Вырожденный план транспортной задачи

Вырожденнымпланом транспортной задачи называется такой допустимый план, в котором количество базисных клеток меньше (m+n–1), где m и n количество пунктов отправления и назначения соответственно.

Начальное допустимое решение задачи, приведенной в табл. 28, получено методом минимального элемента и содержит 5 базисных клеток вместо (4 + 5 - 1) = 8.

Таблица 28

Вырожденный план

Пункты назначения Пункты Отправления B1 B2 B3 B4 B5 Запасы груза
A1     8 10
А2        
A3   4      
A4   6  
Потребности в грузе

Отсутствие необходимого количества базисных клеток приводит к тому, что не из всякой сво­бодной клетки можно построить цикл, опирающийся на базисные клетки. Для того, чтобы сущест­вовал цикл, необходимо наличие строк и столбцов, содержащих по две базисные клетки, в которых ломаной линии разрешено делать поворот. Недостающие базисные клетки определяются следующим образом: в том месте транспортной таблицы, где необхо­димо повернуть ломаную линию цикла, нужно выбрать подходящую свободную клетку, поместить в нее нулевую перевозку и считать эту клетку базисной. Если, в таким образом построенном цикле, базис­ная клетка с нулевым значением перевозки совпадает с отрицатель­ной вершиной цикла, то по циклу переносится ноль единиц груза.

Процесс расстановки недостающих базисных клеток с нулевой пе­ревозкой состоит в том, что эти клетки следует разместить так, что­бы все базисные клетки можно было соединить ломаной линией, углы которой кратны прямому.

Рассмотрим эту ситуацию на примере задачи в табл. 29. Для того чтобы соединить ломаной линией базисные клетки A1В2, A2В1, A3В3, A4В2, A4В4, A4В5 можно поставить нулевые перевозки, напри­мер, в клетки A1В1 и A3В1.

Таблица 29

Снятие вырождения

Пункты назначения Пункты Отправления B1 B2 B3 B4 B5 Запасы груза
A1   8 10
А2        
A3 4      
A4   6  
Потребности в грузе

Алгоритм расстановки базисных клеток с нулевой перевозкой может быть легко сформулирован при помощи метода коррекции запасов и заявок. Если в полученном допустимом решении какая-либо пере­возка, например xRS, одновременно и полностью выполняет огра­ничения и по пункту отправления AR, и по пункту назначения BS, то либо запасы аR либо заявки bS этих пунктов должны подверг­нуться такой коррекции, чтобы появились недостающие базисные перевозки.

Рассмотрим метод коррекции для допустимого решения, построенно­го при помощи метода минимального элемента и приве­денного в табл. 30. Выполнение перевозок x22=100, x33= 75, x15 = 50 позволяет одновременно удовлетворить ограничениям по а2 и b2, по а3 и b3, по а1 и b5 соответственно.

Клетку A2В2, нельзя соединить ломаной линией с другими базисными клетками, так как ни строка A2, ни столбец В2 не содержат других базисных клеток. Увеличим, например, заявку пункта В2 на малую величину ε (b2 = 100 + ε) и вне­сем это изменение в табл. 30. Недостающие ε единиц груза при­своим перевозке x42. Перевозка x42 имеет наименьший тариф в строке A4. Выбор клетки A4В2, позволит связать ломаной линией столбец В2 и строку A4. Теперь для выполнения ограничения по а4 необходимо, например, а4 увеличить на ε (а4 = 100 + ε) или перевозку x44 и заявку b4 уменьшить на ε (x44 = 60 - ε, b4 = 60 - ε). В табл. 30 записан по­следний вариант.

Далее рассмотрим перевозку x33. Клетка A3В3, — единственная базисная клетка и в строке A3, и в столбце В3. Ее нельзя соединить ломаной линией с другими базисными клетками. Увели­чим, например, запасы в пункте A3 на ε единиц. «Лишние» ε единиц груза приписываются перевозке x32. Эта перевозка характеризуется минимальным тарифом в строке A3, и новая базисная клетка позво­лит соединить клетку A3В3, с базисными клетками в столбце В2 и да­лее в строке A4. Для того, чтобы ограничения выполнялись, необхо­димо либо скорректировать заявку b2 увеличив ее на 2ε единиц (b2 = 100 + 2ε), либо уменьшить на ε единиц перевозку x22 и запасы пункта отправления а2 (x22 = 100 - ε, а2 = 100 - ε). В табл. 30 реали­зовано последнее.

Повторяя аналогичные рассуждения, для перевозки x15 увеличим, например, запасы а1 на ε (а1 = 50 + ε) и занесем в клет­ку A1В1, ε единиц (x11 = ε). Для выполнения ограничения увеличим заявку b1 на ε единиц (b1 = 40 + ε).


