Достоинства и недостатки бизнес планов

Приложения

Финансовый план

Краткий финансовый план. Оценка риска и страхование

Потребности в финансировании. Финансовая стратегия

Важно показать не только общую сумму Ваших финансовых потребностей, но и этапность их получения. При этом следует с помощью метода денежных потоков проверить возможность компенсации части необходимой суммы за счет оборота.

Этот раздел крайне важен, и, желательно, если в компании нет высококвалифицированных специалистов в области финансового менеджмента, обратиться в консалтинговую фирму.

 

Этот раздел не должен быть обременен сложными финансовыми расчетами, аналитическими записками, должен резюмировать финансовый план, показать знание степени риска в осуществлении этого плана, профессиональные способности менеджеров инвестировать степени риска.

Стратегически важно отметить в этом разделе наличие рисков, проблем по реализации проекта. Однако, не следует акцентировать на этом внимание инвестора. Этот материал следует представить изящно, профессионально. Вы должны продемонстрировать уверенность в успехе Вашего проекта.

- пути преодоления и снижения рисков;

- программу организационных и стратегических мер по профилактике и нейтрализации рисков;

- программу страхования от рисков.

Проблемы страхования рисков - дело актуальное, но часто само страхование оказывает негативную роль на финансовые аспекты реализации проекта.

 

Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы на обусловленный период времени.

Особое внимание необходимо уделить динамике показателя ROI - отношения прибыли к вложенному капиталу.

 

Приложения не включаются в нормативный объем бизнес-плана. Главной задачей этого раздела является предоставление более полной информации, которая безусловно дополняет основной текст. Здесь может быть и конфиденциальная информация.

Важным аспектом является информационное обеспечение процесса составления бизнес-плана. Всю информацию можно подразделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация обеспечивает: анализ рынка, законодательной базы, потребителей, покупательной способности населения, анализ конкурентов.

Источниками внешней информации могут быть: органы Госкомстата РФ, области, а также данные аналитических центров, консалтинговых фирм.

Внешняя информация может быть первичной и вторичной. Вторичная информация - информация, опубликованная другими ли­цами и фирмами. Используя вторичную информацию, следует помнить о ее достоинствах и недостатках.

Достоинства: дешевизна; быстрота; возможность сопоставления нескольких источников.

Недостатки: информация может не дойти; узость опубликованной информации; неизвестна надежность информации.

Внутренняя информация должна дать представления о проекте. Это маркетинговая, финансовая, производственная, бухгалтерская информация.

Особое внимание необходимо уделить классификации издержек.

Помните, что бизнес-план - это в том числе и рекламный документ. Необходимо вести строгий учет распространения всех экземпляров бизнес-плана.

Помните, что на завершающей стадии Вам необходимо представить сугубо индивидуальные предложения для конкретных инвесторов.

Качественно составленный бизнес-план - это половина успеха в получении инвестиций. В этой связи целесообразно подготовить специалистов по бизнес-планированию или обратиться к экспертам в области подготовки бизнес-планов с целью подготовки инвестиционного бизнес-плана по международным и российским стандартам.

Практика 1

Внешние и внутренние факторы развития предприятий

Функционирование предприятий происходит в предпринимательской среде.

Под предпринимательской средой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение или на приспособление к ним.

Различают факторы внутренней и внешней предпринимательской среды.

Под внутренней средой понимают хозяйственный организм предприятия (предпринимательская способность, квалификация кадров, управленческий опыт, образование и другие факторы, воздействующие на деятельность отдельного предприятия). Внутренняя среда связана:

с личностными качествами предпринимателя, важнейшими из которых являются: профессионализм; умение прогнозировать события; готовность к риску; уверенность в своих силах; способность к многовариантности решений; коммуникабельность и общая культура;

с наличием капитала (свободных денежных средств и/или необходимых материальных ресурсов);

с организационными возможностями производства;

с материально-техническим обеспечением средствами производства;

с возможностями управления человеческим ресурсом;

с возможностями финансового менеджмента;

с маркетинговой деятельностью и др.

Под внешней средой понимаются условия и факторы, оказывающие или могущие оказать воздействие на функционирование предприятия независимо от ее деятельности.

Факторы внешней предпринимательской среды по их функциямусловно можно разбить на две основные группы - регулирующие («рамочная среда») и обеспечивающие (экономическая и деловая среда). Действие двух основных групп факторов возможно, если положительно действует разрешающий фактор (см. табл.1).

