Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость перевозок

Планирование затрат автотранспортного предприятия

Вопросы для контроля

1. Что представляет собой производительность труда? Как она измеряется?

2. Что понимается под заработной платой работника? Чем отличается реальная заработная плата от номинальной?

3. В чем состоит назначение доплат и компенсаций? Какие элементы денежных выплат к ним можно отнести?

4. Как можно рассчитать потребность персонала по категориям?

5. Какие выплаты планируются в составе фонда заработной платы?

6. Назвать категории персонала АТП. Как планируется их численность?

 

Основной задачей деятельности предприятия является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Любая производственная деятельность в рыночных условиях эффективна лишь в том случае, когда стоимость произведенного конечного продукта будет больше стоимости исходных ресурсов или факторов, затраченных на производство и сбыт. И основная цель предприятия состоит в максимизации этой разности. При этом существуют объективные экономические критерии, задающие оптимальные размеры выпуска товаров и услуг при существующих ограничениях ресурсов, которые в полной мере следует учитывать в процессе планирования.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг. Все затраты ресурсов представляют собой альтернативные или вмененные издержки. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей в максимизации планируемых и фактических доходов. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой применение ресурсов в лучшем из других способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими.

В процессе планирования следует отличать экономические издержки от бухгалтерских. Издержки, определяемые бухгалтерами, не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. Бухгалтерские издержки включают только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретенные ресурсы. Примером неявных издержек может служить альтернативная стоимость услуг труда руководителя – собственника предприятия, земли и т.д.

Для определения экономических издержек предприятия необходимо к бухгалтерским затратам добавить величину неявных расходов. Степень различия между экономическими и бухгалтерскими издержками зависит от объема и видов ресурсов, предоставленных предприятию её владельцами.

Для расчета величины себестоимости перевозок на стадии планирования требуется определить все затраты, которые будет нести предприятие при перевозке грузов или пассажиров.

Планирование затрат автотранспортного предприятия осуществляется в соответствии с отраслевой «Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» от 24.06.03 № 153.

На автотранспортных предприятиях планированию подлежат следующие затраты (расходы):

- расходы по обычным видам деятельности (перевозки). Величина этих расходов планируется исходя из задач, решение которых обеспечивает: реализацию процесса перевозок; содержание, ремонт и техническое обслуживание автомобилей и других основных фондов автотранспортного предприятия; приобретение производственных запасов. В этой группе расходов определяются также плановые расходы на страхование, научные разработки и др.;

- совокупность плановых операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов автотранспортного предприятия.

Расходы пред­приятия по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия составляют себестоимость продукции. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет со­бой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энер­гии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Все затраты, связанные с производством транспортной продукции, классифицируют по экономическому и производственному признакам.

Сгруппированные по экономическому признаку затраты образуют элементы, на основе которых составляют сметузатрат. Группировка затрат по экономическим элементам предусматривает их объединение по признакам однородности независимо от того, где и на что они произведены. При определении плановой величины расходов по обычным видам деятельности автотранспортного предприятия их группируют в следующие элементы затрат:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

В состав планируемого экономического элемента Материальные затратывходит стоимость израсходованных в процессе производства работ и услуг различного рода топливно-энергетических ресурсов и материалов, запасных частей для ремонта, технического обслуживания подвижного состава, автомобильных шин и оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других средств труда, не относимых к основным фондам.

В элементе Затраты на оплату труда планируются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим, руководителям, специалистам и другим служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, занятых в основной деятельности.

Планирование затрат по элементу «Отчисления на социальные нужды» осуществляется в соответствии с нормами, установленными в законодательных актах, пропорционально сумме начисленной заработной платы всем категориям работников автотранспортных предприятий.

Сумма расходов по экономическому элементу Амортизация основных фондов в автотранспортных предприятиях учитывает величину амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленную исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, с применением в необходимых случаях методов ускоренной амортизации активной части основных фондов. Кроме названных затрат, планируется амортизация по объектам основных фондов, сданных автотранспортным предприятием в аренду.

Планирование расходов по комплексному элементу “Прочие затраты” осуществляется по всем затратам, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных выше элементов:

- налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования);

- отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления;

- платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, отчисления в специальные внебюджетные фонды и другие обязательные платежи;

- вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, оплата работ по сертификации продукции;

- затраты на платежи по страхованию имущества организации;

- затраты на командировки по установленным законодательством нормам, оплата услуг связи, представительские и другие денежные расходы.

Группировка затрат по экономическим элементам является единой для всех отраслей народного хозяйства и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, состав и структуру общих расходов.

