Этнос и время: этнотемпоральность

Этническое время может быть, а может и не быть, а этноцентрум как пространство есть всегда и практически совпадает с ноэтической структурой этноса, с его мышлением и проживанием осмысляемого мира. В этносе время имеет второстепенный характер, подчиненный пространственной одновременности. «отсутствие времени» характерно для ряда этносов охотников и собирателей, которые живут в широтах, где смена сезонов не сильно влияет на климатические условия. В этом случае у этноса вообще нет никакого представления о времени или темпоральности; этнос вполне может обходиться без времени. Этнотемпоральность всегда обратима, реверсивна. В нем все повторяется практически так, как если бы оно было неизменным.

Этнорелигиозные структуры

Само мышление является священным и в этом смысле «религиозным» или пра-религиозным. Человек соучаствует в этноцентруме как неотъемлемая часть целого, каждый отдельный член общества растворяется в этносе, становясь с ним одним и тем же. Это состояние и есть источник религиозного чувства интеграции части в целое, которое обладает атрибутами вечности, бесконечности, полноты, неизменности.

Нуменозность и сакральность

Для описания структуры религиозности этноса следует обратиться к работам Отто, сформулировавшего концепцию «сакрального». Для описания сущности сакрального Отто вводит ряд параметров и, в первую очередь, понятие «нуменозности», что на латыни означает «бог». Нуменозность – это своеобразные чувства, эмоции, установки, опыт, на основании которых древние люди отличали сакральный объект от профанного.

Чтобы охарактеризовать нуменозность, Отто приводит античное латинское выражение «mysteriumtremendum» – это ощущение панического беспричинного ужаса, которое охватывает человека, например, в темноте, в незнакомом пустом доме, в диком лесу, и которое не имеет видимого повода.

Антропология этноса. Шаман, пол, идентичность