Лекция 3. Основные методы сбора первичной социологической информации

Метод стихийной выборки

Примером служит почтовый опрос читателей журнала или газеты. В данном случае нельзя заранее предопределить структуру массива респондентов, возвративших анкеты. Это затрудняет оценку репрезентативности (представительности) выборки. Вот почему выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность.

Разновидность метода стихийной выборки – отбор, вернее поиск респондентов методом «снежного кома». Используется, когда у исследователя нет исходных данных о генеральной совокупности или ее элементы труднодоступны. Отыскав первую единицу (человека, организацию), интервьюер выясняет, известны ли опрашиваемому такие же лица, организации, и таким образом увеличивает число единиц.

4) выборка доступных случаев применяется при изучении труднодоступных и малочисленных групп. В местах их естественного пребывания (посетители выставок – на выставках и т.п.)

5) отбор «критических случаев» и отбор типических случаев.

В обоих случаях исследователь полагается на какие-либо теоретические представления или предыдущий опыт, чтобы отобрать ограниченное число наблюдений.

По форме реализации выборки различают одноступенчатые и многоступенчатые.

Методы, изложенные выше, представляют собой пример одноступенчатой выборки. Многоступенчатые выборки осуществляются в несколько ступеней путем применения на каждой из них единого или разного методов. На первой ступени обычно реализуется гнездовая выборка (отбор групп на предприятии и т.д.), а потом уже проводится случайный отбор респондентов в гнездах.

3.1. Анкетирование: особенности применения, достоинства и недостатки, основные понятия, инструментарий. Структура анкеты, типология вопросов.

Анкетирование –метод сбора первичной информации, заключающийся в составлении анкет и проведении опроса.

Анкетирование наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса. Это объясняется разнообразием и качеством социологической информации, которую можно получить с его помощью. Цель анкетирования – получение первичной информации о мнениях людей, мотивах их поведения, оценках социальных явлений, состояниях общественного, группового сознания.

Особенности применения:

-при опросе больших совокупностей людей

-для сбора первичной информации, которую невозможно узнать другим путем

Достоинства:

-массовость – позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей

-получение первичной информации о мнениях людей, мотивах их поведения, оценках социальных явлений, состояниях общественного, группового сознания.

-широта охвата различных областей социальной практики

-возможность проведения повторных исследований по одному и тому же вопросу для выявления динамики

-отсутствие влияния интервьюера на респондента

Недостатки:

-возможное искажение информации в связи с особенностями отражения различных сторон общественной практики в сознании людей

-отсутствие личного контакта с респондентом: нет возможности снять дополнительную информацию

-ресурсы, затраченные на подготовку интервьюеров

-относительная дороговизна и трудоемкость

-изучаются мнения людей, а они очень изменчивы

-огромную роль играет грамотность составления анкеты

Инструментарийанкета – документ, в котором фиксируется собираемая информация. Социологическая анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Грамотно составленная анкета – не просто набор вопросов, существуют строгие правила ее составления, при соблюдении которых можно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования. Анкета разрабатывается в строгом соответствии с целью и задачами исследования, научными требованиями, которые обеспечивают ее надежность и полный охват исследуемой проблемы. Высокий уровень формализации анкеты (классификация вопросов и их формулирование, порядок расположения) позволяет использовать логико-математические методы при обработке результатов исследования.