Внутренний анализ

Традиционный анализ.

Под традиционным анализом документов понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование.

Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление содержания документа.

Недостатки:

-субъективизм: как бы ни был добросовестен социолог, как бы ни старался он объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной.

В ходе традиционного анализа осуществляется 2 процедуры:

1) внешний анализ:

-автор

-анализ исторического контекста документа (где? когда? создан)

-история создания (цель)

-выявление подлинности документа

-выявление степени надежности, достоверности документа

Приемы установления достоверности документа по В.А. Ядову:

Можно верить сообщениям, если:

-они не затрагивают интересов автора

-если они не наносят ущерб автору

-более достоверны те сведения, которые в момент регистрации автором, были общеизвестны

-достоверны детали событий, не существенные с точки зрения автора

-достоверны те сведения, к которым автор относится недоброжелательно

-выявление различий между фактическим положением дел и их интерпретации

-соотношение отраженных в документе фактов с изучаемой реальностью

Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа способствовало разработке принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов – контент-анализа.

Контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой текстовой или записанной на пленку информации с последующей ее статистической обработкой, метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащемся в документе.

Особенности:

-наибольшее применение находит при изучении СМИ: прессы, телевидения, радио.

-также используется при анализе иных документов: любого вида отчетности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений.

-в качестве объекта изучения выступают тексты, на основании изменения которых можно судить о тех или иных тенденциях развития социальных процессов

-с помощью этого метода выявляются степень эффективности рекламы, политических лозунгов, идеологическая подоплека газетных статей, различия в трактовках одного и того же события разными СМИ

-нацелен на выработку количественного описания содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и их подсчет.

-при анализе большого объема информации

Достоинства:

-не отменяет традиционного анализа документов, а дополняет его, позволяет обнаружить в документе то, что ускользает при его традиционном изучении

-строгость, формализованность, систематизированность, что обеспечивает высокую точность данных

Недостатки:

-не используют, если документ уникален.

-если перед исследователем ставится задача описать сложное явление

-если маленький массив

Этапы процедуры контент-анализа:

1.постановка проблемы, цели исследования, выделение объекта, предмета, постановка задач, формулировка гипотез.

2.отбор документального материала, определение выборочной совокупности

3. операционализация понятий:

-выделение смысловых единиц – социальная идея, социально значимая тема, заключенная в анализируемых текстах.

-выделение единиц анализа – это индикатор смысловой единицы

-выделение единиц счета – отдельные слова, суждения, которые могут быть выражены в виде фрагментов текстов, различных публикаций, объем текста, авторство сообщений, рубрики, время выхода, периодичность.

4.перевод содержания анализируемых текстов в категориальную схему, называемую кодификатором. Т.о., инструментарий контент-анализа – бланк кодировки –содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные операции.

5.количественно-качественный анализ полученной информации – процедура перевода полученных после кодировки замеров индикаторов в количественных показателях в новую качественную социальную информацию. На основании количественных данных делаются выводы.

Этапы анализа:

-суммирование закодированных показателей по единицам счета

-перевод абсолютных цифр в процентные соотношения

-получение сводных табличных данных

-качественный анализ – интерпретация полученных данных

В заключение можно сказать, что контент-анализ относится к числу важных и перспективных методов в связи с развитием вычислительной техники как средства научного познания.

 

3.4. Наблюдение: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий

Наблюдение – один из методов социологического исследования, под которым понимается сбор первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место.

Особенности:

-чаще является составной частью методов исследования

-используется при исследовании поведения индивидов в труде и общественно-политической жизни, в сфере досуга, при изучении самых разнообразных форм общения между людьми

-позволяет изучать практики проведения различных собраний, митингов, демонстраций

-получение дополнительного материала для уточнения направлений планируемого исследования

Достоинства:

-позволяет не только уловить проблему, но и зафиксировать ее контекст

-простота в осуществлении

-дешевизна

-открывает перед исследователем ранее неизвестные «пласты» действительности

-осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов, открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени

-позволяет широко, многомерно охватить события

Недостатки:

Объективные: принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения анализируемой ситуации, высокая трудоемкость метода.

Субъективные: различия в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, различия в установках, ценностях, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать необъективную точку зрения на происходящее, зависимость результатов исследования от настроения наблюдателя.

Виды наблюдения:

По степени формализованности:

1.структурализованное – в случае, когда исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений

2. нестркутурализованное – при его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы уточняются непосредственно в процессе наблюдения. Данный вид наблюдения встречается преимущественно в разведывательных, поисковых исследованиях.

по степени участия наблюдателя:

1.включенное – социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы; в других – наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей.

2.невключенное – исследование осуществляется при условии невмешательства исследователя в изучаемые события.

по месту проведения:

1.полевое – проводится в естественных условиях

2.лабораторное – проводятся в специально созданных условиях

по регулярности проведения:

1.систематическое – проводятся по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени

2.несистематическое (кратковременное) – проводится

по степени осведомленности наблюдаемых об исследовании:

1.скрытое – наблюдаемые неосведомлены

2.явное – осведомлены

по запланированности:

1.спонтанное

2.запланированное