Основы формирования коллектива
Лекция 6. Основы формирования коллектива и организации трудовых процессов
Роль кадрового планированиявозрастает в связи с развитием НТП, что обусловлено удлинением сроков подготовки специалистов, повышением доли квалифицированных работников и т. д.
Кадровое планирование включает:
- планирование потребности в кадрах;
- планирование привлечения или сокращения персонала;
- планирование использования кадров;
- планирование развития кадров;
- планирование фонда оплаты труда.
Рассматривается как внутренний рынок труда (коллектив данного предприятия) (плюсы - незначительные затраты, знание претендентом своего предприятия и т.д., минусы - сокращение возможностей для выбора и др.), так и внешний по отношению к предприятию.
Существуют различные методы сбора информации для отбора: собеседование, испытание, тестирование и др. Для работающих сотрудников проводится аттестация.
Численность рабочих, необходимых для выполнения планируемого объема работ, можно рассчитать по формуле:
где Чрij - численность работников i-й группы, выполняющих j-й вид работы;
Рj - количество единиц работы j-ro вида;
Нij - норма трудоемкости единицы работы j-гo вида, выполняемой работниками i-й группы;
Фij - плановый фонд рабочего времени одного работника i-й группы за анализируемый период, выполняющего j-й вид работы.
Расчетная численность работников i-й группы, обслуживающих j-й объект, определяется по формуле:
где Чij - расчетная численность работников i-й группы, обслуживающих j-й объект;
Nij - количество j-x объектов, обслуживаемых работниками i-й группы (в штуках, м2 и т. п.);
Ноij - норма обслуживания j-гo объекта (в штуках, м2 и т. п.) одним работником i-й группы (с учетом технологических перерывов).
Работоспособный коллектив должен иметь оптимальный размер. Чем больше людей, тем сложнее им общаться друг с другом и достигать согласия по ключевым вопросам. Поэтому большие группы почти неизбежно дробятся на малые численностью около 5 человек.
Важная черта здорового коллектива - четкость целей.Каждый должен представлять, к каким результатам надо стремиться, понимать и разделять цели коллектива. Тогда люди будут искать компромисс между личными и коллективными интересами, чтобы, удовлетворив свои потребности, внести вклад в общее дело.
На результативность коллектива влияет также выполнение определенных норм и стандартов поведения: честность, компетентность, профессионализм,этические нормы и др. Приветствуются и неформальные контакты.
Важное значение в обеспечении эффективности работы коллектива имеет сохранение в нем нормального морально-психологического климата, который подразумевает:
- доверие и требовательность членов группы друг к другу;
- ответственность за состояние дел в группе каждым из ее членов;
- доброжелательную и деловую критику;
- свободное выражение собственного мнения;
- отсутствие давления руководителей на подчиненных;
- информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел и пр.
Следует обоснованно подойти к группировке баланса времени по функциям:
- обдумывание проблем и выработка решений;
- прогнозирование и планирование деятельности на перспективу;
- краткосрочное планирование;
- постановка задач, подготовка совещаний;
- руководство людьми (распределение заданий, инструктаж, консультирование, оценка деятельности, разрешение конфликтов и т. д.);
- администрирование (подготовка и издание приказов, распределение документов, чтение почты и т. д.);
- внешние коммуникации (переговоры, участие в конференциях,
инспекции, обмен опытом);
- контроль и мотивация.
Известный немецкий специалист в области менеджмента Л. Зайверт рекомендует придерживаться следующих правил планирования рабочего времени.
1. Охватить планом лишь 60%рабочего дня, оставляя 20 % на решение непредвиденных проблем и 20%-на творческую деятельность, в т.ч. на повышение квалификации.
2. Тщательно документировать и контролировать расход времени,
чтобы иметь о нем четкое представление. Лучше определять будущие потребности во времени и правильно распределять его.
3. Распределять все задачи в предстоящем периоде на долго-, средне- и краткосрочные и устанавливать приоритет действий по их решению.
4. Всегда последовательно доводить до конца начатое дело.
5. Планировать только такой объем задач, с которым можно реально справиться.
6. Составлять гибкие планы.
7. Стремиться сразу же восполнить потери времени и не откладывать это на потом, когда резервов уже не останется.
8. Использовать для планирования времени специальные бланки
и карточки.
9. Переносить невыполненные задачи автоматически в планы следующего периода.
10.Фиксировать в планах не только сами действия, но и ожидаемые
результаты.
11.Задавать точные временные нормы и предусматривать на то или
иное дело ровно столько времени, сколько оно действительно требует.
12.Устанавливать точные сроки для всех видов работ, чему в значительной мере способствует самодисциплина.
13.Точно определять приоритеты в делах.
14.Отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел.
15.Определять, какую работу выполнить лично, а какую можно поручить другим.
16.Резервировать время для непредвиденных работ.
17.Постоянно пересматривать и корректировать планы с точки зрения полной реализации задач.
18.Планировать использование личного времени.
19.Резервировать длительные непрерывные периоды времени для
решения важных задач и короткие - для мелких вопросов.
20.Отводить в планах время для творческой работы и повышения
квалификации.
21.Планировать осуществление рутинных функций: обход фирмы,
чтение документов и т. п.
22.Следить за тем, чтобы на непродуктивную деятельность уходило
как можно меньше времени.
23.Стараться планировать альтернативно и искать лучший путь.
24.Вносить разнообразие в деятельность, чередовать долгосрочные
и краткосрочные работы, индивидуальный и совместный труд.
25.Согласовывать свои планы с коллегами.
Поправилу Парето, концентрация 20% времени на наиболее важных проблемах может привести к получению 80% результатов, остальные 80% времени обеспечивают лишь оставшиеся 20% результатов.
Для определения значимости задач важен принцип Д. Эйзенхауэра, который подразделял задачипо их важности и срочности на задачи А, В и С:
- задачи А (очень важные и срочные) - выполнять немедленно;
- задачи В (важные и несрочные) - определять, в какие сроки их следует выполнять;
- задачи С (менее важные, но срочные) - делегировать.
Дела, которые не являются ни важными, ни срочными, не должны отвлекать внимание руководителя.