Таблица 30

Вырожденная задача, метод коррекции

Пункты назначения Пункты Отправления B1 B2 B3 B4 B5 Запасы груза
A1 ε     12 18 50+ ε
А2   100- ε       100- ε
A3   12 ε     75+ ε
A4 11 ε   60- ε  
Потребности в грузе 40+ ε 100+ ε 60- ε 225+ ε

В результате таких рассуждений в транспортной таблице заполнены недостающие три базисные клетки, все ограничения выполняются, задача сохраняет свою сбалансированность и становится невырож­денной. Теперь положим ε = 0 и в дальнейших вычислениях учиты­ваем, что в полученном допустимом решении три базисные клетки содержат нулевые перевозки.

 

Лекция 6.

Транспортная задача по критерию времени

Наиболее частым критерием оптимальности перевозок оказывается из суммарная стоимость z. Однако, возникают ситуации, когда в качестве критерия оптимальности необходимо использовать время Т, в течение которого все перевозки будут закончены. Так, например, при перевозке скоропортящихся продуктов зачастую важна не стоимость перевозок, а их продолжительность. Такая транспортная задача называется транспортной задачей по критерию времени.

В транспортной задаче по критерию времени оптимальным планом перевозок Х(xij) называется та продолжительность перевозок, которая минимальна .

Сформируем транспортную задачу по критерию времени. Допустим, заданы M пунктов отправления A1, A2, …, AM, в которых сосредоточены запасы в количествах a1, a2, …, aM, и N пунктов назначения B1, B2, …, BN подавших заявки на груз в количествах b1, b2, …, bN, и время транспортировок tij из пункта Ai в пункт Вj (). Необходимо за наименьшее время Т () организовать перевозки груза из Ai в Вj так, чтобы из каждого пункта отправления Ai весь запас груза аi был вывезен:

и в каждый пункт назначения Вj весь груз в соответствии с потребностями bj был ввезен:

и перевозки не должны быть обратными xij>0

Выразим продолжительность перевозок T через время tij конкретных перевозок xij. План перевозок считается выполненным в тот момент, когда заканчивается самая длительная из всех перевозок, т. е. про­должительность плана перевозок Т определяется максимальной длительностью tij ненулевых перевозок. Следовательно, необходимо найти план перевозок Х(xij) удовлетво­ряющий условию

 

Транспортная задача по критерию времени не является задачей ли­нейного программирования, так как целевая функция Т не является линейной функцией переменных xij.

Без ограничения общности можно считать, что рассматриваемая транспортная задача сбалансирована: . Если это не так, то транспортную задачу всегда можно сбалансировать, про­порционально уменьшая избыточные запасы аi, (заявки bj) или вводя фиктивный пункт отправления AФ, (назначения ВФ) с запасами (заявками ) для недостающих заявок (запасов) и считая, что эти дополнительные перевозки про­исходят в течение очень большого промежутка времени tФ.

Решение транспортной задачи по критерию времени может быть получено методом запрещенных клеток. Этот метод состоит из двух этапов:

• на первом, находится начальный допустимый план;

• на втором, найденный план последовательно ускоряется.

Пример. В таб­лице (табл. 30) в правый верхний угол каждой клетки вписано время соответствующей перевозки tij.

Для определения начального допустимого плана перевозок можно использовать, например, метод северо-западного угла или метод наименьшего элемента. Допустимое решение x52, x31, x42, x43, x13, x21, x65, x24 (перевозки xij перечислены в порядке их определения) получено методом наименьшего элемента и указано в табл. 31. Время найденного плана перевозок T равно t24 = 8.

Таблица 31

Метод запрещенных клеток

Для уменьшения Т необходимо перевозку x24 поместить в клетки, которым соответствуют перевозки с tij<t24. Более быстрый план Х(xij) не может содержать перевозки с tij > t24, поэтому из дальнейшего рассмотрения исключим все такие клетки, перечеркнув их. При изменении допустимого плана перевозок Х(xij) с сохранением имеющихся ограничений также используется приятие цикла транспортной таблицы, введенное выше. Однако в отличие от распределительного метода или метода потенциалов положитель­ные вершины цикла могут опираться на клетки с нулевыми пере­возками. Для переноса x24 в другие клетки пометим клетку A2В4, знаком « - » и построим из нее цикл. Вершины этого цикла — клетки A5В4, A5В2, A2В2 помечены соответственно знаками плюс и минус. Минимальное значение, на которое можно произвести сдвиг по циклу x24=75.

 

Таблица 32

Второй шаг метода запрещенных клеток

Новый, более быстрый план перевозки указан в табл. 32. Его время Т равно t64 = 7, поэтому из дальнейшего рассмотрения из табл. 32 вычеркнем все клетки tij = 8. Построим цикл из клетки A6В4. Вершинами цикла являются клетки A6В4, A6В2, A5В2 и A5В4. В цикле делаем сдвиг на 25 единиц. Результат записан в таблицу 33. Время найденного плана перевозок T = 6. Вычеркнем из дальнейшего рассмотрения клетки таблицы с tij=7. Анализ табл. 33 позволяет сделать вывод о том, что создать более быстрый план с T < 6 нельзя.

Таблица 33

Результат оптимизации

Пункты назначения Пункты отправления B1 В2 В3 В4 В5 Запасы
А1
А2  
А3
А4
А5  
А6  
Потребности