Вопрос 2 Стадии правоприменительной деятельности.

Правоприменение – специфическая деятельность управомоченных лиц и органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесению индивидуально-правовых актов (актов применения права). От первых трех форм реализации права правоприменение отличается тем, что реализовывать право могут только специально управомоченные лица.

Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс. Он складывается из ряда самостоятельных разнохарактерных и взаимосвязанных действий, имеет начало и окончание. Правоприменительный процесс обусловлен двойственной юридической природой: с одной стороны, направлен на реализацию норм материального права; с другой – опосредован нормами процедрно-процессуального права. С Юридической стороны представляет собой единый правоприменительный комплекс.

В юр литературе нет единого мнения по поводу количества стадий правоприменения. Наиболее убедительной представляется точка зрения о 3 стадиях:

1. Установление фактической основы дела – установление и анализ фактических обстоятельств дела, необходимых в дальнейшем для разрешения дела. Устанавливаются толкьо те факты и обстоятельства, еоторые предусмотерны нормой права и являются юридически значимыми. (выслушиваются показания, объяснения участников процесса, исследуются показания, оглашаются материалы дела).

2. Установление юридической основы дела (юр. квалификация) – соотнесение правовой модели с реальной жизненной ситуацией. На данной стадии правоприменитель должен убедиться в том, что текст нормы не изменен, что сама она не отменена, также должен отыскать акт толкования права и самому истолковать норму.

3.Принятие решения по делу (издание правоприменительного акта) – окончательный этап, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Правоприменительный акт- официальное решение компетентного органа по конкретному юр делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. (Сходство с н.а.: оба эти документа имеют властный характер и содержат предписание; Различия: н.а. – абстрактная модель поведения, а правоприменительный акт разрешает конкретную ситуацию; н.а. обращен к неопределенному адресату, правоприменительный акт обозначает конкретного адресата предписания).