Общая характеристика качественных методов (биографический метод, этнографический метод, Case-study, Oral history).
Качественные методы социологического исследования существенно отличаются от количественных. Общий фокус качественного исследования концентрирует внимание на частном, особенном в описании целостной картины социальных практик. Общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом неструктурированном характере анализа проблемной ситуации. Внимание исследователя направлено на укрупненное рассмотрение отдельных субъектов в единстве их объективного и субъективного социального опыта.
Использование качественных методов является приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия отдельного социального объекта, исследование общей картины события или случая в единстве его составляющих, взаимодействие его объективных и субъективных факторов. Качественные исследования позволяют также изучать новые явления и процессы, не имеющие массового распространения, особенно в условиях резких социальных изменений.
Многообразие тактик, применяемых в настоящее время в области качественной социологии, в целом можно свести к следующим.
Виды качественных исследований:
1.кейс-стади – исследование отдельной общности, изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Таким объектом может быть замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами: «дно общества» (преступные группировки, бомжи, нищие, социальные элиты, религиозные секты, а также производственные коллективы). При применении данного метода исследователь на протяжении длительного времени становится участником повседневной жизни изучаемой общности, изучает систему взаимоотношений, значимость определенных событий в жизни коллектива. Длительное (в течение нескольких месяцев, а иногда и лет) «погружение» в исследовательское поле дает возможность всесторонне рассмотреть случай в единстве его взаимосвязей и динамике развития, изучить групповые нормы и ценности, структуру ролей или систему властных отношений. Обычно объектом анализа является один случай. Источниками информации служат в основном, включенное наблюдение, фотографии, фокус-интервью или экспертные интервью, производственные характеристики, а в последнее время и видеоматериалы. Предметом изучения кейс-стади могут быть и социально-психологические особенности личности, представляющей самостоятельный интерес как «клинический случай». Специфика кейс-стади состоит в глубинном изучении своеобразия объекта, выводы о результатах обычно носят сугубо –локальный, прикладной характер и направлены на выработку рекомендаций по разрешению конфликтов или более успешному функционированию общности.
2.этнографические исследования как правило имеют описательный характер и представляют собой многосторонний анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры (нормы, ценности, язык, мифы), отличающиеся по стилю и образцам поведения от основной маяяы населения. Примером может служить исследование российского крестьянства Шанина. Источниками первичной информации в этнографическом исследовании могут быть письма, личные документы, фотографии, образцы фольклора, а также групповые интервью.
3.историческое исследование или устная история – описываетсубъективный опыт переживания определенных исторических событий. Интерес социолога может быть направлен на изучение локальных или обозначимых исторических событий (история организаций, движений, населенного пункта). Историческое исследование особенно ценно, если отсутствует достаточная документальная информация о событии общесоциального масштаба. Например, свта). Историческое исследование особенно ценно, если отсутствует достаточная документальная информация о событии общесоциального масштаба. Например, сведения о раскулачивании крестьян в 20-30 –е годы, о сталинских репрессиях, о жизни кубанского казачества, эпизодах Великой Отечественной Войны. Особенность этого исследования – отношение к информанту как очевидцу исторических событий, поэтому основные проблемы данного исследования – проблемы его справедливости, адекватности воспоминаний, возможности человеческой памяти. Для этого необходимы – глубокий анализ социально-исторического контекста. Источники информации – мемуары, дневники, письма, интервью и имеющиеся официальные исторические свидетельства.
4.Биографический метод (история жизни человека) – метод социологического исследования, который представляет собой совокупность различных способов социального измерения оценок сообщений, сведений о собственной жизни и жизни всего общества с точки зрения проживающих и рассказывающих о них. Жизненное повествование о себе и о своей жизни.
Используются письменные и визуальные источники информации в виде личных документов: люди ведут дневники, посылают письма знакомым, рисуют картины, пишут мемуары, снимают картины, описывают свои сны. Все эти формы самовыражения и отражения личной жизни могут быть предметом интереса социолога.
Используя этот метод, социолог собирает сведения об истории жизни посредством интервью, иногда анкеты или теста, изучает документы и анализирует жизненный путь с помощью хорошо проверенных «объективных» данных или самих обследуемых. Благодаря рассказам участников о пережитых ими событиях, социолог располагает возможностью реконструирования недоступных ему процессов, формирования теоретической концепции, наиболее полно отражающей все многообразие и сложность социальной реальности и исключающей противопоставление микро и макросоциологического взгляда на нее.
Научность данного метода зависит от методически строго контролируемой интерпретации, оценки биографических материалов. Интерпретационная работа социолога в каждом отдельном случае сохраняет свой уникальный характер, а это является существенным препятствием к более широкому распространению данного метода социологического исследования.