Представление затрат в виде сметы по перечисленным выше элементам используется при составлении баланса предприятия и при организации деятельности отдельных служб. Группировка затрат по элементам осуществляется при расчете налогооблагаемой прибыли.

Кроме расходов по обычной деятельности, как было отмечено выше, планируются операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

К операционным расходам автотранспортного предприятия относятся следующие расходы: сопутствующие продаже или списанию автомобилей и других основных средств, связанных с кредитованием предприятия (плата за пользованием кредитами банка и др.) и с участием в уставных капиталах других предприятий и др.

Внереализационные расходы предприятия – это пени, штрафы и неустойки за нарушение условий договоров на перевозку; компенсация за использование личных автомобилей для служебных поездок; суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок давности; средства, перечисляемые профсоюзным организациям и др.

Для определения себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции. Классификация затрат по статьям калькуляции осуществляется по месту их возникновения и назначению (по производственному признаку). Конкретный перечень статей калькуляции зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

На автомобильном транспорте при учете и калькулировании себестоимости перевозок (работ, услуг) выделяют и отдельно планируют следующие статьи затрат:

а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:

- заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых) и кондукторов автобусов с единым социальным налогом (ЕСН);

- автомобильное топливо;

- смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

- износ и ремонт автомобильных шин;

- техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава;

- амортизация подвижного состава;

б) общехозяйственные расходы.

В статью Заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов входят: все виды заработной платы этой категории работающих за работу на линии, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок в соответствии с принятыми на предприятиях системами оплаты труда, а также компенсационные и стимулирующие надбавки и доплаты; денежные премии в соответствии с действующими положениями о премировании рабочих за результаты хозяйственной деятельности.

В статье Автомобильное топливо планируются затраты на все виды топлива, расходуемого автотранспортными предприятиями для выполнения перевозок, по отпускным ценам (бензин, дизельное топливо, сжатый и сжиженный газ), включая транспортно-заготовительные расходы.

В статье Смазочные и прочие эксплуатационные материалы планируются затраты на все виды масел, смазок, а также обтирочные и другие материалы, применяемые при эксплуатации подвижного состава.

В статье Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подвижного состава учитываются затраты на все виды технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) и ремонта (текущего и капитального) автомобилей и прицепов своими силами и оплату услуг по этим видам технических воздействий, выполненными сторонними организациями.

При выполнении ремонта и технического обслуживания собственными силами в данную статью включаются:

- заработная плата ремонтных рабочих и водителей, занятых на проведении технического обслуживания и ремонта с премиями и ЕСН;

- стоимость запасных частей и материалов;

- амортизационные отчисления по соответствующим основным производственным фондам.

При образовании на автотранспортном предприятии ремонтного фонда фактические и плановые затраты, связанные с проведением и оплатой работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, относятся на ремонтный фонд в размерах, определяемых нормативом отчислений от балансовой стоимости подвижного состава.

При выполнении работ, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием на специализированных предприятиях (сторонними организациями), расходы по данной статье слагаются из сумм счетов за выполненные работы.

В составе статьи Износ и ремонт автомобильных шин планируются следующие расходы:

- заработная плата с премиями рабочим в случае ремонта шин силами автотранспортного предприятия;

- затраты по снятию и установке шин на колеса автомобилей;

- транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческо-сбытовым организациям;

- на ремонт шин, проводимый на шиноремонтных заводах при предъявлении ими счетов.

В статье Амортизация подвижного состава планируются затраты, отнесенные к элементу затрат “Амортизация основных фондов” в части собственного и арендованного подвижного состава.

В статье Общехозяйственные расходы (накладные расходы) учитываются:

- затраты на содержание аппарата управления, включающие основную и дополнительную заработную плату административно-управленческого и обслуживающего персонала с премиями по действующим системам премирования; расходы на разъезды и служебные командировки работников аппарата управления; на связь; на содержание, ремонт и амортизацию зданий, сооружений, инвентаря административно-управленческого характера; на содержание ВОХР; на канцелярские и типографские принадлежности; прочие расходы;

- общепроизводственные затраты (заработная плата вспомогательных рабочих; расходы на текущий ремонт станочного и другого оборудования; расходы по охране труда и технике безопасности; на подготовку и повышение квалификации кадров; по совершенствованию производства; ремонт и обслуживание основных производственных фондов, за исключением подвижного состава; на водоснабжение; топливо и энергию для технологических нужд; на содержание автомобилей хозяйственного и технического назначения; расходы на рекламу; уплату процентов по краткосрочным кредитам; арендную плату; оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг; затраты на противопожарные мероприятия, оперативно-диспетчерскую связь и др.);

- сборы и отчисления (страхование имущества, оплата технических осмотров автомобилей, оплата стоимости номерных знаков, местные регистрационные сборы и прочие местные сборы, уплачиваемые предприятием при выполнении перевозок и оказании других транспортно-экспедиционных услуг и др.);

- непроизводительные затраты, включающие: оплату простоев рабочих из-за отсутствия топлива, запасных частей, шин, бездорожья и др.; недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли; возмещение ущерба в случае причиненного увечья, травмы работников, пособия в связи с производственным травматизмом и др.

