Предпринимательские способности руководства предприятия.
Стратегическое планирование – это процесс определения стратегии автотранспортного предприятия путем анализа его стратегических позиций на рынке автотранспортных услуг, исследования факторов внутренней и внешней среды и разработке действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации его конкурентных преимуществ.
Стратегия предприятия – это общее перспективное направление развития, связанное с достижением долгосрочных целей предприятия, в рамках которого происходит принятие управленческих решений. Стратегия служит инструментом выполнения миссии, достижения цели предприятия, предписывающим, определяющим формы и способы деятельности, путь к достижению цели. Стратегия является основой для формирования порядка распределения ресурсов между сферами деятельности предприятия.
Вопросы для контроля
1. Что представляет собой планирование в условиях рыночной экономики?
2. Какие существуют принципы планирования?
3. Назвать виды внутрифирменного планирования на предприятии.
4. Какие основные стадии можно выделить в процессе планирования?
5. Назвать основные разделы бизнес-плана и дать им характеристику.
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование явилось важной предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на предприятиях автомобильного транспорта.
Слово «стратегия» пришло в современную теорию управления из военной науки (stratos – войска и ago – веду). В военной области стратегия определяется исходя из цели, заданной сверху, и состоит в определении путей ее достижения.
Наличие долгосрочной стратегии функционирования позволяет транспортному предприятию принимать целенаправленные решения в текущей деятельности.
Стратегическое планирование представляется единственным способом осознания существующих и будущих проблем, формального прогнозирования развития ситуации и обоснования прибыльных стратегий фукционирования автотранспортных предприятий на основе оценки их потенциальных возможностей.
На процесс стратегического планирования автотранспортного предприятия влияют как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним факторам относятся:
- характер системы управления транспортным процессом;
- наличие конкурентоспособных факторов транспортного процесса;
- затраты и своевременность доставки грузов;
- качество доставки грузов;
- возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
К внешним факторам относятся:
- соотношение тарифных показателей транспортной услуги конкурентов;
- преимущества и недостатки технической характеристики транспортной услуги конкурентов;
- преимущества и недостатки маркетинговой политики конкурентов;
- удаленность клиентуры;
- платежеспособность клиентуры;
- степень прогрессивности клиентуры;
- налоговая система;
- уровень тарифов;
- лицензирование;