Бюджетное устройство и бюджетная система Украины.
Государственный и местные бюджеты составляют бюджетную систему.
Бюджетная система Украины – это совокупность государственного и местного бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права.
Бюджетная система Украины состоит из государственного и местных бюджетов.
Местными бюджетами являются бюджет Автономной Республики Крым, областные и районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.
Сводный бюджет является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства. Сводный бюджет включает Государственный бюджет Украины, сводный бюджет АРК, сводные бюджеты областей, бюджеты городов Киева и Севастополя.
Сводный бюджет АРК включает показатели бюджета АРК, бюджетов ее районов и городов республиканского значения.
Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и городов областного значения этой области.
Основным документом, который регулирует бюджетные отношения является Бюджетный кодекс Украины. Он вводит общепринятую бюджетную терминологию, дает точное определение важным государственным понятиям и характеристику разных бюджетных полномочий. Кодекс внедряет систему единых процедур для принятия решения всеми участниками бюджетного процесса и определяет основные принципы бюджетной системы Украины:
1) принцип единства бюджетной системы Украины;
2) принцип сбалансированности бюджетов;
3) принцип самостоятельности бюджетов;
4) принцип полноты включения в состав бюджетов всех доходов и расходов;
5) принцип обоснованности расчетов формирования бюджетов;
6) принцип эффективности составления и исполнения бюджетов;
7) принцип субсидиарности;
8) принцип целевого использования бюджетных средств;
9) принцип справедливости и непредубежденности распределения общественных благ;
10) принцип публичности и прозрачности бюджетов;
11) принцип ответственности участников бюджетного процесса.
Бюджетный кодекс Украины также определяет систему межбюджетных отношений на основе дальнейшей децентрализации функций и полномочий между разными уровнями органов власти и приближение общественных услуг к месту их непосредственного потребления, усиление роли местного самоуправления через проведение прозрачной и стабильной системы взаимоотношений между государственным и местными бюджетами.
Межбюджетные отношения– это отношения между государством, АРК и местным самоуправлением относительно обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения функций предусмотренных Конституцией Украины (ст.81).
Виды расходов на осуществление полномочий:
1) расходы, которые не могут быть переданы для исполнения АРК и местному самоуправлению;
2) расходы, которые определяются функциями государства и могут быть переданы для исполнения АРК и местному самоуправлению с целью обеспечения наиболее эффективного их выполнения на основе принципа субсидиарности;
3) расходы направленные на реализацию прав и обязанностей АРК и местного самоуправления, которые имеют местный характер и определены законами Украины.
Источники осуществления расходов: средства Государственного бюджета, средства местных бюджетов, в том числе трансфертов госбюджета.
Трансферты – это средства, полученные от других органов государственной власти, АРК, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозвратной основе.
Основная задача трансфертов – решение проблемы вертикальной несбалансированности.
Основными критериями эффективности системы трансфертов являются:
1) способность обеспечить местные органы власти ресурсами, достаточными для выполнения возложенных на них обязательств;
2) обеспечение достаточных налогов и сборов местными органам власти;
3) степень обеспечения справедливости распределения финансовых ресурсов
Таким образом, межбюджетные отношения являются важным элементом бюджетного процесса.