При планировании себестоимости продукции принято классифицировать калькуляционные статьи затрат по следующим признакам:

1) по способу отнесения на себестоимость единицы продукции – прямые и косвенные;

2) по характеру зависимости от объемов производства – переменные и постоянные;

3) по составу (степени однородности) – простые и комплексные;

4) по степени участия в производственном процессе – основные и накладные.

Прямые – непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно-экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности (статьи затрат с 1 по 6). Косвенные затраты (по статье “Общехозяйственные расходы”) распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат, отнесенных на каждый из этих видов.

К переменным относятся затраты, изменяющиеся пропорционально объему производства. На автомобильном транспорте к переменным затратам относятся те, которые изменяются с изменением общего пробега подвижного состава. К ним могут быть отнесены следующие затраты: топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава (если амортизация начислена с учетом пробега подвижного состава).

К постоянным (условно-постоянным) относятся расходы, которые остаются стабильными при изменении объема производства продукции (общего пробега подвижного состава): общехозяйственные расходы, амортизационные отчисления по подвижному составу (если амортизация начислена с учетом срока службы).

Затраты на заработную плату водителей выделяют в отдельную статью, так как они при сдельной форме оплаты труда зависят от пробега подвижного состава и не зависят при повременной форме.

Простыми называют затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и др. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов: общехозяйственные расходы, затраты на ТО и Р подвижного состава и др.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства (процессом перевозок): заработная плата водителей, топливо, шины, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, ТО и Р подвижного состава, амортизация подвижного состава.

Накладные расходы – это затраты, связанные с организацией, обслуживанием производства и управлением им. К ним относятся общехозяйственные расходы.

Калькуляция себестоимости перевозок предполагает расчет суммарных затрат, приходящихся на единицу перевозок того или иного вида. Основными калькуляционными единицами принимают:

- 10 ткм при сдельной форме оплаты перевозок;

- 10 автомобиле-часов (10 АЧр) при повременной форме оплаты перевозок;

- 10 пасс-км при перевозках пассажиров в автобусах;

- 10 пл. км при перевозках автомобилями-такси.

Себестоимость единицы транспортной работы Si равна отношению общей суммы затрат на транспортную работу Собщi к общему объему транспортной работы Рi, т.е.

.

В практической деятельности АТП применяется метод укрупненного расчета себестоимости перевозок по группе переменных и условно- постоянных расходов. В этом случае общую сумму расходов по тому или иному виду перевозок рассчитывают по формуле

 

Собщ = Спер i Lобщ i + Спост i АЧ р i + ФЗПвод i,

 

где Спер i – переменные расходы, приходящиеся на 1 км общего пробега автомобилей при выполнении i – го вида перевозок, руб.;

Lобщ i – общий пробег автомобилей при выполнении i – го вида перевозок, км;

Спост i – условно-постоянные расходы, приходящиеся на 1 ч работы автомобилей при выполнении i – го вида перевозок, руб.;

АЧ р i – количество автомобиле- часов работы при выполнении i – го вида перевозок;

ФЗПвод i – фонд заработной платы водителей с ЕСН по i – му виду перевозок, руб.

В этом случае себестоимость 10 единиц транспортной работы i – го вида перевозок определяется по формуле

 

.

 

Показатель затрат на 1 руб. общего объема доходов является себестоимостью обезличенной единицы продукции и может служить измерителем эффективности производственных затрат по отдельному предприятию и отрасли в целом. Показатель затрат на 1 руб. доходов (Sд) исчисляется по формуле

,

где Собщ – затраты;

Д – общий объем доходов.

Правильное определение себестоимости перевозок важно не только потому, что себестоимость продукции является итоговым показателем, отражающим затраты живого и овеществленного труда на производство транспортных услуг, но и потому, что ее уровень является одним из главных показателей эффективности транспортных услуг.

Себестоимость перевозок следует рассматривать как синтетический показатель, на уровень которого влияет объем выполненной транспортной работы, ритмичность ее выполнения, уровень производительности труда, степень использования рабочего времени, правильность расходования фондов заработной платы, запасных частей, топлива, эксплуатационных материалов, степень использования элементов основного капитала, повышение уровня технической оснащенности и др.