Формулировка проблемы исследования

Проблемная ситуация является исходным пунктом всякого исследования. При этом можно выделить 2 стороны проблемы: а) гносеологическую и б) предметную

В гносеологическом смысле, т.е. с точки зрения познавательного процесса, проблемная ситуация – это знание и незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств и методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, напр., ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов.

Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны, напр., недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации приводит к невозможности использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов.

Т.о., социальная проблема – это реально возникшее жизненное противоречие, носящее массовый характер и затрагивающее интересы тех или иных социальных общностей и институтов.

В прикладной социологии используют, как правило, 5 подходов при классификации социальных проблем:

1) по цели исследования различают проблемы гносеологического(логико-познавательного) и предметного характера.

Гносеологические проблемы – проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с т.зр. управленческой функции социальных процессов. Здесь проблемы порождаются недостатком знаний.

Предметные проблемы – противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующих их жизнедеятельность и побуждающие к активным действиям.

2) по носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных организаций и т.д..

3) по масштабам распространенности проблема может носить глобальный, общегосударственный, региональный или местный характер.

4) по времени действия противоречия

-краткосрочная проблема (неудовлетворенность студентов формой учебы)

-среднесрочная (адаптация работников предприятия к новым условиям в связи с переходом к рынку)

-длительная (противоречия, порождающие девиантное поведение населения)

5) по глубине противоречия:

-одноплановые проблемы – затрагивающие какую-либо из сторон социального явления или процесса (принятие / непринятие сельскими жителями идеи частной собственности на землю)

-системные проблемы – отражают дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса (рост преступности в связи с изменением характера экономических отношений в обществе, приобретением массового характера таких его элементов как наркомания и проституция)

-функциональные проблемы – порожденные противоречиями функционального характера, т.е. нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социальных явлений или процессов (напр., ломка устоявшихся идеологических представлений населения в связи с расширением частных форм собственности и т.д.)

К процессу формулировки проблемы исследования выдвигаются следующие требования:

1. в процессе формулировки проблемы необходимо опасаться выдвижения проблем слишком широкого плана

2. название темы и формулировка проблемы не должны совпадать

3. при формулировке проблемы необходимо стремиться, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее

4. четкое отделение существенного и несущественного в отношении проблемы

5. расчленение общей проблемы на элементы и их упорядочивание по частным проблемам