Понятие «разрешающий фактор» было введено украинскими исследователями и определяет возможность существования малых предприятий на законных основаниях. Он связан с национальными интересами и стратегией развития государства. Например, в бывшем СССР не существовало легальных малых фирм. Это политический фактор, разрешающий или не разрешающий появление частного сектора в соответствии с общей политикой государства.

Таблица 1

Внешние факторы развития малого предпринимательства

Внешние факторы развития малого предпринимательства
  Разрешающий фактор  
«Рамочная среда» Экономическая и деловая среда
Политическая ситуация; Правовые условия: Законодательство (налоговое, бюджетное, тарифное, инвестиционное) Административные механизмы порядок регистрации; порядок лицензирования; порядок сертификации; система контроля     1) Экономическая среда Доступ к ресурсам (финансы; помещения и коммуникации; оборудование; кадры; информация; технологии; сырье, материалы; система сбыта); Макроэкономические показатели (уровень научно-технического развития; покупательная способность потребителей; структура реализуемых товаров). 2) Деловая среда институты для ведения предпринимательской деятельности (рынки по оказанию услуг); институты для установления деловых взаимоотношений; общественная атмосфера; физическая среда
Наиболее важные порождаемые проблемы:
нестабильность законодательства; налоговый пресс; региональные ограничения; рэкет; неэффективная таможенная, тарифная и кредитная политика; бюрократизм; взяточничество.   недостаток финансовых ресурсов; недостаток услуг по обеспечению ресурсами; недостаток деловой культуры предпринимателей и населения; неразвитость инфраструктуры малого предпринимательства.  
Основные инструменты воздействия:
Законы и нормативные акты Прямые меры
Основные механизмы решения проблем:
Разработка и продвижение законодательных и нормативно-правовых актов Создание институтов поддержки предпринимательства
Функции факторов
Регулирующая Обеспечивающая
       

К факторам формирования «рамочной среды» относятся: политика; правовые условия; административные механизмы.

Политика, политические установки находящегося у власти правительства являются основными факторами предпринимательской среды. Результатом политических целей и задач являются способы управления экономикой.

Следующая группа внешних факторов - факторы, благоприятствующие или не благоприятствующие для ведения предпринимательской деятельности - экономическая и деловая среда.

Экономическая среда характеризуется:

наличием и доступностью экономических ресурсов - материальных (финансы, сырье, оборудование и др.) и людских;

уровнем научно-технического развития;

покупательной способностью потребителей;

структурой реализуемых товаров.

Деловая среда характеризуется:

1) наличием институтов для ведения предпринимательской деятельности, которые включают в себя:

банки (оказание финансовых услуг);

оптовых и розничных продавцов (предоставление услуг по распределению товаров);

специализированные фирмы и учреждения (юридические, бухгалтерские, аудиторские и др. услуги);

учебные заведения;

агентства по изучению рынка (предоставление информации о рынке);

рекламные агентства;

конторы по трудоустройству;

транспортные агентства (доставка товаров);

страховые компании;

коммунальные услуги (тепло-, водо- и энергоснабжение, вывоз мусора и т.д.);

поставщиков (снабжение сырьем, запчастями, готовыми изделиями, машинами и оборудованием, оргтехникой, канцтоварами и т.д.);

средства связи и передачи информации (размещение рекламы и другой информации для широкого освещения).

2) наличием институтов для установления деловых взаимоотношений, которые в себя включают:

организации, ведающие делами малого предпринимательства;

самоорганизации предпринимателей;

3) общественной атмосферой по отношению к малому предпринимательству;

4) физической средой, включающей природные условия (доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия) и средства сообщения (автомобильные магистрали, железные дороги, морские и воздушные пути сообщения), оказывающие прямое влияние на размещение предприятий.

Экономическая и деловая среда усиливается применением инструментов третьего типа - прямых мер воздействия.

Приведенная классификация факторов внешней среды показывает, что в управлении развитием малого предпринимательства наиболее сложно влиять на доступ к ресурсам ввиду их ограниченности, практически невозможно – на макроэкономические условия, а улучшить регулирующую и деловую среду вполне реально.

Наибольшее отрицательное влияние на развитие малых предприятий в России оказывают: низкая платежеспособность, снижение спроса на продукцию, налоговый пресс, недостаток финансовых средств и нестабильность законодательства и др.

Формирование способствующей развитию предпринимательства среды предполагает создание, в первую очередь, общей благоприятной среды в отношении всех предприятий и предпринимательства в целом.

Развитие малого предпринимательства реально поддерживается тогда, когда предпринимательская среда усиливает человеческий фактор и потенциал среды и создает стимулирующие условия для усиления и укрепления их соединения в рамках малого предпринимательства.

 

Практика 2