Формы организации обучения дошкольников конструированию

 

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи пред­ложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие — либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации — почти никогда педагогами не используются.

Рассмотрим кратко все известные формы организации обуче­ния детскому конструированию.

Конструирование по образцу,разработанное Ф.Фребелем, зак­лючается в том, что детям предлагают образцы построек, выпол­ненных из деталей строительного материала и конструкторов, по­делок из бумаги и т.п., и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

В данной форме обучения обеспечивается пря­мая передача детям готовых знаний, способов действий, осно­ванная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Вместе с тем, в уникальном исследовании Н.Н.Ладыгиной-Коте, в основе которого лежало экспериментальное сравнитель­ное изучение подражательного конструирования из геометричес­ких фигур у шимпанзе и мальчиков 3-4 лет, среди преимуществ деятельности детей отмечены два, наиболее важных с нашей точ­ки зрения.

Первое: дети в этом возрасте (четыре года) могли наделять одну и ту же сделанную ими фигуру разными значения­ми (самолет, башня, пуля, бутылка и т.д.), что, по мнению авто­ра, является выражением способности к обобщению и символи­зации.

Второе: дети тяготились конструированием по образцу и стремились к самостоятельному творчеству, пытались сконструи­ровать что-то свое (что совсем отсутствовало у обезьян).

Как показали исследования А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, В.Г.Нечаевой и др., посвященные анализу кон­струирования из строительного материала, использование образ­цов — это необходимый и важный этап обучения, в ходе кото­рого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять про­странство для постройки, аккуратно соединять детали, делать пе­рекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образ­цов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, устано­вить их пространственное расположение, выделить отдельные де­тали в этих частях и т.д. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между час­тями объекта, установлению функционального назначения каж­дой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций (Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков).

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на под­бор и целесообразное использование деталей, рекомендуется при­менять в качестве образца рисунки, фотографии, чертежи, отображающие общий вид постройки (Ф.В.Изотова); а также конструк­ции из строительного материала с отсутствующими некоторыми необходимыми деталями, которые следует заменить имеющимися (А.Н.Давидчук).

Кроме того, детям предлагаются задания на преобразо­вание образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую построй­ку путем преобразования предыдущей: например, диван перестро­ить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора (Ф.Фребель).

Трудности деятельности, обеспечивающей «перетекание» од­ной целостности в другую средствами конструирования только из деталей конструкторов, являются для дошкольников непрео­долимыми. Такой характер деятельности может быть обеспечен специально сконструированными объектами, позволяющими путем изменения пространственного положения скрепленных между собой частей получать разные целостности. К ним отно­сится, например, разработанная Н.Н.Поддьяковым игрушка «Дрон».

Таким образом, конструирование по образцу, в основе кото­рого лежит подражательная деятельность, является важным обу­чающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечиваю­щие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели(А.Н. Миренова и А.Р.Лурия) за­ключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обкле­енная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроиз­вести из имеющегося у них строительного материала. Таким обра­зом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают спо­соба ее решения.

И, как показало исследование А.Р.Лурии, постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.

Однако, на наш взгляд, такой анализ обеспечивает поиск, на­правленный на передачу только внешнего сходства с моделью без установления зависимости между ее частями, а также функцио­нального назначения как отдельных частей, так и конструкции в целом, поскольку структурные составляющие от ребенка скрыты.

Для наиболее эффективного использования моделей в конструи­ровании, как оказалось, следует предложить детям сначала осво­ить различные конструкции одного и того же объекта, выражен­ного в модели.

На основе их анализа (выделение основных частей, их пространственного расположения, функционального назначе­ния и т.п.) у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте (например, у всех конструкций грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса и др., которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического на­значения). Эти обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, оказывает положи­тельное влияние не только на развитие конструирования как дея­тельности, но и на развитие аналитического и образного мышле­ния детей.

Заметим, что конструирование по модели является усложнен­ной разновидностью конструирования по образцу. Однако оно, к сожалению, не получило своего распространения, по-видимому, из-за того, что готовых объемных моделей не существует, а обклеивание конструкций является очень непрактичной процедурой.

Конструирование по условиям,предложенное Н.Н.Поддьяко­вым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и спо­собов ее возведения, определяют лишь условия, которым пост­ройка должна соответствовать и которые, как правило, подчер­кивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п.).

Задачи конструи­рования в данном случае выражаются через условия и носят про­блемный характер, поскольку способов их решения не дается.

В процессе такого конструирования у детей формируется уме­ние анализировать условия и на основе этого анализа строить прак­тическую деятельность достаточно сложной структуры.

Дети так­же легко и прочно усваивают зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем могут сами — на основе установления такой зависимости — определять конкрет­ные условия, которым будет соответствовать их постройка, созда­вать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу.

Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования (А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Н.Н. Под­дьяков).

Однако для этого дети должны иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по струк­туре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт фор­мируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в про­цессе экспериментирования с разными материалами (Л.А.Пара­монова).

Отметим, что данная форма традиционно относится к конст­руированию из строительного материала. Однако, как мы убеди­лись, она может успешно использоваться и в других его видах (конструирование из деталей конструкторов, из природного ма­териала и др.) в целях развития творчества (Л.А. Парамонова).

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемамбыло разработано С.Леоном Лоренсо и В.В.Холмовской. Они от­мечают, что моделирующий характер самой деятельности, в ко­торой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.

Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, прак­тическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Вместе с тем, дети, как правило, испытывают трудности в вы­делении плоскостных проекций объемных геометрических тел (де­тали строительного материала). Для их преодоления были специ­ально разработаны шаблоны (В.В.Брофман), которые дети ис­пользовали для построения наглядных моделей (чертежи), отра­жающих их конструктивные замыслы.

В результате такого обучения у детей развиваются образное мыш­ление и познавательные способности, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов. Однако, как показали наши исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим (Л.А.Парамо­нова, И.Ю. Пашилите).

Конструирование по замыслу,по сравнению с конструировани­ем по образцу, обладает большими возможностями для разверты­вания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и ча­сто меняются в процессе деятельности.

Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творче­ский процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами кон­струирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по об­разцу и по условиям.

Иначе говоря, конструирование по замыслу неявляется средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельнос­ти и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок и т.п.).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («Птицы», «Город» и т.п.), и они сами создают за­мыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и спо­собы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практи­ке форма конструирования очень близка по своему характеру кон­струированию по замыслу — с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепле­ние знаний и умений, а также переключение детей на новую те­матику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Каркасное конструирование,предложенное Н.Н.Поддьяковым, предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строе­нию каркасом как центральным звеном постройки (его части, ха­рактер их взаимодействия) и последующую демонстрацию педа­гогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.

В результате дети легко усваивают общий прин­цип строения каркаса и учатся выделять особенности конструк­ции, исходя из каркаса.

В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, до­бавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные дета­ли. В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщен­ных способов конструирования, образного мышления.

Однако заметим, что организация такой формы конструирова­ния требует разработки специального конструкторского материа­ла, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы бу­дущих конструкций, соответствующих их замыслам, — и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты. И только не­ так давно появившийся у нас в стране немецкий конструктор «Квад­ро», представленный несколькими наборами, позволяет реализовывать в педагогической практике теоретическую идею Н.Н.Поддьякова.

Частично идея каркасного конструирования была реализована Л.А. Парамоновой и Г.В.Урадовских путем предъявления де­тям задач на достраивание заданной основы будущей конструк­ции. Однако, как оказалось, по мере развития воображения дети начинали использовать заданную конфигурацию не только как основу, но и как элемент своей конструкции. В этом случае сама идея каркасности исчезала.