Общие правила конструирования опросников.
Логика построения вопросов.
К анкетированию и интервьюированию и фокус-группе
При составлении опросника выделяют следующие логические последовательности:
1.метод воронки – сначала задаются общие, а затем конкретные вопросы
2.перевернутая воронка – сначала задаются конкретные вопросы, а затем общие
3.тоннель – серия вопросов одинаковой глубины по всем аспектам проблемы
4.сначала задаются вопросы о фактах, а затем оценочные и мотивационные
5.последовательность Гэллопа– 5 ступеней:
а) выявление степени осведомленности
б) выявление общего отношения к проблеме
в) выявление отношения к отдельным аспектам проблемы
г) выявление мотивации отношения
д) выявление степени интенсивности мнения респондента
-включаются вопросы, позволяющие измерить зависимые переменные
-формулировка вопросов должна быть короткой, недвусмысленной, удобочитаемой, без использования специальных терминов и сленга, не требующие особой компетенции (если это не экспертный опрос).
-в вопросах, касающихся фактов или поведения людей, необходимо конкретно определять временные и пространственные координаты интересующих событий.
-при постановке «сензитивных» (угрожающих, деликатных) вопросов, т.е. направленных на получение сведений, которые люди обычно предпочитают утаивать, следует использовать косвенные формулировки.
-должен соблюдаться принцип расположения вопросов от более простых в начале анкеты к более сложным в середине и простым, «разгрузочным» в конце анкеты.
-смысловые блоки вопросов должны быть отделены «переключателями внимания», обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока.
-вопросы-фильтры должны быть снабжены указателями-переходами для разных групп респондентов
-не должно быть скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента
-не должно быть нарушений в верстке и графическом оформлении анкеты
Подготовка анкеты включает в себя следующие этапы:
1.разработка ее проекта
2.пробный опрос, который охватывает небольшое количество лиц (20-30 человек)
3.доработка анкеты и массовый опрос
Виды анкетирования:
По количеству опрашиваемых: групповой и индивидуальный. Также разновидностью анкетирования является почтовый опрос. Он заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
Преимущества почтового опроса:
-простота организации
-возможность выбора респондентом наиболее удобного времени для заполнения анкеты
-отсутствие влияния интервьюера
Недостатки почтового опроса:
-неполный возврат анкет
-непредставительность выборки
Разновидностью почтового опроса является прессовый опрос.В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Существует 2 вида такого опроса: когда редакция обращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и их мнений о работе данного издания и когда через издание изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
3.2. Интервьюирование: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий. Типология интервью.
Интервьюирование – достаточно распространенная форма социологических опросов.
Интервью - целенаправленная, заранее подготовленная беседа с респондентом.
Особенности:
-интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Поэтому при планировании исследования часто приходится решать, что наиболее предпочтительно. Этот выбор зависит от конкретных целей и задач исследования, а также от его организационных возможностей и условий. Особенно важна роль интервьюирования при исследовании малоизученных сторон социальной действительности. Так же интервьюирование (экспертное) может использоваться при составлении анкеты для дальнейшего массового опроса.
Достоинства:
-включает наблюдение как метод
-участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего, пояснить формулировку, задать дополнительные вопросы
-личный контакт с респондентом
Недостатки:
-увеличение затрат времени на подготовку интервьюеров
-проблема контроля качества работы интервьюеров
-влияние личности интервьюера на ответы респондентов
-большие временные и финансовые затраты по сравнению с анкетированием
-обработка затрудняется наличием большого количество открытых вопросов
Инструментарий – бланк-интервью, в котором фиксируются ответы на вопросы. Содержание бланка интервью определяется видом интервью.
Различают несколько видов интервью – от свободной беседы до полностью формализованной процедуры опроса.
1. По месту опроса:
-по месту работы
-по месту жительства
2. По степени формализации процесса интервьюирования:
-полностью формализованное (стандартизированное) интервью. Самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником, по сути дела являющимся анкетой, и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью с закрытыми вопросами интервьюер использует карточки с возможными ответами на вопросы. При интервью с открытыми вопросами исследователь подробно разрабатывает план интервью, предусматривающий строгую последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме. Здесь задача интервьюера – четкая фиксация ответов респондента. Способы фиксации ответа: дословная запись (вручную или с помощью диктофона).
-фокусированное (направленное) интервью– изучение общественного мнения относительно конкретного явления, факта, ситуации. Опрашиваемые в этом случае знакомы с объектом, интересующим социолога, и выражают свое отношение к нему, мнение о нем, его оценку. Фокусированное интервью – следующий шаг, ведущий к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и респондента. Респондентов в таком интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.
-свободное интервью– отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание. Проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – полностью зависят от индивидуальных особенностей интервьюера и респондента. Получаемая в данном опросе информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, анализом специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях.
3.по уровню компетентности респондентов:
-интервью с респондентом, обладающим знаниями среднего уровня по той или иной проблеме
-фокусированное интервью (людей заранее предупреждают о теме опроса)
-экспертное интервью – респондент является специалистом в области исследования
3.3. Традиционный анализ, контент-анализ: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, этапы контент-анализа, инструментарий.
Метод анализа документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности как групп населения, так и общества в целом. Вследствие этого, документальная информация представляет большой интерес для социологов. Чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует рассмотреть основные виды документов.
Виды документов:
по форме фиксации информации:
1.письменные – информация представлена в форме текста
2.статистические данные – цифровая форма изложения
3.иконографическая документация – кино- фотодокументация
4.фонетические документы – магнитофонные записи, грамзаписи
по степени персонификации:
1.личные – дневники
2.безличные – статистические данные, материалы архивов, прессы и т.п.
по форме изложения:
1.учетная (описательная) – демографические процессы
2.отраслевая – данные по развитию отраслей
3.сводная аналитическая информация – публикации
4.моральная статистика – данные о девиантном поведении
по источнику информации:
1.первичные – созданные социологом в результате исследования
2.вторичные – созданные ранее
по статусу:
1.официальные – изданные госучреждениями
2.неофициальные – изданы частными лицами
Во всем многообразии исследовательских приемов, используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: традиционный анализ и контент-анализ. Два этих подхода к анализу документов хотя и различаются во многом, однако могут дополнять друг друга.