История возникновения рекламы
Реклама
2.1 история возникновения рекламы
2.2 определения
2.3 закон
2.4 цели и задачи рекламы
2.5 функции рекламы
2.6 коммуникационные характеристики рекламы
2.7 роль и значение рекламы в современном обществе
2.7 классификация рекламы).
Жизнь современного человека без рекламы представить не возможно. Реклама — динамичная, быстро трансформирующаяся сфера человеческой деятельности. Уже многие столетия, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним. Характер рекламы, ее содержание и форма претерпевают кардинальные метаморфозы вместе с развитием производительных сил общества, сменой социально-экономических формаций. Глобальными факторами рекламной «диалектики» являются потребности производства, торговли и финансов, форма государственного правления, цели различных религиозных конфессий, политиков и простых граждан. Кроме всего прочего, реклама справедливо определяется как часть общечеловеческой культуры, которая развивается по своим внутренним законам.
Зарождение рекламы в Древнем мире
Развитие производственных и социальных отношений уже в древних цивилизациях вызывало необходимость передачи информации, предназначенной группам людей. Часть этой информации содержала элемент стимулирования, убеждения адресатов сообщений в необходимости осуществления определенных действий. Именно эти послания несли в себе сущностные черты современной рекламы и других средств продвижения, что позволило определить это направление коммуникаций как проторекламу.
Протореклама явилась первичной интегрированной формой коммерческих коммуникаций, которая объединяет первичные формы коммуникационных средств, получивших с течением времени свое самостоятельное развитие. В качестве элементов проторекламы мы можем выделить зародыши таких ныне развитых форм маркетинговых коммуникаций, как реклама (в том числе личностная, коммерческая, политическая и др.), прямой маркетинг, стимулирование сбыта, ярмарки, спонсорство и пр.
Самые древние торговцы налаживали связи со своими покупателями посредством прямых словесных обращений. Места продажи оглашались громкими и повторяющимися криками продавцов. Не случайно слово «реклама» происходит от латинского reclamare —возобновлять крик, снова кричать, звать, громко возражать.
По мере усиления потребности в расширении словесного (вербального) воздействия на потребителей эта информационная функция порождает институт глашатаев. Глашатай — специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товара нанимателя. Важным преимуществом пользования глашатайскими услугами явилась возможность удаленности источника устной проторекламы от места продажи. Другими словами, информацию о товаре можно было теперь получить не только в месте, где он продавался. Это значительно расширило границы устной коммуникации.
Глашатаи первоначально появились у древних египтян, а от них последовательно перенимались древними евреями, греками и римлянами. Эта профессия была настолько распространена и имела такой высокий общественный статус, что глашатайскими функциями наделяется даже древнеримский бог торговли Меркурий. Римский писатель Апулей (род. ок. 125 г.) в своем романе «Метаморфозы» («Золотой осел») описывает, как богиня любви Венера, желая найти бежавшую Психею, обращается к Меркурию: «...мне ничего не остается, как через твое глашатайство объявить всенародно, что за указания, где она находится, буден выдана награда...» Не замедлил Меркурий послушаться.
К указанным выше средствам вербальной коммуникации можно отнести передаваемую людьми «из уст в уста» информацию о тех или иных ремесленниках, торговцах, политических деятелях и т.д.
В целях выделения из среды конкурентов древние ремесленники и торговцы достаточно часто ставили свои фирменные знаки (клеймо) на продаваемые товары. Брэнд (переводится, как жечь, выжигать).
С этой же целью обособления предприниматели древности вводят фирменные названия своих предприятий. Так, гостиницы в древнеримских Помпеях носили названия: «У орла», «Под мечом», «У сестер» и др.
Если подводить некоторые итоги анализа формирования проторекламы в Древнем мире, то основными выводами могут быть:
1. Главным фактором, определившим формирование проторекламы как специфического вида общественных коммуникаций, стали потребности развития экономических, политических, общественных, межличностных отношений. Уровень этих отношений определил форму и содержание проторекламных посланий.
2. Первыми заказчиками проторекламы выступают мелкие купцы и • ремесленники (крупное производство попросту отсутствует), политики, представители духовенства, организаторы зрелищ и др. Это предопределило многообразие сфер применения проторекламы.
3. Основной целью проторекламных обращений стало информирование потенциальных потребителей. По мере развития конкуренции среди заказчиков проторекламы усиливается стимулирующая, увещевательная направленность посланий.
4. Среди используемых средств проторекламы заметно преобладание вербальных коммуникаций. Получает свое первоначальное развитие письменная, наружная реклама, а также коммуникации на месте продажи и ярмарки. Появляются первые элементы фирменного стиля.
Реклама в средние века (4–16 вв.)
Большое значение в процессе продвижения товаров и услуг на рынок имеют средневековые ярмарки: во Франции – Шампанская ярмарка, в Германии – Лейпцигская, в Италии – Миланская и др.
Самый большой прорыв в процессе формирования рекламы всего средневекового периода связан с изобретением Иоганном Гуттенбергом печатного станка в 1445 г.
Начинается интенсивное развитие печатной рекламы.
Во времена нового времени (с 17 в.) в Страсбурге в 1609 г. издается первая печатная газета «Страсбургская страсть» на немецком языке.
Рост потребностей в услугах рекламы не мог не привести к созданию организационных структур, специализирующихся на их оказании. Считается, что первым в мире рекламным агентством стало бюро Артура Горжа и Уолтера Кона, которое они основали в Лондоне в 1611 г.
