Инструментарий.
Для проведения наблюдения на основе программы исследования разрабатываются специальные документы:
–бланк наблюдения, включающий перечень наблюдаемых признаков и характеристик объектов. Бланк для фиксации результатов не должен быть перегруженным и фиксирующим большое число признаков одновременно. Наблюдается лишь то, без чего не могут быть решены задачи исследования. В бланке наблюдений наблюдатель фиксирует результаты наблюдений за каждой единицей наблюдения по предварительно определенным в программе позициям. На каждом из бланков обязательно фиксируется информация о том, когда, где и кем проведено наблюдение.
-инструкция наблюдателю –создается тогда, когда наблюдения проводит кто-то помимо исследователя. В ней наиболее подробно разъясняется содержание работы, трудные случаи, двусмысленные ситуации., поясняются некоторые термины, что обеспечивает одинаковое и правильное понимание их всеми наблюдателями. В инструкции, как и в программе исследования, указываются правила отбора единиц наблюдения.
-план наблюдения – составляется наблюдателем, может согласовываться с организатором
-расшифровка наблюдения – краткий отчет о наблюдении.
С целью получения объективной информации об изучаемом явлении используются следующие способы контроля: наблюдение за наблюдением, контроль результатов другими методами, обращение к повторному наблюдению, исключение из записей оценочных терминов.
3.5. Социометрия: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий
Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, малые предприятия). При изучении малых групп в социологии используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.
Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. Впервые он был употреблен Якобом Морено в конце 19 века в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Именно этому американскому социопсихологу принадлежит заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации.
Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:
1)теорию малых непосредственно контактных групп Я.Морено;
2)различные математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений;
3)совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и объединенных совместной жизнедеятельностью.
Т.о., социометрия – совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов малых социальных групп.
Особенности:
-можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе
-используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах
-изучение внутригрупповых статусов членов группы
-изучение степени сплоченности / разобщенности группы
-выявление внутригрупповых подсистем
-выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов
-изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования
-выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп
При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.
Достоинства:
-применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда
-смягчение и разрешение конфликтов
-способствует выработке, принятию групповых управленческих решений
-при методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп
-разрешение вопросов комплектования групп
Недостатки:
-непременим для изучения больших социальных групп
Основные понятия:
Социометрический критерий – это вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними; конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса конкретным участника группы.
Виды социометрических критериев:
-коммуникативные (социометрические тесты) – используется для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член видит свое непосредственное окружение
-гностические (тесты социальной перцепции) - предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.
-официальные – замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, сугубо служебных обязанностей.
-неофициальные – выявляют неформальные межличностные отношения
-дихотомические – выявляют отношения симпатий и антипатий
критерии ранжирования – создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.
-параметрические – формулируется с четким ограничением количества выборов
-непараметрические – предполагают любое количество выборов
На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе, но большое количество критериев способно утомить отвечающего и внести искажения в информацию. Нецелесообразно увеличение критериев свыше 7-8.
Рекомендации относительно количества ограничений на число выборов:
Число членов группы социометрическое ограничение
5-7 1
8-11 2
12-16 3
17-21 4
22-26 5
27-31 6
32-36 7
Сами критерии необходимо располагать от простого к сложному.
Выбор –единица измерения и анализа в социометрии. Виды: положительный, отрицательный, нулевой (отсутствие выбора)
Этапы социометрического исследования:
1)получение предварительной информации об исследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем (списков членов группы, оценок деятельности данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности группы и поведением его членов). На этом этапе исследователю необходимо завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время и место для проведения социометрического опроса, которое обеспечит участие в нем всех членов группы
2)социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Осуществляется с помощью социометрической карточки и пронумерованного списка членов группы. социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку.
3)создание социоматрицы – сводная таблица, в которую заносятся результаты социометрического опроса.
4)создание социограммы - графическое изображение полученных результатов. Члены группы могут изображаться в виде точек, геометрических фигур, которые соединяются стрелками, отражающими характер их взаимоотношений
Виды социограмм:
Произвольная – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее благоприятным для восприятия расположением членов группы.
Круговая – все члены группы располагаются симметрично по окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи. Для упрощения представления результатов исследования можно строить отдельно социограммы с положительными и отрицательными выборами.
Гроздь – наглядно изображает социально-психологические группировки коллектива. Расстояние между символами членов коллектива определяется характером и интенсивностью их межличностных связей.
Мишень (концентрическая) – символические изображения членов группы изображаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра располагается его символ.
Локограмма – членов группы обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в рабочем помещении.
Звезда – данная социограмма обнаруживает неофициального лидера-«звезду».
5)индексологический этап – высчитывание социометрических индексов.
Индекс – количественная характеристика межличностных отношений.
Виды индексов:
1.Персональные–отражают индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к другим членам группы.
Социометрический статус, [C]– это характеристика позиции члена группы, в которой отражается степень влияния человека на данную группу, потенциальная способность человека к лидерству.
Ci = B / N-1; Ci – социометрический статус i-го члена группы;
В – количество полученных i-ым членом группы выборов;
N –количество членов группы.
