Принципы планирования деятельности предприятия
Цель, задачи и сущность планирования
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Планирование служит началом целенаправленной экономической деятельности предприятия в процессе производства и потребления материальных благ.
Эффективное управление автотранспортным предприятием возможно только на основе планирования его работы с целью обеспечения сбалансированности и взаимосвязи всех элементов предприятия для достижения основной цели деятельности.
Планирование – это важнейшая функция процесса управления производством на автомобильном транспорте, приводящая возможности предприятия в соответствие с условиями рынка.
Цель планирования на предприятии – разработка и построение системы планов автотранспортного предприятия, направленных на удовлетворение спроса потребителей и получение достаточной и стабильной прибыли от результатов его хозяйственной деятельности в течение длительного времени.
Данная цель достигается решением комплекса задач:
- формирование и корректировка производственной программы автотранспортного предприятия с учетом изменяющейся рыночной среды и запросов потребителей;
- налаживание взаимоотношений с субъектами рынка, обеспечивающими эффективность деятельности предприятия;
- реализация возможностей повышения качества транспортных услуг и конкурентоспособности предприятия;
- обеспечение производственного процесса необходимыми видами ресурсов;
- применение эффективных технологий организации перевозочного процесса и ТО и Р автомобилей;
- реализация возможностей роста трудового потенциала предприятия;
- улучшение финансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия путем эффективного использования имеющихся ресурсов.
Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития предприятия и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем эффективных результатов.
Планирование как процесс практической деятельности включает три основных этапа:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.
Таким образом, планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором.
Планирование – один из экономических методов управления. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства. При разработке сводного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо обеспечить соблюдение определенных принципов и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей.
Принципы планирования – это основные теоретические положения, которыми руководствуются при формировании, обосновании и организации разработки планов предприятия.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.
В современной отечественной науке и практике планирования широко известны следующие принципы: системность, целенаправленность, комплексность, эффективность, научность, сбалансированность, приоритетность и др. Характеристика основных принципов представлена в табл.1.
Таблица 1.1
Основные принципы планирования
Название принципа | Характеристика |
1. Принцип необходимости | Данный принцип означает обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Отсутствие плана связано с ошибочными действиями, которые ведут к снижению эффективности функционирования предприятия. Соблюдение принципа необходимости соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ресурсов предприятия. |
Продолжение табл. 1.1
2. Принцип единства | Принцип единства предполагает разработку общего плана социально-экономического развития предприятия наряду с планами производства, материально технического обеспечения, себестоимости и другими. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. |
3. Принцип непрерывности | Принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно, без остановки. Непрерывность планирования предполагает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а затем к оперативным, а также взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами. В условиях изменяющейся внешней и внутренней среды появляется возможность постоянного контроля, анализа и модификации планов. Данный принцип позволяет сблизить фактические показатели с плановыми. |
4. Принцип гибкости | Принцип гибкости предполагает возможность корректировки и уточнения плановых показателей в связи с изменяющимися рыночными условиями, изменениями в области техники и технологии. |
5. Принцип точности | Планы должны составляться с такой точностью, которой желает достичь предприятие с учетом его финансового положения. Степень точности планов при краткосрочном и оперативном планировании должна быть более высокая, при стратегическом планировании можно ограничиться выбором общей цели и составлением приближенных расчетов. |
6. Принцип комплексности | Данный принцип гласит, что принимаемые плановые и управленческие решения должны быть комплексными, обеспечивающими учет изменений в отдельных объектах и в конечных результатах деятельности предприятия. Изменение хотя бы одного из факторов (уровень развития техники, использование имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применяемая система мотивации труда и др.) приводит, как правило, к соответствующему изменению других экономических показателей. |
7. Принцип эффективности | Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который обеспечивает при имеющихся ресурсах получение наибольшего экономического эффекта. Оценить эффект в процессе планирования можно, сравнив ожидаемые показатели с заранее выбранной целью, установленным нормативом доходности и другими сравнительными данными. |
8. Принцип оптимальности | Данный принцип говорит о необходимости выбора лучшего варианта на всех этапах планирования из всех возможных. В качестве критерия оптимальности может быть: минимальная трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты. |
Продолжение табл. 1.1
9. Принцип участия | Принцип участия оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Сотрудники предприятия должны производительно участвовать в процессе планирования, для этого они должны иметь необходимые профессиональные знания, должны быть соответствующим образом мотивированы. |
10. Принцип координации | Принцип координации гласит, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать одновременно и во взаимозависимости с другими. Неважно, где возникают проблемы, решать их следует совместно с остальными. |
Таковы важнейшие принципы осуществления плановой деятельности на предприятии, в том числе автотранспортном. Их использование позволяет определить производственные возможности предприятия, улучшить эффективность производственно-хозяйственной деятельности с оптимальным использованием всех имеющихся ресурсов.