Российская реклама в конце XX в.
Распад сверхдержавы под названием СССР совпал с глубокими, если не сказать кардинальными, изменениями всей общественно-политической системы страны. Фактически в это время происходил самый острый этап перехода от социалистической централизованно планируемой экономики — к рыночной. В политической сфере на смену авторитарной системе государственной власти пришла еще несформировавшаяся молодая демократия.
Несмотря на то, что России при распаде Советского Союза досталась наиболее развитая часть советского рекламного хозяйства, общий уровень его развития по некоторым показателям отставал от передового зарубежного уровня на несколько десятков лет.
2.2 Определения понятия «реклама»
Одно из центральных мест в комплексе продвижения товаров и услуг на рынок занимает реклама (англ. Advertising, амер. сленг — аd). Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующие:
Реклама — любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсорам (определение Американской маркетинговой ассоциации (АМА).
«Реклама — это платное однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующее в пользу какого-либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства).
Некоторые специалисты рассматривают рекламу «как форму коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя».
«Реклама — коммуникация с аудиторией посредством неличных оплачиваемых каналов; аудитория четко представляет источник послания, как организацию, оплатившую средства распространения рекламы».
Маркетинг – способ создания спроса у массы потребителей на товары.
Реклама – инструмент создания спроса, используемый в маркетинге (жевательные резинки, шоколадные батончики и др.).
Определение из закона «О рекламе»
2.3 Закон «О рекламе»
Реклама— информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке ( ФЗ «О рекламе» 2006 года).
В соответствии с законом «О рекламе» выделяют четыре субъекта рекламной деятельности:
1) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
2) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
3) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
4) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
2.4 Цели и задачи рекламы
Цели рекламы являются подчиненными в достижении маркетинговых целей. Маркетинговая цель определяет желаемые показатели рыночной деятельности (объем продаж, доля рынка, темпы роста сбыта и т.д.).
Цели рекламы не следует путать с целями маркетинга, хотя цели рекламы также могут быть определены достаточно точно и по возможности выражены количественно, так чтобы степень их достижения поддавалась бы если не точному измерению, то хоти бы оценке.
Например:
• создать имидж новому товару;
• улучшить имидж давно существующему товару;
• повысить с 25 до 50% известность марки у аудитории молодых женщин в возрасте от 20 до 25 лет;
• заставить пользоваться товаром, покупать его в периоды падения спроса (мороженое зимой);
• заинтересовать покупателей, принадлежащих к еще не охваченному сегменту рынка, и др.
Срок реализации целей также должен быть указан, даже если он большой.
Цели рекламы зависят от стадии жизненного цикла товара.
Жцт – время существования товара на рынке: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад.
Информативная реклама (вводящая) – используется для информирования потребителей о товарах и их свойствах с целью создания спроса. Применяется на стадиях внедрения и роста (действует на разум, приводят разумные доводы).
Побудительная реклама – используется для создания у потребителей выборочного спроса на какой–то товар, путем внедрения потребителям, что рекламируемый товар является наилучшим в рамках имеющихся у них средств. Эта реклама несет эмоциональный заряд и воздействует на подсознание человека. В ней обычно в выигрышном свете представлен рекламируемый товар, броско указывается его марке и дается представление о том «райском наслаждении», которое будет испытывать потребитель, приобретя его. Применяется на стадии зрелости, когда обостряется конкурентная борьба.
Сравнительная реклама – осуществляет сравнение определенной марки товара с другими марками. Проще подчеркнуть достоинства своего нового товара по сравнению с ранее выпускавшимися товарами. Применятся на стадиях роста и зрелости.
Напоминающая реклама – напоминает потребителям о существующих товарах. Например, главной целью телевизионной рекламы «Кока-кола» является напоминание потребителям о существовании и этого напитка, а не первоначальное информирование о нем. Используется на стадии зрелости.
На стадии спада резко падает эффективность любой рекламы.
Различают экономические и коммуникативные цели рекламы: первые прямо направлены на покупку товара, вторые — опосредованно.
К экономическим целям относят:
• поддержку сбыта товара;
• формирование потребности в данном виде товара или услуге;
• побуждение к приобретению именно данного товара у данной фирмы;
• стимулирование спроса на конкретный марочный товар и стимулирование сбыта;
• объявление о льготных сделках, распродажах, снижениях цен;
• сокращение сроков вывода на рынок нового товара или услуги;
• понуждение потенциальных покупателей к посещению магазина, выставки;
• представление товара в новой упаковке.
К коммуникативным целям относят:
• ознакомление потребителей с новым продуктом, новой маркой или новым предприятием;
• повышение уровня известности продукта;
• влияние на привычки при потреблении продукта;
• информирование потребителей (например, об изменении цен);
• изменение имиджа в определенном направлении (модернизация, повышение привлекательности);
• пробуждение любопытства, которое приводит людей в магазин даже без намерения приобрести продукт;
• пробуждение желания последовать примеру других людей, которые уже приобрели продукт;
• поддержание верности продукту;
• улучшение мнения о предприятии и его продукции;
• выделение собственных товаров среди конкурирующих.
Содержание целей определяетзадачи рекламы. В общем случае они подразделяются на коммерческие (стимулирование сбыта, рост продаж, увеличение прибыли, ускорение товарооборота, поиск выгодных партнеров), некоммерческие (осуществление политических целей, укрепление моральных устоев, охрана природы, снижение заболеваемости и др.) и имиджевые (формирование образа товара, фирмы, престижности фирмы и ее продукции).