Отраслевая структура

Структура социологического знания

Классификация социальных законов

Признаки социальных законов

I.закон может вступать в действие только при наличии строго оговоренных условий;

II.при этих условиях закон действует везде, всегда, без каких-либо ограничений;

III.условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно.

С социальными законами люди сталкиваются постоянно, при этом они, либо подчиняются им, либо приспосабливаются, а иногда могут протестовать, но при этом отдельный индивид, не подчиняющийся соц-ному закону, не может повлиять на действие этого закона. Он может только ослабить его проявление в данной конкретной группе.

Социальные законы не создаются сознательно. Люди поступают в соответствии с ними неосознанно и обучаются такому узаконенному поведению в процессе общения с другими людьми или социальными институтами, исходя из своих потребностей.

Основное требование а социальному закону – он обязательно выполняется при оговоренных условиях. В противном случае, они представляют утверждение, не отражающее действительности.

1. По степени общности:

- общие – определяют развитие всего общества, системы

- специфические – з-ны, характерные для отдельного элемента

2. По способу проявления:

- динамические – отражают жесткую, последовательную связь м/д последовательностью событий в данных условиях и определяют факторы, направления и формы социальных изменений.

- статические – определяют не строго, а с определенной степенью вероятности, отражают основные направления, тенденции социальных изменений.

Специфика социологического знания приводит к необходимости анализа его структуры.

Можно выделить 3 стороны социологического знания:

1) онтологическое знание (предметное) – знание об объекте изучения (соц.реальности,оценках и т.п.)

2) гносеологическое (методологическое) – о способе получения социального знания (методах, средствах, путях, процедурах добывания знания)

3) метасоциология (мета - после) – ее предметом является сама социология, а не социальная реальность. На этом уровне устанавливается соответствие или несоответствие информации, методов, теорий реалиям.

Метасоциология включает в себя:

- метатеорию – предпосылки выработки социологических теорий

- метаанализ – разработка принципов анализа того, что уже создано социологией

С 20-30-х гг. 20 века возникла необходимость отраслевого структурирования социологического знания в связи с развитие множества узких отраслей социологического знания. Можно выделить несколько групп отраслей социологического знания:

1.отрасли, изучающие основные виды и формы человеческой деятельности (труда, досуга, быта)

2.отрасли, возникшие на стыке социологии и других гуманитарных дисциплин (социология культуры, социальная психология).

3.отрасли, характеризующие социальную структуру общества, их предметом являются разл. социальные общности (с. села, с.города, с.молодежи)

4.отрасли, изучающие деятельность социальных институтов (с.семьи, с.науки, с.организаций)

отрасли, изучающие отклоняющееся поведение и аномальные явления (с.девиантного и делинквентного поведения)

С 60-х гг. 20 века наметилась тенденция соединения макро- и микросоциологии. Средством преодоления этого разрыва стала концепция теорий среднего уровня Мертона.

Согласно этой теории существует 3 уровня социологического знания:

- широкие социологические теории

- теории среднего уровня

- малые рабочие гипотезы

Кроме того, существует и двухуровневая структура соц. знания, в рамках которой выделяют:

По уровням:

-теоретическая – разработка концептуального аппарата социологии, накопление и обобщение фактического материала в области социальной жизни.

-эмпирическая – занимается накоплением фактического материала в какой-либо области с помощью конктретных методов.

Вебер определил задачи эмпирической социологии:

1.Необходимые для практики средства;

2.Неизбегаемые побочные результаты предпринятых действий;

3.Обусловленную этим конкуренцию м/д возможными оценками и их практическими последствиями.

Теоретическая и эмпирическая социология постоянно взаимодействуют м/д собой, дополняют и взаимообогащают друг друга.

По функции знания:

- фундаментальная – построение и совершенствование теории и методологии, т.е. обогащение самой основы социологической науки.

- прикладная- изучение вопросов, касающихся преобразования жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области.

Эту или иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

По объекту исследования:

-общая- развивает традиционно 2 теории: теорию социальных структур, теорию социального развития, изучающую изменения развития, а в последнее время и теорию социального поведения индивидов, теорию поведения общностей, кот. изучает закономерности поведения толпы и больших масс людей.

- отраслевая.