Положительный социометрический статус: Ci (+) = B(+) / N-1
Отрицательный социометрический статус: Ci (-) = B(-) / N-1
Ci = Ci (+) + Ci (-)
Индекс эмоциональной экспансивности [E] – это характеристика потребности определять отношение симпатии, антипатии к другим членам группы. Определяет, насколько человек активен.
Ei = Vi / N-1; V – количество выборов, отданных i-ым членом группы;
Ei = Ei(+) + Ei(-) = Vi (+) + Vi (-) / N-1;
Индекс объема взаимодействия [A] – представляет каждого члена группы одновременно и как субъекта и как объекта выборов.
Ai = Pi / N-1; Pi – количество взаимодействий – сумма односторонних положительных и отрицательных выборов и три вида двухсторонних: взаимоположительных, взаимоотрицательных, несимметричных.
2.групповые – отражают социально-психологические свойства группы.
индекс социометрической когерентности – [K] – характеризует степень связанности группы по выделенному критерию: K = F / N* N-1; F – общее количество отданных и полученных выборов.
Индекс взаимности [G] – измеряет сплоченность группы, проявляющуюся в количестве взаимных положительных выборов.
G = Q / N* (N-1); Q – количество взаимных положительных связей.
Индекс референтности: R = Q / L, где L – общее количество положительных выборов;
Q – количество взаимных положительных выборов.
6)анализ и интерпретация полученных данных – выводы по цели и задачам
7)формулировка рекомендаций
3.6. Эксперимент: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий.
В общем виде, эксперимент – это общенаучный метод получения нового знания в контролируемых и управляемых условиях. В социологию он пришел из естественных наук, где он примерно с 17 века стал основным способом опытной проверки научных теорий
Социологический эксперимент – это метод, позволяющий установить наличие, отсутствие, а также степень воздействия определенного фактора на исследуемый объект.
Особенности:
-найти ответы на определенные вопросы может помочь только эксперимент, способный в силу своих возможностей проиграть заданную ситуацию и «выдать» ценную информацию.
-основная цель проведения – проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные по характеру управленческие решения.
-изучение влияния определенного фактора
-эксперимент лучше проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых.
-объект, с помощью которого проводится эксперимент, часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации. Поэтому в последующем, в отличие, например, от объекта массового опроса, он может не иметь отношения к использованию полученных результатов и выводов.
Достоинства:
-осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами не представляется возможным.
-позволяет, в отличие неэкспериментальных методов, позволяет установить причинные связи
Недостатки:
-его использование в социальных науках во многих случаях сталкивается с существенными техническими, этическими и прочими ограничениями.
критерии отбора экспериментальных групп:
Основные понятия:
Общая логика эксперимента заключается в том, что при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычнtrong>
Общая логика эксперимента заключается в том, что при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик.
Виды характеристик:
1.контрольные – характеристики объекта, которые интересуют исследователя.
2.факторные – характеристики изучаемого объекта, которые вводятся или измеряются самим исследователем.
3.нейтральные – характеристики, не участвующие в эксперименте.
Условия проведения эксперимента:
-в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы
-изменение контрольных характеристик должно зависеть от факторных, т.е. тех, которые вводятся исследователем.
-изменение в нейтральных характеристиках не должно отражаться на контрольных
-на протекание эксперимента не должны оказывать воздействие явления, не относящие к экспериментальной ситуации, но потенциально способные изменить ее состояние.
Виды эксперимента:
По характеру вмешательства исследователя:
1.мысленный (модельный, квазиэксперимент) – специальная технология интерпретации информации об изучаемом объекте, исключающая вмешательство исследователя в процесс, происходящий в объекте. Манипулирование информацией об изучаемом объекте без вмешательства в действительный ход событий.
Формы проведения:
-на математической модели
-пост фактум – после свершившегося события
2.натурный – предполагает вмешательство исследователя в ход изучаемого объекта. Бывает 2-х видов:
1.полевой – объект находятся в естественных условиях своего функционирования.
2.лабораторный – экспериментальная ситуация, а часто и группы, формируются искусственно.
По характеру объекта исследования:
1.социальный – преобразование реальности
2.экономический
3.социально-психологический
4.педагогический
по характеру поставленных задач:
1.научный
2.прикладной
3.проективный
4.однофакторные
5.многофакторные
по характеру экспериментальной ситуации:
1.контролируемый
2.неконтролируемый
по логической структуре доказательства гипотез:
1.линенйный – анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной и экспериментальной
2.параллельный – одновременно участвуют 2 группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным характеристикам. Характеристики контрольной группы являются постоянными в ходе всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются.
По плану эксперимента:
1.до-после без контрольной группы – линейный эксперимент, 1 группа, измеряются характеристики до эксперимента и после
2.до – после с контрольной группой – 2 группы, измеряются характеристики до и после в обеих группах
3.только после с контрольной группой – 2 группы, но в обеих измеряются характеристики только после воздействия экспериментального фактора.
4.якобы до-после с контрольной группой – в обеих группах производится одно измерение, но на разных стадиях: в экспериментальной – после воздействия факторов, в контрольной – до.
Методы формирования групп для эксперимента:
1)метод попарного отбора (точечное выравнивание) – из генеральной совокупности набираются 2 группы, участники отбираются таким образом, чтобы их контрольные и нейтральные характеристики были идентичны, а факторные – отличны. Обычно используется в параллельном эксперименте.