом однородные по признаку группировки группы значительно легче соотносить, сравнивать, анализировать. В качестве признаков группировки могут выступать: пол, национальность, возраст, образование, характер труда и т.п.
Виды группировки:
1.Комбинированная – респонденты распределяются в группы по двум или более признакам.
2.Структурная – респондентов классифицируют по некоторому свойственному всей совокупности объективному признаку.
3.Типологическая – классификация респондентов на основании субъективного признака (активный –неактивный и т.п.)
4.Аналитическая – группировка, произведенная по двум или более признакам и служащая выявлению их взаимосвязи (удовлетворенность заработной платой и дисциплина).
Линейное (одномерное) распределение – это распределение числа голосов респондентов, отданных каждому варианту ответа. Эти сведения можно представлять как в абсолютных величинах, так и в процентах. На основании линейных распределений строятся различные рейтинги, определяются иерархии предпочтений.
Определение средних показателей:
-средняя арифметическая (простая, взвешенная)
-мода [Mo] – (наиболее часто встречающаяся характеристика – используется при обработке качественных данных)
-медиана [Md] – центр распределения, делит упорядоченное множество пополам. Используется в таких переменных, значения которых могут быть упорядочены от меньших к большим.
Определение характеристик разброса:
-среднее отклонение
-стандартное отклонение
-дисперсия – степень равномерности распределения характеристики, мера рассеяния.
-энтропия – характеристика разброса качественных данных, позволяет оценить степень однородности качественных данных
Интервальное оценивание:
-доверительный интервал – в качественных данных
-доверительная вероятность – вероятность попадания признака в заданный интервал
Ранжирование– присваивание рангов признакам в соответствии с их значимостью.
2) Многомерный анализ включает в себя следующие операции:
Построение таблиц сопряженности – таблицы, содержащие информацию о совместном распределении переменных.